Методика Золтана Дьенеша в коррекционно-развивающей работе для детей с ОВЗ
методическая разработка
Использование логических блоков Дьенеша для работы с младшими школьниками с ЗПР обусловлено особенностями данной категории детей в решении ряда коррекционных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_denesha.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка»
МЕТОДИКА ЗОЛТАНА ДЬЕНЕША
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Подготовила: Дуванова Е.В.,
учитель начальных классов
2020 г.
МЕТОДИКА ЗОЛТАНА ДЬЕНЕША
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Блоки Дьенеша становятся всё более популярным учебно-развивающим пособием для детей с ОВЗ. Изобрёл эти блоки венгерский математик Золтан Дьенеш, который считал, что математика не скучная наука, а мир, полный открытий и удивительных вещей. Умение определять взаимосвязи и классифицировать — одно из основных не только в математике, но и в жизни.
Золтан Дьенеш увлекался математикой с самого детства, поэтому он захотел посвятить жизнь «царице точных наук», и ее освоению как можно в более доступной форме для детей не только у себя в Венгрии, но и по всему миру. Он разработал уникальную авторскую методику по раннему освоению математики для детей, ее доступности в понимании и легком восприятии.
В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.
Использование логических блоков Дьенеша для работы с младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР) обусловлено особенностями данной категории детей и большими возможностями в решении ряда коррекционных задач. Применение его возможно на коррекционных занятиях психолога, дефектолога, воспитателей, индивидуальных и групповых занятиях коррекционно - развивающего обучения.
Мыслительная деятельность младших школьников с ЗПР характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного), которое по своему развитию приближается у них к возрастным требованиям (С.А.Домишкевич,
Т.В.Егорова, З.И.Калмыкова и др.).
Кроме того, у детей с ЗПР отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении, а в иерархии их мотивов ведущее место на протяжении времени занимает игровой (Н.Л.Белопольская, Н.А. Менчинская, Т.В. Егорова и др). Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления младших школьников с ЗПР, как инактивность, малая подвижность, поверхность, сниженная продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов.
Вместе с тем можно выделить те сохранные функции мыслительной деятельности детей с ЗПР, на которые следует опираться при построении коррекционной работы:
- высокая восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания (что качественно отличает их от умственно отсталых детей);
- наибольшая сохранность наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор;
- развитая игровая мотивация, позволяющая в условиях психического насыщения, преодолеть желание детей с ЗПР прекратить работу и способствует ее завершению в полном объеме.
Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь. А также помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции. Играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами.
Логические блоки - это объемные геометрические фигуры. В комплекте 48 фигур. Все они различаются по форме (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник); цвету (красный, синий, желтый); размеру (маленькие, большие), толщине (тонкие, толстые). Таким образом, в процессе работы с блоками учащиеся оперируют одновременно 4 признаками объекта (цвет, форма, толщина, размер).
Наряду с логическими блоками применяются символические обозначения их признаков:
◊ - толщина (тонкая фигура)
◌ - форма
- толщина (толстая фигура)
▼ - цвет и форма
- цвет
В работе могут также использоваться плоскостные фигуры с целью подготовки к выполнению некоторых заданий, которые можно изготовить самим.
Что можно развить в детях, играя с блоками Дьенеша?
Логические блоки Дьенеша — игра, которая ненавязчиво, но серьёзно развивает математические способности ребёнка. Она обеспечивает восприятие ребёнком математических символов, учит логически мыслить, развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность.
Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать.
Методика работы с блоками.
Первый – это «свободная игра». Она состоит в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая варианты решений.
Второй этап - происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил, дети осваивают необходимую математическую информацию.
Третий этап — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, ребенок начинает понимать, что суть игры не меняется от смены материала.
Четвертый этап — знакомит детей с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.
Пятый этап — начинается переход к обучению символам.
Шестой этап – дети учатся анализировать, делать выводы из собственных заключений.
Как играть в блоки Дьенеша?
С блоками Дьенеша можно придумать фактически бесконечное количество игр. Приведу лишь некоторые, наиболее простые и популярные.
