Система оценивания образовательных достижений
статья
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. Актуальность разработок системы оценки достижения результатов общего образования определяется избранным в Российской Федерации подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных образовательных стандартов, направленных на регуляцию результатов образования при вариативном построении образовательного процесса, а также необходимостью широкого понимания результатов современного общего образования.
Разработка нового инструментария для оценки освоения новых планируемых результатов начального образования может стать основой для разработки новой системы оценки образовательных достижений учащихся, дополнить их новыми динамическими характеристиками в предметных, и межпредметных областях и области личностного развития учащихся, а также позволит объективно оценивать эффективность деятельности общеобразовательных учреждений, создаст информационно аналитический потенциал управления образовательными системами.
Школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
И здесь на помощь могут прийти различные методы системы оценивания: стандартные письменные работы, самостоятельные, тестовые задания, лист прогресса, «лесенка» успеха, «гора» успеха, лист индивидуальных достижений.
Эффективным инструментом в предметном мониторинге является применение листа прогресса. В основе его составления лежит таксономия Бенджамина Блума (американский психолог 50гг.20 в). В зависимости от учебных целей выделяется шесть уровней познания: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Уровень знания предполагает разработку учебных целей, направленных на запоминание, распознавание и воспроизведение базовых элементов учебной информации в предметной области. Таким образом, лист прогресса включает предметные знания, общепредметные, специальные умения и навыки.
Для выявления динамики усвоения основных тем мною составляются листы прогресса. Эти листы открыты как для детей , а так же и для их родителей. Они позволяют увидеть проблемные места каждого ученика, скорректировать его индивидуальную работу. Таким образом, информация по листам прогресса имеет не усреднённый характер, а личностно - ориентированный, то есть позволяет увидеть продвижение каждого ученика.
Применяя лист прогресса, я отслеживаю формирование познавательных, практических умений и навыков. Моя задача как учителя – не вытянуть всех учащихся на заданный уровень, а вывести личность каждого ученика в режим развития.
Сущность этого метода заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ученик становится его субъектом, т.е обучается ради самоизменения. И управление развитием каждого ученика становится непременным условием моей работы.
Метод применения листа прогресса позволяет:
- анализировать индивидуальные результаты каждого ученика;
-анализировать степень усвоения конкретных учебных элементов;
Для создания листов прогресса
Таксономия Б. Блума в когнитивной области:
Глаголы для формулировки конкретных учебных целей - результатов
Знание (знание конкретных фактов, средств и способов действия с ними, категорий и общих понятий) | Понимание( перевод с одного языка на другой) | Применение(использование на практике) |
- узнаёт -распознаёт -даёт определение -определяет -указывает -подчёркивает -формулирует правила - припоминает - выбирает - называет - констатирует - вспоминает | -кратко излагает - объясняет схемы -использует методы - приводит примеры - расставляет по порядку - выполняет последовательность действий -сравнивает -задаёт вопрос - сравнивает по аналогии - переструктурирует - переформулирует - пересказывает - переводит в таблицу -фиксирует следствия | - выполняет известный алгоритм - демонстрирует -применяет -преобразует - переносит - подбирает -решает - использует |
Глаголы для формулировки конкретных учебных целей - результатов
Анализ( разбиение на части) | Синтез(получение целого) | Оценка |
- рассуждает -классифицирует -разбивает -соотносит -вычленяет часть из целого | - разрабатывает план, модель, схему - обобщает - доказывает - делает выводы | -высказывает суждение - обсуждает - даёт рекомендации - критикует - оценивает - аргументирует |
