Типы уроков (по ФГОС ООО)
методическая разработка
В данном материале рассматривается типология уроков по ФГОС ООО: цели каждого типа урока в соответствии с системно-деятельностным подходом, этапы и цели каждого этапа урока, деятельность учителя и учащегося. Материал удобен для составления технологической карты урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Типология уроков
Типы уроков по ФГОС | Типы уроков (старая формулировка) |
Урок «открытия нового знания» ( ОНЗ) | Урок изучения нового знания |
Урок рефлексии | Урок совершенствования ЗУН, урок закрепления ЗУН |
Урок методологической направленности | Урок обобщения и систематизации знаний |
Урок развивающего контроля | Урок контроля ЗУН, урок коррекции ЗУН |
1.Урок открытия нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
№ этапа | Этапы урока «открытия нового знания» | Цель этапа |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности (включение уч-ся в деятельность) |
2. | Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
3. | Этап выявления места и причины затруднения. | организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения. | постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. |
5 | Этап реализации построенного проекта. | построение нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План, применение нового знание в типовых заданиях. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, |
2. урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
№ этапа | Этапы урока рефлексии | Цель этапа |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. |
2. | Этап актуализации и пробного учебного действия. | осознание уч-ся потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. |
3. | Этап локализации индивидуальных затруднений. | осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. |
4. | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
5 | Этап реализации построенного проекта | осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. |
6 | Этап обобщения затруднений во внешней речи. | закрепление способов действий, вызвавших затруднения. |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. |
8 | .Этап включения в систему знаний и повторения. | применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности. |
*интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План.
3. Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.
4 Урок развивающего контроля (проводится 2 урока)
№ этапа | Этапы урока рефлексии | Цель этапа | Деятельность |
1 урок Проведение контрольной работы | |||
1 | Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности. | Учитель определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в этап, установить тематические рамки, форму, процедуру, предъявить критерии оценки |
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия; | подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. | Учитель 1.организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы; |
2 урок Анализ контрольной работы | |||
3 | Этап локализации индивидуальных затруднений; | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. | |
4 | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; | Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Учащиеся 1.Формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять); |
5 | Этап реализации построенного проекта | осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | Учащийся -Самостоятельно исправляет ошибки (в случае затруднения обращается к эталону) -Придумывают самостоятельно аналогичные задания. У кого нет ошибок выступают в качестве консультанта или выполняют задания творческого уровня |
6 | Этап обобщения затруднений во внешней речи; | закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | Учащиеся (фронтально) Обсуждают типовые ошибки, проговаривают правила, алгоритмы, способы действия ит.п., вызвавшие затруднения |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха. | Учащиеся -Выполняют самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки; |
8 | Этап решения заданий творческого уровня; | применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов | Учащиеся |
9 | рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. | самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. | Учащийся анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
В помощь молодым учителям дана примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"
В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков
Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков...
Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...