Игра «Достань не глядя»
Описание: Блоки Дьенеша складываются в непрозрачный мешок. Ребёнка просят достать только круглые блоки или треугольные.
Это простое задание требует уже знания ребёнком геометрических фигур и умения распознавать их наощупь.
Игра «Четвёртый лишний»
Описание: Выложите перед ребёнком 4 блока и попросите найти лишний. Но не просто найти, а ещё и объяснить — почему он лишний. Выкладывать можно сначала, например, 3 красных блока и один синий. Постепенно задания следует усложнять.
Игра «Посчитай и сравни»
Описание: Выкладывайте некоторое количество разных блоков (поначалу — небольшое) и просите малыша посчитать чего больше: квадратов или треугольников, синих фигур или красных и т. д.
Игра «Внутри и вне»
Описание: Рисуем на бумаге круг или просто берем коробку и просим — внутрь круга сложить все круглые блоки, а остальные оставить снаружи. Можно начать с коробки, а потом переместить игру на лист бумаги, чтобы ребёнок имел представление о понятиях внутри и снаружи.
При помощи блоков Дьенеша ребёнок начинает выполнять простейшие логические операции. Он может делить предметы по свойствам, находить различия и обобщать, сравнивать и классифицировать. Кроме того, блоки развивают усидчивость, интерес к наукам и самостоятельной деятельности.
В своей работе я использую дидактические пособия, которые способствуют становлению логико – математического опыта ребёнка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения; построением логического высказывания; составления алгоритмов.
Я хочу поделиться картотекой игр с логическими блоками Дьенеша, которые наиболее часто использую в работе.
- Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»
Задачи:
• Упражнять детей в группировке геометрических фигур
• Развивать наблюдательность, внимание и память
Задание:
- Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:
- У Буратино оказались все синие квадраты
- Чтобы Карандашу достались все желтые
- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие.
2. Дидактическая игра «Этажи»
Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков.
Ход игры:
Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
3.Дидактическая игра «Второй ряд»
Задачи: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры:
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
4. Дидактическая игра «Найди клад» Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а учитель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
5. Дидактическая игра «На свою веточку» Задачи:
Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.
Ход игры:
На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводится игра со следующим рисунком.
Задания повышенной сложности.
Задание 1. «Что изменилось?»
Цель: научить наблюдать и определять изменяющийся признак объекта.
Выкладывается цепочка любых плоских, впоследствии объемных фигур.
Учащимся необходимо на основании анализа выложенных в ряд фигур выделить признак, изменяющийся от фигуры к фигуре, а в последствии, спустя несколько занятий, те схожие признаки, которые не изменяются. Сначала предъявляются цепочки с фигурами, у которых изменяется один признак (цвет или форма), затем два и т.д.
Инструкция: « Посмотри на рисунок и скажи, что изменяется от фигуры к фигуре».(Рис.1) Рис.1
(Более сложный вариант инструкции для дальнейших занятий: «Какой признак изменяется от фигуры к фигуре, а что остается неизменным».)
Ответ: изменяется – цвет, форма, толщина; остается без изменений – размер.
Задание 2. «Цепочка»
Цель: научить оперировать (Выделять, совмещать, соотносить, абстрагировать) признаками предмета.
Учащимся нужно выстроить цепочку из объемных геометрических фигур в соответствии с предложенной схемой. Предлагаются схемы с прямым указанием на признаки фигуры, которую:
- следует выбрать (рис.2);
- не следует выбирать (рис.3).
В процессе работы ребенок должен проговаривать ход выполнения задания: «Беру желтую, большую, круглую, тонкую фигуру» или «Нельзя брать большую, желтую, тонкую, круглую фигуру, значит, это может быть маленький, толстый, красный квадрат».
Данное задание может предлагаться сначала в наглядно-образном плане, затем в словесно-логическом, когда схемы с геометрическими фигурами не предъявляются, а учащимся дается словесное указание их признаков.
Способ построения цепочки фигур может быть разным:
- стрелки в схеме располагаются таким образом, что можно построить две и более последовательности фигур, внутри которых также возможны вариации (рис.2);
- варианты выполнения могут зависеть от выбора первой фигуры, с которой начинается работа (рис.3);
- следуя по стрелкам, ребенок последовательно выстраивает цепочку
(рис.4).