Лист прогресса по русскому языку «Имя существительное»
Выделяет с помощью сравнения отдельных признаков имена существительные | Работает с простейшими графическими моделями | Создает творческие работы | ||||||||||||||
№ | ФИ ученика | Дает определение им.сущ. | Ставит вопросы к сущ. | Выделяют им.сущ. среди др. частей речи | Определяет род | Определяет число | Определяет падеж | Определяет склонение | Определяет лексическое значение | Устанавливает связи слов по смыслу | Разбирает сущ. по составу | Вычленяет сущ в предложении | Проектирует модель предложения | Составляет словосочетания, используя сущ. | Составляет предложения | Составляет текст |
Лист общеучебных достижений ученика
__________________________________
№ п\п | Критерии | 1 -й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |
полугодие | конец года | |||||
1 | Классная работа выполнялась: всегда |
|
|
|
|
|
регулярно |
|
|
|
|
| |
примерно в половине случаев |
|
|
|
|
| |
редко |
|
|
|
|
| |
почти никогда |
|
|
|
|
| |
2
| Домашние задания выполнялись: всегда |
|
|
|
|
|
регулярно |
|
|
|
|
| |
примерно в половине случаев |
|
|
|
|
| |
редко |
|
|
|
|
| |
почти никогда |
|
|
|
|
| |
3
| Отношение к учёбе в целом: положительное |
|
|
|
|
|
безразличное |
|
|
|
|
| |
негативное |
|
|
|
|
| |
4
| Участие в работе класса на уроках: постоянное |
| - |
|
|
|
инициативное |
|
|
|
|
| |
регулярное |
|
|
|
|
| |
частое |
|
|
|
|
| |
редкое |
|
|
|
|
| |
5
| Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто |
|
|
|
|
|
редко |
|
|
|
|
| |
почти никогда |
|
|
|
|
| |
6
| Ответственность и самостоягельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен |
|
|
|
|
|
нуждается в помощи и сопровождении |
|
|
|
|
| |
самостоятельность проявляется редко |
|
|
|
|
| |
уклоняется от ответственности |
|
|
|
|
| |
7
| Внимание: отличное |
|
|
|
|
|
среднее |
|
|
|
|
| |
легко отвлекается |
|
|
|
|
| |
8
| Память: отличная |
|
|
|
|
|
средняя |
|
|
|
|
| |
долговременная |
|
|
|
|
| |
кратковременная |
|
|
|
|
| |
9
| Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества |
|
|
|
|
|
воспроизводит знания полностью |
|
|
|
|
| |
воспроизводит знания не полностью |
|
|
|
|
| |
10
| Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно |
|
|
|
|
|
готов к уроку с напоминанием |
|
|
|
|
| |
не готов к уроку |
|
|
|
|
| |
11 | Оформление работ: |
|
|
|
|
|
по всем требованиям |
|
|
|
|
| |
частично нарушены требования |
|
|
|
|
| |
без выполнения требований |
|
|
|
|
| |
| красиво |
|
|
|
|
|
аккуратно |
|
|
|
|
| |
грязно |
|
|
|
|
| |
12
| Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством работы |
|
|
|
|
|
опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы |
|
|
|
|
| |
соответствует темпу урока |
|
|
|
|
| |
отстаёт от темпа урока |
|
|
|
|
| |
13
| Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы |
|
|
|
|
|
формулирует цель с помощью учителя |
|
|
|
|
| |
не умеет формулировать цель учебной работы |
|
|
|
|
| |
14 | Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке: всегда |
|
|
|
|
|
иногда |
|
|
|
|
| |
никогда |
|
|
|
|
| |
15
| Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами: положительное |
|
|
|
|
|
безразличное |
| - |
|
|
| |
негативное |
|
|
|
|
| |
16
| Соблюдение норм и правил поведения учащихся: отличное |
|
|
|
|
|
хорошее |
|
|
|
|
| |
удовлетворительное |
|
|
|
|
| |
плохое |
|
|
|
|
| |
17
| Общеучебные навыки усвоены: отлично |
|
|
|
|
|
хорошо |
|
|
|
|
| |
удовлетворительно |
|
|
|
|
| |
плохо |
|
|
|
|
| |
| Подпись учащегося |
|
|
|
|
|
| Подпись педагога |
|
|
|
|
|
| Подпись родителей |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...
Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО
Статья посвящена подходам в системе оценивания учащихся....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."
Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений....
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...
Система оценивания образовательных достижений
Оценивание является постоянным процессом в образовании детей.В зависимости от этапа обучения я использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...