Социоигровые технологии
методическая разработка (1 класс)

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsioigrovye_tehnologii.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных Астапчиковой Елены Александровны

Мы не учим, а создаём  ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит  эффект добровольного обучения, тренировки и научения.

                                                                                                В.М.Букатов.

          Наше время—это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные находить и принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Хорошо усваиваются только лишь те обобщения, которые учащийся сам сделал и проверил.

      Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.  Для реализации этих требований я нашла такой «инструмент», как социоигровая  технология (СИТ).     

 Авторы технологии Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов  сам термин «социоигровая технология» объясняют так:« Организация занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»).           

        Изучая  труды основателей социоигровой педагогики и законы общения, которые предлагают В.М. Букатов и А.П. Ершов, я пришла к выводу, что моя работа очень тесно перекликается с этой технологией.  И, учитывая свою  педагогическую миссию «Создать условия, поддержать ученика, помочь подняться и победить!», хочу описать опыт своей работы.

Главная цель моей педагогической деятельности – воспитание самостоятельно мыслящей, социально-активной и саморазвивающейся личности  Я провела прямую зависимость между социоигровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят.

Технология СИТ позволяет решать задачи:

  • усвоение детьми активных форм жизнедеятельности в познании и утверждении  их собственной личности;
  • формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;
  • обеспечение душевного благополучия;
  • коррекция импульсивного поведения (толерантность).

 Основные признаки в социоигровой «режиссуре урока» основываются на «трёх китах»:

  • обязательное движение учащихся,
  • вариативность видов деятельности,
  • организация малых групп.

         При проведении игровых заданий и упражнений авторы технологии призывают придерживаться   девяти  правил социоигровых подходов к педагогике. Я  для себя выделила одно из них: «за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток». Следуя этому правилу, создала свою копилку методов  и приёмов  активизации  мыслительной деятельности учащихся, которые  считаю наиболее  эффективными.

«Говорить хором». Среди учеников (особенно первоклассников) немало таких, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. Работая в микрогруппах, им помогает  хоровая работа. Учитель говорит: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если кто-то из учеников ошибается, то педагог сразу услышит это. Например, на уроке окружающего мира при изучении  темы «Природа в классе» учащиеся получают задание по группам: найти комнатное растение в классной комнате по описанию или по картинке и затем выбрать нужное название. Ребята в группе говорят ответ хором. А на уроке «Какие бывают животные» во время групповой работы детям предлагается игра «Третий лишний». Результат ученики в микрогруппе озвучивают хором.

«Эстафета» проводится  на уроках математики в разных направлениях: по рядам, вариантам, змейкой, наискосок, по кругу. Например,  на этапе актуализации знаний во время устного счёта можно предложить называть  числа в прямом, обратном порядке, чётные или нечётные числа, варьировать работу с таблицей умножения, а также при подведении итога урока.

«Встать при наличии ошибки». На уроках русского языка можно договориться с учениками, если кто-то из них видит ошибку, то он не поднимает руку, а встаёт (что является обращением к классу). Например, ученик пишет на доске  слово или букву, кто-то из одноклассников, сидящих за партой, встаёт, другие учащиеся смотрят на доску (ведь кто-то встал) и ищут ошибку, если они находят её, то тоже встают. Отвечающий у доски видит и начинает проверку. Бывает, что ошибается и встающий. Если его не поддерживают другие, то он начинает проверять себя.

«Работа в группах».  Распределение на группы на моих уроках (независимо от предмета) происходить так:  раздаю  школьникам части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Учащиеся собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, ученики сообщают об этом одновременным хлопком. Так же они будут показывать и момент завершения работы над заданием. Групповая работа уместна при:

 — составлении задач;

 — чтении текста с выбором непонятных, незнакомых слов  (прочитав текст и отметив непонятные слова, учащиеся сравнивают, одинаковые ли слова они выбрали: то, что непонятно одному, может быть понятно другому, общие непонятные слова выписываются на доску, и уже всем классом выясняется их значение)

 ____составление рассказа по сюжетной картине

 — пересказе текста по предложению, слову, логическим частям;

— работе над выразительностью в ходе чтения стихотворений с разной интонацией;

 — рассказе о растениях, животных и т.д., когда все участники группы объединяют свои знания о предмете и сообщают их классу.

«Взаимодействие в работе». Стараюсь  конструировать урок так, чтобы дети  постоянно взаимодействовали друг с другом:  в ходе сравнения ответов, поиска одинаковых решений, проверки чужих тетрадей и т.д. Например,  предлагаю учащимся сравнить решения задачи и объединиться в группы по их совпадению. На уроке математики  даю  задание: «Записать в тетрадь соседа по парте пример, в котором было бы два действия сложения и два действия вычитания и вернуть хозяину». После этого каждый проверяет правильность записи примера и решает его.

«Иди, спроси». Если ученики что – то не понимают, в чём-то сомневаются, то они пользуются приёмом «Иди, спроси», причём не у учителя, а у одноклассника. Как правило, ученики с большим интересом и ответственностью подходят к процессу объяснения: открывают книгу, делают рисунок, задают наводящие вопросы. Иногда они обращаются к учителю с вопросом: «Как это объяснить?» Педагог может переадресовать вопрос другому ученику, которому он доверяет.

«Счётная машинка». Каждой парте (паре учеников) присваиваю число или знак действия или знак равенства. Я (или ученик) называет пример, допустим, 12+10+9=… . Пара, отвечающая за соответствующее число, действие или знак равенства, встаёт и хлопает в ладоши. После вычислений встают те пары учеников, которые обозначают результат.

Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах урока, так и на отдельно взятых школьных предметах, а использование их в урочной и внеурочной деятельности дают уже первые всходы:

- увеличение количества учащихся, принимающих участие в интеллектуальных и творческих конкурсах;

- у  учащихся сформировалась необходимость в дополнительном поиске знаний и умений;

- у многих моих учеников сформировалось умение добиваться поставленной цели, быть успешными;

- следуя моей педагогической миссии, повысился уровень моих достижений;

         - положительная динамика результатов мониторинговых   обследований.      

         При систематическом использовании социоигровых технологий на уроке в начальной школе я отмечаю, что ученики:

 - всегда готовы к работе;

 - активны на уроке;

 - умеют работать в коллективе;

- готовы работать с любым учителем;

- не боятся высказывать своё мнение;

- ходят в школу с удовольствием.

        Таким образом, я с уверенностью  могу утверждать, что использование социоигровой технологии способствует реализации идеи проблемного обучения , помогает решать воспитательные и развивающие задачи, учить учится, и даёт возможность   организовать свою деятельность нетрадиционно, интересно. Благодаря этому ребёнок  формирует систему представлений об окружающем мире и естественным образом возникают межпредметные связи. Он учится сам, а все условия для этого ему создаёт учитель  - это и есть главная моя задача как   педагога!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.

В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это зна...

Социоигровые технологии на уроках в начальных классах.

В данном материале описаны социоигровые технологии, которые помогают учителю организовать свою деятельность нетрадиционно и интересно. Ученики на уроке активны, умеют работать в коллективе, ...

Фрагмент урока по социоигровым технологиям

Определение рода имен существительных в социоигровой форме...

Социоигровые и ИКТ технологии обучения младших школьников

Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с игровыми технологиями. Имен...

статья «Применение социоигровых технологий на уроках в начальных классах»

из опыта работы учителя начальных классов Сложеникиной Н.И....

Социоигровые технологии.Из опыта работы.

Предлагаю вашему вниманию материал  выступления на МО...