Работа со слабоуспевающими
материал
Папка для заполнения при работе со слабоуспевающими учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 150.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА
СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
УЧАЩИМИСЯ
НАШАР ОҚИТЫН
ОҚУШЫЛАРМЕН ЖҰМЫС
1. Цели:
1) Выполнение Закона «Об образовании».
2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
2. Задачи:
1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.
2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.
3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.
4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
● неблагоприятная наследственность;
● нарушения нервной деятельности;
● общая неспособность к интеллектуальному труду;
● физическая ослабленность;
● школьная незрелость;
● педагогическая запущенность;
● недостаточное развитие речи;
● боязнь школы, учителей;
● инфантилизм (т. е. детскость)
● астеническое состояние;
● снижение зрения;
● гиподинамия;
● социум;
● миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
● социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе. |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ. | Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Памятка учителю в работе с отстающими учащимися.
Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учениками:
1. Если есть план индивидуальной работы с отстающими учениками.
2. Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах.
3. Если ученик получает индивидуальное задание.
4. Помощь и консультации.
5. Пересажен с последних парт к более сильному ученику.
6. Если у него проверяются все письменные работы.
7. Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки.
8. И спросили за четверть 5-6 раз.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
План работы со слабоуспевающими обучающимися
Мероприятия | Сроки |
1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. | август |
2.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
3. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком. | Сентябрь |
4. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка. | Сентябрь (далее корректировать по мере необходимости) |
5. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. | В течение учебного года |
6. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года |
7. Организация индивидуальной работы со слабым учеником. | В течение учебного года |
8. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года |
Список слабоуспевающих учащихся в 2014- 2015 учебном году.
№ п.п. |
Ф.И. ученика | Примечание (второгодник, ЗПР, пед.запущенность, болезнь и тд.) | Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам) | Итог учебного года | |||
1 четв |
2 четв |
3 четв |
4 четв | ||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 | |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 | |||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 | |||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 | |||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
10 | |||||||
|
|
|
|
|
|
| |
Памятка «Психотерапия неуспеваемости»
1. Правило первое: не бей лежачего. Двойка - достаточное наказание, и не стоит наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и от вас он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
2. Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного недостатка в минуту. Знайте меру. Иначе ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам.
3.Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.
4.Правило четвертое: хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу.
5. Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или успехами соседа по парте. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6.Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.
7. Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
8. Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели.Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.
9.Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки.
Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с дифференциации.
10. Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только в словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте графики, таблицы, линеечки и т. п., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.
Индивидуальный план работы с учащимся
Ф.И.О. учителя_________________________________
Фамилия ученика______________________________
Класс_________
Планируемые мероприятия | Тематика занятий. | Дата Сроки | |
1. | Индивидуальные дополнительные занятия. | ||
1 четверть |
| ||
2 четверть |
| ||
3 четверть |
| ||
4 четверть | |||
2. | Дифференцированные задания. | ||
карточки |
| ||
тесты |
| ||
упражнения |
| ||
тренажеры |
| ||
3. | Дифференцированный контроль знаний. | ||
1 четверть |
| ||
2 четверть |
| ||
3 четверть |
| ||
4 четверть |
| ||
4. | Работа с тетрадью. |
| |
|
| ||
5. | Консультации для родителей.
| подготовка домашних заданий | |
| |||
6. | Создание ситуации успеха на уроке |
|
Предмет ______________________________________
РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
Лист контроля за слабоуспевающими
ФИО учащегося | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | год | Выводы и рекомендации |
улучшение в ЗУНах учащегося без изменений ухудшение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со слабоуспевающими
План работы со слабоуспевающими...
план работы со слабоуспевающими детьми
предлагаю свой план работы со слабоуспевающими детьми...

Планирование работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах
В современной школе огромное внимание уделяется работе учителя со слабоуспевающими учениками как в старшем звене,так и начальной школе. Данный материал поможет учителю начальных классов спланиро...
Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися. План работы с обучающимися
Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися...