Работа со слабоуспевающими
материал

Грюкачева Анна Михайловна

Папка для заполнения при работе со слабоуспевающими учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа со слабоуспевающими150.26 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА

СО  СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

УЧАЩИМИСЯ

НАШАР ОҚИТЫН

ОҚУШЫЛАРМЕН ЖҰМЫС

Журнал "Начальная Школа"

1. Цели:

1) Выполнение Закона «Об образовании».

2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

1) Создать  условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.

2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить  мотивацию у слабоуспевающих учеников.

3) Изучить особенности слабоуспевающих  обучающихся,  причины их отставания в учебе и слабой мотивации.

4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.

5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

● неблагоприятная наследственность;

● нарушения нервной деятельности;

● общая неспособность к интеллектуальному труду;

● физическая ослабленность;

● школьная незрелость;

● педагогическая запущенность;

● недостаточное развитие речи;

● боязнь школы, учителей;

● инфантилизм (т. е. детскость)

● астеническое состояние;

● снижение зрения;

● гиподинамия;

● социум;

● миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

● социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

- обстоятельства жизни ребёнка в семье;                                                                                     - взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми.  Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики  интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить.                                                                                                            Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.                                             Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:                                                            - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их  приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

Памятка  учителю  в  работе  с  отстающими  учащимися.

    Когда  учитель  может  считать, что  сделал  все  возможное  в  работе  с  отстающими  учениками:

1. Если  есть  план  индивидуальной  работы  с  отстающими  учениками.

2. Если  учитель  2-3  раза  встретился  с  родителями  ученика, сообщая  им  о  его  проблемах  и  успехах.

3. Если  ученик  получает  индивидуальное  задание.

4. Помощь  и  консультации.

5. Пересажен  с  последних  парт  к  более  сильному  ученику.

6. Если  у  него  проверяются  все  письменные  работы.

7. Если  ему  рассказали  и  показали, как  надо  учить  уроки.

8. И  спросили  за  четверть  5-6 раз.

     Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

План работы со слабоуспевающими обучающимися

Мероприятия

Сроки

1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам.

август

2.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

 Цель:

определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

  3. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком.

Сентябрь

4. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка.

Сентябрь (далее корректировать по мере необходимости)

5. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

В течение учебного года

6. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года

7. Организация индивидуальной работы со слабым учеником.

В течение учебного года

8. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года

           

Список слабоуспевающих учащихся  в 2014- 2015 учебном году.

 

 

п.п.

 

 

Ф.И. ученика

Примечание (второгодник, ЗПР,

пед.запущенность,

болезнь и тд.)

Результат на конец четверти

(успевает, не успевает, по каким предметам)

Итог учебного года

 

1 четв

 

2 четв

 

3 четв

 

4 четв

1

 

 

 

 

 

 

 

2

3

 

 

 

 

 

 

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

6

7

 

 

 

 

 

 

 

8

9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

Памятка  «Психотерапия неуспеваемости»

1. Правило первое:  не бей лежачего. Двойка - достаточное наказание, и не стоит наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и от вас он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

2. Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного недостатка в минуту. Знайте меру. Иначе ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам.

3.Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

4.Правило четвертое: хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу.

5.  Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать  достижения ребенка с государственными нормами оценивания или успехами соседа по парте. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6.Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.

7.  Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

8. Правило восьмое: ставьте перед ребенком  предельно конкретные и реальные цели.Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.

9.Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки.

Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с дифференциации.

10. Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только в словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте графики, таблицы, линеечки и т. п., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

Индивидуальный план работы с учащимся

 

Ф.И.О. учителя_________________________________

Фамилия  ученика______________________________

Класс_________

Планируемые мероприятия

Тематика    занятий.

Дата

Сроки

1.

Индивидуальные дополнительные  занятия.

 1 четверть

 

 2 четверть

 

 3 четверть

 

 4 четверть

2.

Дифференцированные задания.

 карточки

 

 тесты

 

 упражнения

 

 тренажеры

 

3.

Дифференцированный контроль знаний.

 1 четверть

 

 2 четверть

 

 3 четверть

 

 4 четверть

 

4.

Работа  с  тетрадью.

 

 

 

5.

Консультации для родителей.

 

 подготовка домашних заданий

 

6.

Создание ситуации успеха на уроке

 

Предмет ______________________________________

 

РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

Лист контроля за слабоуспевающими

ФИО учащегося

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

год

Выводы и рекомендации

        улучшение в ЗУНах учащегося                                   без изменений                                           ухудшение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися...

Работа со слабоуспевающими

План работы со слабоуспевающими...

план работы со слабоуспевающими детьми

предлагаю свой план работы со слабоуспевающими детьми...

Планирование работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах

В современной школе огромное внимание уделяется работе учителя  со слабоуспевающими учениками как в старшем звене,так и начальной школе. Данный материал поможет учителю начальных классов спланиро...

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися. План работы с обучающимися

Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися...