Использование современных коррекционных технологий в учебном процессе
учебно-методический материал
Использование современных коррекционных технологий в учебном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование современных коррекционных технологий в учебном процессе | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных коррекционных технологий в учебном процессе
Недилько Ираида Александровна
ГКОУ КК школа- интернат ст-цы Шкуринской
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве
и под руководством, завтра он становится способен
выполнять самостоятельно…» Л.С. Выготский
Я работаю учителем в Государственном казенном общеобразовательном учреждении Краснодарского края специальной (коррекционной) школе – интернате ст-цы Шкуринской с августа месяца 2010 года. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим я постоянно ищу и осваиваю новые подходы, технологии и приёмы .
Дети с умственной отсталостью нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Одной из форм обучения данной категории детей являются специальные (коррекционные) образовательные учреждения или классы в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья, где обучение ведется по специальным программам. В своей работе использую учебники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой –
М « Просвещение» 2010г.Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.
Чем раньше начата коррекционная работа с умственно отсталым ребенком, тем больших успехов можно достичь в коррекции дефекта и предотвращении возникновения вторичных отклонений.
Моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с целями деятельности данного образовательного учреждения.
Цель педагогической деятельности - эффективное построение учебного процесса на начальной ступени обучения, привлечение их к исследовательской работе по предметам, к участию в конкурсах и олимпиадах, подготовка к дальнейшему обучению в средних и старших классах нашей школы и поступлению в профессиональные училища. При этом учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности в процессе обучения.
В своей работе развиваю интерес к предметам. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по развитию речи, русскому языку, чтению, математике, рисованию, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне.
Для получения положительной динамики результатов образовательного процесса строю уроки в режиме современных образовательных технологий:
личностно-оринтированные, деятельностные технологии; технологию дифференцированного и индивидуального обучения, технологию сотрудничества, развивающего обучения, проблемного обучения,игровые , здоровьезберегающие технологии, технологию интегрированного урока.
Применение этих и других педагогических технологий помогает мне развивать, воспитывать, формировать личность учащегося, так как применение мною разнообразных современных образовательных технологий, не дает ученикам привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.
В своей работе при организации образовательной и развивающей среды для воспитанников с отклонениями в развитии применяю личностно- ориентированный подход как основную технологию обучения, воспитания и коррекции.
Основная цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Для достижения этой цели строю учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности. Для этого включю в работу задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых связан с догадкой, опытом ребёнка, ранее усвоенными знаниями. (5-9 класс
Такие задания формируют у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач
На своих уроках используются такие приемы, как создание проблемной ситуации – предоставленные для учащихся данные не в полном объеме позволяют справиться с поставленной задачей. Например:
- подбери картинки под каждое предложение (но количество картинок меньше, чем предложений);
- откройте учебники и прочитайте задание № 4 (ученики вскоре спросят: «На какой странице?»);
- задания «Что изменилось?», «Что перепутал художник?», «Чем отличаются?», «Составь рассказ по схеме»…
Проблемные задания или все занятие, посвященное какой-либо проблеме, способствует развитию творческого потенциала учащихся и активизирует процесс мышления.
Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их познавательную деятельность.
Считаю, что каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в собственном темпе.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. Для нашей школы, дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы, которая ставит своей основной целью, опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, исправление наиболее нарушенных процессов деятельности.
На начальных этапах работы много времени уделяю изучению особенностей познавательной деятельности учащихся, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей, что позволяет разделить учащихся на 4 группы в соответствии со структурой их дефекта и возможностями обучения. В дальнейшем веду систематическое педагогическое наблюдение с целью определения особенностей индивидуального развития учащихся и планирования индивидуальной работы с ними. Следует отметить, что отнесенность уч-ся к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения уч-ся развиваются и переходят в группу выше или занимают более благополучное положение внутри группы.
Часто использую в учебно-воспитательном процессе коллективные формы обучения:
Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.
Для закрепления изученного материала практикую игру «Маленький учитель». Таким образом, более развитые ученики лучше усваивают материал, а у более слабых появляется для этого стимул. Самое главное – каждый ученик должен поверить в свои возможности, на каждом уроке почувствовать успех.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе и дает возможность справиться с заданием, способствует интересу к учебной деятельности.
Активно применяю в процессе коррекционно – развивающей работы с детьми игровые технологии обучения.
Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Мы все любим играть. «Что наша жизнь? Игра!», а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Уроки с использованием игровых технологий часто применяю в процессе обучения, обобщения, закрепления учебного материала.
Игры использую на всех уроках учебного плана:
« Потерялась буква»
( обучение грамоте);
«Восстанови цепочку», «Распредели по частям речи», «Фантазеры» Опыт работы показывает, что целенаправленное систематическое использование игровых приемов, способствуют обогащению и закреплению словарного запаса у школьников, связной речи, обучению счёту, развивают память, наблюдательность, развивается познавательный интерес к предметам, активизируется мыслительная деятельность учащихся. в зависимости от назначения игры. Развивается богатое творческое, свободное воображение, раскрепощенное мышление.
На всех уроках и во внеклассной работе успешно решаю задачи формирования здоровьесберегающих компетенций школьников, используя совокупности современных здоровьезберегающих технологий и методик.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.
Поэтому одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого на своих уроках использую здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе; сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Конечно, здоровье учащихся определяется его исходным состоянием на момент поступления в школу, но, тем не менее, я всегда придерживаюсь рациональной организации урока, а именно:
. строгая дозировка учебной нагрузки;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
· благоприятный эмоциональный настрой;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
В своей работе применяю технологию интегрированного урока.
На этих уроках стараюсь найти взаимосвязь с другими предметами, ведь интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.
Такие уроки способствуют развитию эстетического вкуса, развитию речи, внимания, мышления учащихся, умению анализировать картины (пейзажи) русских художников, вызывают повышение интереса к предмету.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, поэтому считаю, что использование ИКТ на уроках начальной школы вызывает живой интерес и служит фактором активизации познавательной деятельности.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет мне:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностям.
В педагогической практике школы-интерната любая технология с коррекционной направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно рациональнее применить.
Об эффективности и применении в практической деятельности современных коррекционных технологий можно судить по проведенным открытым занятиям (урокам, общешкольным мероприятиям).
О продуктивности использования перечисленных технологий в моей работе свидетельствуют следующие результаты:
- учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, в группах) над решением поставленных задач;
- у детей развиваются коммуникативные навыки;
- в процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за "неправильность",
- у детей развивается поисковая активность, что, в свою очередь, приводит к формированию познавательной активности, необходимой для успешного овладения знаниями;
- последовательно формируются произвольные процессы (умение концентрировать, удерживать на чем-либо свое внимание, использовать приемы запоминания).
- становятся более адекватными взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Регулярно анализирую эффективность общеразвивающего воздействия педагогических технологий с учетом потенциальных возможностей детей: оцениваю результаты коррекционно-воспитательной работы с динамикой коррекционного процесса.
Изучаю специальную литературу, успешный опыт коллег по организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, размещаю собственные методические материалы в электронных СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности
(из опыта)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе....
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности.
из опыта работы использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности...
О Т Ч Ё Т об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе
Применение современных образовательных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей....
Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»
В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности.
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности....