Социоигровые технологии
методическая разработка (1 класс)
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя начальных Астапчиковой Елены Александровны
Мы не учим, а создаём ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения.
В.М.Букатов.
Наше время—это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные находить и принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Хорошо усваиваются только лишь те обобщения, которые учащийся сам сделал и проверил.
Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Для реализации этих требований я нашла такой «инструмент», как социоигровая технология (СИТ).
Авторы технологии Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов сам термин «социоигровая технология» объясняют так:« Организация занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»).
Изучая труды основателей социоигровой педагогики и законы общения, которые предлагают В.М. Букатов и А.П. Ершов, я пришла к выводу, что моя работа очень тесно перекликается с этой технологией. И, учитывая свою педагогическую миссию «Создать условия, поддержать ученика, помочь подняться и победить!», хочу описать опыт своей работы.
Главная цель моей педагогической деятельности – воспитание самостоятельно мыслящей, социально-активной и саморазвивающейся личности Я провела прямую зависимость между социоигровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят.
Технология СИТ позволяет решать задачи:
- усвоение детьми активных форм жизнедеятельности в познании и утверждении их собственной личности;
- формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;
- обеспечение душевного благополучия;
- коррекция импульсивного поведения (толерантность).
Основные признаки в социоигровой «режиссуре урока» основываются на «трёх китах»:
- обязательное движение учащихся,
- вариативность видов деятельности,
- организация малых групп.
При проведении игровых заданий и упражнений авторы технологии призывают придерживаться девяти правил социоигровых подходов к педагогике. Я для себя выделила одно из них: «за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток». Следуя этому правилу, создала свою копилку методов и приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся, которые считаю наиболее эффективными.
«Говорить хором». Среди учеников (особенно первоклассников) немало таких, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. Работая в микрогруппах, им помогает хоровая работа. Учитель говорит: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если кто-то из учеников ошибается, то педагог сразу услышит это. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Природа в классе» учащиеся получают задание по группам: найти комнатное растение в классной комнате по описанию или по картинке и затем выбрать нужное название. Ребята в группе говорят ответ хором. А на уроке «Какие бывают животные» во время групповой работы детям предлагается игра «Третий лишний». Результат ученики в микрогруппе озвучивают хором.
«Эстафета» проводится на уроках математики в разных направлениях: по рядам, вариантам, змейкой, наискосок, по кругу. Например, на этапе актуализации знаний во время устного счёта можно предложить называть числа в прямом, обратном порядке, чётные или нечётные числа, варьировать работу с таблицей умножения, а также при подведении итога урока.
«Встать при наличии ошибки». На уроках русского языка можно договориться с учениками, если кто-то из них видит ошибку, то он не поднимает руку, а встаёт (что является обращением к классу). Например, ученик пишет на доске слово или букву, кто-то из одноклассников, сидящих за партой, встаёт, другие учащиеся смотрят на доску (ведь кто-то встал) и ищут ошибку, если они находят её, то тоже встают. Отвечающий у доски видит и начинает проверку. Бывает, что ошибается и встающий. Если его не поддерживают другие, то он начинает проверять себя.
«Работа в группах». Распределение на группы на моих уроках (независимо от предмета) происходить так: раздаю школьникам части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Учащиеся собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, ученики сообщают об этом одновременным хлопком. Так же они будут показывать и момент завершения работы над заданием. Групповая работа уместна при:
— составлении задач;
— чтении текста с выбором непонятных, незнакомых слов (прочитав текст и отметив непонятные слова, учащиеся сравнивают, одинаковые ли слова они выбрали: то, что непонятно одному, может быть понятно другому, общие непонятные слова выписываются на доску, и уже всем классом выясняется их значение)
____составление рассказа по сюжетной картине
— пересказе текста по предложению, слову, логическим частям;
— работе над выразительностью в ходе чтения стихотворений с разной интонацией;
— рассказе о растениях, животных и т.д., когда все участники группы объединяют свои знания о предмете и сообщают их классу.
«Взаимодействие в работе». Стараюсь конструировать урок так, чтобы дети постоянно взаимодействовали друг с другом: в ходе сравнения ответов, поиска одинаковых решений, проверки чужих тетрадей и т.д. Например, предлагаю учащимся сравнить решения задачи и объединиться в группы по их совпадению. На уроке математики даю задание: «Записать в тетрадь соседа по парте пример, в котором было бы два действия сложения и два действия вычитания и вернуть хозяину». После этого каждый проверяет правильность записи примера и решает его.
«Иди, спроси». Если ученики что – то не понимают, в чём-то сомневаются, то они пользуются приёмом «Иди, спроси», причём не у учителя, а у одноклассника. Как правило, ученики с большим интересом и ответственностью подходят к процессу объяснения: открывают книгу, делают рисунок, задают наводящие вопросы. Иногда они обращаются к учителю с вопросом: «Как это объяснить?» Педагог может переадресовать вопрос другому ученику, которому он доверяет.
«Счётная машинка». Каждой парте (паре учеников) присваиваю число или знак действия или знак равенства. Я (или ученик) называет пример, допустим, 12+10+9=… . Пара, отвечающая за соответствующее число, действие или знак равенства, встаёт и хлопает в ладоши. После вычислений встают те пары учеников, которые обозначают результат.
Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах урока, так и на отдельно взятых школьных предметах, а использование их в урочной и внеурочной деятельности дают уже первые всходы:
- увеличение количества учащихся, принимающих участие в интеллектуальных и творческих конкурсах;
- у учащихся сформировалась необходимость в дополнительном поиске знаний и умений;
- у многих моих учеников сформировалось умение добиваться поставленной цели, быть успешными;
- следуя моей педагогической миссии, повысился уровень моих достижений;
- положительная динамика результатов мониторинговых обследований.
При систематическом использовании социоигровых технологий на уроке в начальной школе я отмечаю, что ученики:
- всегда готовы к работе;
- активны на уроке;
- умеют работать в коллективе;
- готовы работать с любым учителем;
- не боятся высказывать своё мнение;
- ходят в школу с удовольствием.
Таким образом, я с уверенностью могу утверждать, что использование социоигровой технологии способствует реализации идеи проблемного обучения , помогает решать воспитательные и развивающие задачи, учить учится, и даёт возможность организовать свою деятельность нетрадиционно, интересно. Благодаря этому ребёнок формирует систему представлений об окружающем мире и естественным образом возникают межпредметные связи. Он учится сам, а все условия для этого ему создаёт учитель - это и есть главная моя задача как педагога!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.
В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это зна...
Социоигровые технологии на уроках в начальных классах.
В данном материале описаны социоигровые технологии, которые помогают учителю организовать свою деятельность нетрадиционно и интересно. Ученики на уроке активны, умеют работать в коллективе, ...
Фрагмент урока по социоигровым технологиям
Определение рода имен существительных в социоигровой форме...
Социоигровые и ИКТ технологии обучения младших школьников
Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с игровыми технологиями. Имен...
статья «Применение социоигровых технологий на уроках в начальных классах»
из опыта работы учителя начальных классов Сложеникиной Н.И....
Использование приёмов социоигровой технологии в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.
Из опыта работы...
Социоигровые технологии.Из опыта работы.
Предлагаю вашему вниманию материал выступления на МО...