Инструкция: «Построй цепочку по схеме».
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Задание 3. «Продолжи ряд»
Цель: научить учащихся оперировать (выделять, совмещать, соотносить, абстрагировать) признаками объектов.
Ученикам необходимо самостоятельно выполнить построение ряда фигур, учитывая правила, заданные инструкцией. Педагог кладет лишь первую фигуру ряда. Задание может выполняться одним учеником или группой, тогда каждый из участников продолжает ряд, выкладывая по цепочке следующую фигуру. Инструкция усложняется постепенно от занятия к занятию.
Инструкция:
1)Продолжи ряд так, чтобы изменялся цвет фигур.
2)Продолжи ряд так, чтобы изменялись цвет и форма фигур.
3)Продолжи ряд так, чтобы изменялся один признак фигур.
4)Продолжи ряд так, чтобы изменялись два признака (три, четыре) фигур.
Игра: "Поиск затонувшего клада".
Цель игры: развивать внимание, память, воображение, логику, речь и навыки чтения, математические способности, терпение, усидчивость, навыки командной работы, умение признавать права других.
Ход игры:
В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством камней разной формы, цвета, размера, тощины. Среди них - 48 камней обладают необычными свойствами. Как обнаружить их среди других?
Оказывается, свойства этих камней зашифрованы на шести листах с помощью знаков-символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить примеры каждого задания (описать цвет, форму, размер, толщину камней) и помогут в этом "Блоки Дьенеша". Как обнаружить необыкновенные камни? (Дети, игравшие с комплектом игр, уже знакомы со знаками-символами, обозначающими свойства блоков).
Давайте внимательно посмотрим на один из шести листов - лист №1.
Мы увидим 4 ряда знаков-символов: символы формы, цвета, толщины, размера. А под каждым символом - два примера.
Всего на листе восемь заданий (1 - 8). Каждое выполненное задание дает возможность найти один драгоценный камень.
Решать примеры в задании нужно по вертикали - сверху вниз. А ответ примера позволяет нам выбрать знак-символ. Выполним вместе 1 задание на листе №1.
2+2=4 - на четвертой картинке расположенная форма камня - прямоугольная;
5+1=6 - на шестой картинке цвет камня - желтый;
5+5=10 - на десятой картинке камень - не тонкий, а значит толстый;
1+2=3 - на третьей картинке камень - маленький.
Таким образом, мы расшифровали один драгоценный камень: он желтый, толстый, маленький, прямоугольный. Откладываем в сторону блок с такими же свойствами из коробки "Блоки Дьенеша". А сейчас проверим себя, воспользовавшись листами "Ответы к заданиям листа №1". Ответы на примеры даны по горизонтали. Все четыре примера первого задания мы выполнили верно и правильно выбрали блок.
Алгоритм поиска камней:
- Повторить для каждого примера задания 1-4:
- решить пример;
- выбрать свойство (на основе ответа).
- Выбрать камень (блок), обладающий 4-мя свойствами.
- Проверить решение.
Возможны варианты организации игры.
Распределяем листы с заданиями между группами детей (с одним листом может работать 2, 4, 8 человек).
При хороших навыках решения примеров можно провести соревнования, чья команда быстрее определит камни (блоки).
В дальнейшем команды обмениваются листами с заданиями.
Игру "Поиск затонувшего клада" можно использовать при проведении КВН и различных конкурсов. В эту игру можно играть дома, использовать как часть занятия, как часть урока в первом классе школы, и в любое время, по желанию детей.
Логические блоки Дьенеша, предполагают бесчисленное множество игр, которые можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяет развивать чудесные «кубики и треугольники». А, если в какой-то момент захочется усложнить и расширить материал, то можно обратиться к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей с ОВЗ.
Данная методика работы используется мною в процессе коррекционно-развивающего обучения учащихся начальных классов с ЗПР и УО, которые имеют трудности в обучении, и приносит свои плоды. У детей появилась мотивация и улучшилась умственная деятельность, повысилась возможность обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие приемы работы при формировании моторных навыков в обучении учащихся с ДЦП
Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...
Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...
Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями.
Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»
В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...