Статья по программе "Сможем вместе"
учебно-методический материал

Малагина Марина Анатольевна

В данной статье рассказывается о программе по коррекции детско-родительских отношений "Сможем вместе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

                     Программа по коррекции детско-родительских отношений            

                                              «Сможем вместе!»

     На базе ОАУСО «Маловишерский комплексный центр социального обслуживания населения» отделения социального приюта для детей и подростков с 2019 года реализуется программа по коррекции детско-родительских отношений «Сможем вместе!».    

                                            Актуальность. 

     Опыт практической работы в отделении социального приюта показывает, что во многих семьях детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой: родители часто жалуются на проблемы с детьми. В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребёнок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений. Программа «Сможем вместе!» направлена на поиск совместных решений, на сближение двух миров – столь близких и взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.

     Целью программы является формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных ценностях и традициях, обязанностях, сплочение детей и родителей, а также гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий детей и родителей.

     Задачи: - сплочение членов семьи;

                    - гармонизация внутрисемейных отношений;

                    - развитие коммуникативных навыков детей;

                    - повышение самооценки детей и родителей;

                    - положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.

     Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 18 лет. Цикл занятий включает в себя 12 встреч с периодичностью 1 раз в месяц.

                                   Структура занятий.

  1. Приветствие, разминка
  2. Работа по теме: игры, дискуссии, упражнения, арттерапия.
  3. Рефлексия

 Формами проведения занятий по программе являются: «круглый стол», психологические тренинги, коллективные творческие работы. Каждое занятие включает в себя различные элементы арттерапии с  использованием различных материалов и песочная терапия.

      Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

    В результате реализации программы, ожидается положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми, сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений,  повышение самооценки ребёнка.

Диагностика проводится до начала занятий и по завершении цикла занятий на последней встрече.

                                 Тематический план программы.

     Занятие № 1 «Знакомство»

     Цель: знакомство с участниками, повышение уровня доверия между участниками. Сотрудничество родителя и ребёнка.

     Упражнения: «Помнишь моё имя?», «Символ», «Меняемся местами», «Фигуры», «Сиамские близнецы», «Тень».

     

     Занятие № 2 «Повышение групповой сплочённости»

     Цель: повышение групповой сплочённости. Сотрудничество родителя и ребёнка.

     Упражнения: «Снежный ком», «А я еду!», «Родители и дети», «Слепой», «Мозговой штурм».

     

     Занятие № 3 «Диагностика тревожных состояний»

     Цель: сотрудничество родителя и ребёнка. Диагностика тревожных состояний.

     Упражнения: «Лобное место», «Путаница», «Найди себе пару», «Слепое слушание», «Построение».

     

     Занятие № 4 «Выявление уровня самостоятельности и волевой регуляции»

     Цель: сотрудничество родителя и ребёнка. Выявление уровня самостоятельности и волевой регуляции.

     Упражнения: «Комплименты», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Дыхание доброго животного», «Водитель», «Мне нравится».

     

     Занятие № 5 «Диагностика внутрисемейных отношений»

     Цель: сотрудничество родителя и ребёнка. Диагностика внутрисемейных отношений.

     Упражнения: «Передай предмет», «Что можно сделать с предметом?», «Похвастайся мамой, папой», «Семейный портрет».

     

     Занятие № 6 «Актуализация ценности семьи»

     Цель: сотрудничество родителя и ребёнка. Актуализация ценности семьи.

     Упражнения: «Поздороваемся частями тела», «Паровозик – я + хороший», «Совместное творчество», «Поссорились», «Коллаж семьи».

     

     Занятие № 7  «Психология семейных отношений»

     Цель: исследование психологической дистанции в семейных отношениях. Выявление внутрисемейной волевой структуры.

     Упражнения: «Я и мама (папа)», «Имитатор», «Держи дистанцию», «Скульптура», «Покрывало».

     

   

     Занятие № 8 «Семейные ценности и традиции»

     Цель: исследование семейных ценностей и традиций. Сотрудничество родителя и ребёнка.

     Упражнения: «Я + ты», «Согласованность действий», «Репортёр», «Семейные заповеди», «Мне кажется, что мы похожи».

     

     Занятие № 9 «Я – высказывание» (занятие для родителей)

     Цель: понять психологическое различие между «Я – высказыванием» и «Ты – высказыванием».

     Упражнения: «Недетские запреты», «Солнце любви».

     

     Занятие № 10 «Приёмы активного слушания»

     Цель: знакомство с приёмами активного слушания, развитие навыков активного слушания.

     Упражнения: «Лучшее воспоминание детства», «Выслушай другого», «Слушай чувства».

     

     Занятие № 11 «Поощрения и наказания»

     Цель: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

     Упражнения: «Ассоциация», «Яркое негативное воспоминание детства»

     

     Занятие № 12 «Завершение группы. Подведение итогов»

     Цель: подведение итогов. Заключительная диагностика.

     Упражнения: «Любимые игры», «Если бы…».

     Проведя анализ работы по данной программе можно сделать следующий вывод: дети чувствуют себя более успешными и нужными, происходит гармонизация детско-родительских отношений; повышается самооценка у детей.

     Данная программа была разработана социальным педагогом отделения социального приюта для детей и подростков Малагиной М.А. Программу реализуют специалисты отделения социального приюта для детей и подростков: Самарина В.В. – воспитатель

                     Тихонова Л.В. – воспитатель

                     Карьялайнен И.И. – воспитатель

                     Усачёва Б.Б. – воспитатель

                     Семёнова Н.В. – психолог

      Опыт работы по данной программе был представлен социальным педагогом отделения социального приюта для детей и подростков ОАУСО «Маловишерский КЦСО» Малагиной М.А. и воспитателем Самариной В.В. на площадке делегации Новгородской области XI Всероссийского форума «Вместе ради детей», который проходил в г. Великий Новгород в ноябре 2020 года.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вместе, а не вместо. Помощь родителей ребенку в домашней работе

Как родители могут помочь ребенку в выполнении домашних заданий...

Внеклассное мероприятие "Вместе читаем, вместе отдыхаем"

Здравствуйте, уважаемые гости нашего традиционного мероприятия!  Разрешите поздравить всех вас  с замечательным праздником, с днём семьи!  Как хорошо, что мы с вами собрались вместе в э...

Статья "Вместе познаем мир"

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества. Эффективные формы, методы и приемы работы с обучающимися начальных классов и их родителями....

Статья "Мы разные , мы вместе"

В данном разделе опубликована статья "Мы разные, мы вместе" ....

Статья "Мы - вместе!"

В статье говорится о работе с детьми с ОВЗ...

Статья о практическом применении рабочей тетради из УМК " Открываем мир вместе"

В данной статье авторами приведены примеры использования заданий из рабочей тетради " Открывыаем мир вместе" в урочной и внеурочной деятельности....