Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа №103
Выступление
на методическом объединении
учителей начальных классов.
Тема: "Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)"
учитель начальных классов
Самара 2020
Актуализация проблемы оценки и оценивания результатов обучения связана в последние годы с введением Федерального государственного образовательного стандарта на ступени начальной и основной школы (ФГОС второго поколения). Однако следует отметить, что российская школа в последнее десятилетие достигла некоторых успехов в реализации новых подходов в оценивании результатов обучения за счёт реализации в практике школы идей компетентностного подхода. Они расширили сферу приложения процедур оценки, а в связи с введением нового формата итоговой аттестации на всех ступенях школы возникли новые условия для её дифференциации.
Одной из применяемых разновидностей аутентичного оценивания в обучении, ориентированном на результат (практично-ориентированном обучении) служит метод портфолио. Это слово в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Существует несколько понятий портфолио:
- это коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилие, или достижения в определенной области;
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков, отношений школьников;
- своеобразная выставка работ учащегося, задачей которой является отслеживание его личностного роста;
-это форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени.
Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».
Необходимость разработки аутентичной системы оценивания связывается сегодня с переходом от парадигмы обучения к парадигме учения, системными изменениями образовательного процесса. Идет поиск методов, форм, технологий оценивания, позволяющих школьнику реализовать свою субъектность. Новая философия оценки определяет и новые тенденции развития оценочной деятельности учителя, которые уже сегодня прослеживаются в образовательной практике: увеличение доли и повышение значимости качественных оценок; ориентация на личностные достижения обучающихся; обучение учащихся самооценке результатов учебной деятельности; отказ от формализованной оценки работ творческого характера.
Портфолио как форма аутентичного оценивания выполняет несколько функций:
1) диагностическую (фиксирование учет изменений в развитии обучающегося за определенный период времени);
2) целеполагания (обучающийся сам определяет порядок, методы и формы представления результатов образовательной деятельности, т.е. включается в целеполагание на всех этапах образовательной деятельности, что делает процесс более осознанным и значимым для ученика);
3) рефлексивную (анализ собственной образовательной деятельности);
4) мотивационную (накапливая результаты образовательной деятельности, обучающийся находится в ситуации успеха, внутреннего удовлетворения, что работает на повышение образовательной мотивации);
5) содержательную (портфолио позволяет определить виды образовательной деятельности, в которые включен обучающийся, и содержит в системном виде образовательные результаты);
6) развивающую (фиксация уровня развития обучающегося, который может быть зафиксирован и осмыслен самим субъектом учебной деятельности, с другой стороны – целенаправленная систематическая деятельность обучающегося, которая способствует его развитию);
7) рейтинговую (позволяет обучающемуся определить личностный рейтинг, установить, насколько полно выполнен учебный план, качество и количество работ, сколько набрано баллов, в каком процентном отношении от максимального результата).
В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоит особенности его содержания можно выделить виды портфолио:
1. В зависимости от цели, ради которой собирается порфолио: портфолио собственность (собирается для себя) или портфолио-отчет (собирается для учителя).
2. По содержанию: портфолио достижений, проблемно-ориентированный, тематический портфолио.
Согласно точке зрения Корнхабера, Гарднера и др., причина введения портфолио в образовательный процесс заключается в следующем: стандартное оценивание основывается на одностороннем подходе к измерению успеха, а портфолио может обеспечить преемственность школы, вуза и различных институтов рынка труда, поскольку позволяет проследить индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию на продолжительном этапе обучения школьника, студента и молодого специалиста.
Вовлечение в процесс оценивания в форме портфолио значительного количества участников приводит к формированию особой образовательной среды, в которой возникают партнерские взаимоотношения между учащимися, преподавателями, родителями, членами местного сообщества. Активизируется диалог между «актерами», в результате которого принимаются решения о введении других инноваций в образовательный процесс, что в широком смысле направлено на социальное развитие в целом.
На протяжении четырех лет ведется работа, по исследованию метода проекта, правил его сбора, а также в нашей школе существует мероприятие по защите портфолио учениками начальной школы. Одним из этапов работы было проведение родительского собрания в 1 классе на тему: «Портфолио ученика начальной школы», а также было проведено мероприятие по предзащите портфолио учеников.
Работа по методу проекта считается трудоемкой и долгосрочной. В данном классе по решению администрации школы было принято решение вести такую форму отчетности по единому образцу. Мы вместе с родителями и учениками разработали наиболее приемлемый состав портфолио, в который вошли следующие разделы:
Первый раздел «Мой мир» включает в себя информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Данный раздел включает в себя следующие рубрики:
«О себе» – информация об имени и фамилии ребенка. Ребенок также указывает дату своего рождения.
«Моя семья» – здесь можно рассказать о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздниках.
«Мой город» – рассказ о родном городе, о его интересных местах, о происхождении улицы, на которой живет ребенок. Здесь же ребенок рисует схему безопасного маршрута от дома до школы.
«Мои увлечения» – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает.
«Моя школа» – рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках по принципу «мне нравится …, потому что …».
Второй раздел «Моя учеба». Этот раздел содержит итоговые оценки по предметам базисного учебного плана, результаты участия в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Третий раздел «Моя общественная жизнь». В данном разделе ребенок рассказывает о своих поручениях, обязанностях в школе, о своей помощи по дому. Здесь же могут размещаться отзывы родителей о помощи ребенка членам семьи.
Четвертый раздел «Мое творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если ребенок гордится какой-то объемной поделкой, он помещает ее фотографию.
Пятый раздел «Мои впечатления». В данном разделе ребенок вкладывает свои отзывы от экскурсий, посещения театра и т.д.
Шестой раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, подтверждающие участие (результаты участия) в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях, проектах и т.д.;
Седьмой раздел «Самооценка моей деятельности за год». В этом разделе ребенок подводит итоги за год.
В течение обучения портфолио постоянно пополняется. В условиях развивающегося поколения и компьютеризации общества в данном классе появилась ещё одна из форм отчетности в виде проектной деятельности: «Электронное портфолио», которое позволяет удобно хранить информацию, обеспечить доступ к данной информации всех заинтересованных лиц, а также облегчает процесс защиты портфолио школы.
На предзащите электронных портфолио дети с удовольствием демонстрировали свои успехи, что положительно сказывается на их личностном росте. Каждый из портфолио детей оценивается экспертами по заранее разработанным критериям, все показатели заносятся в таблицу и подводятся итоги. Метод портфолио показывает не только успеваемость детей по школьным предметам, а что немало важно характеризует уровень развития УУД учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика -индивидуальная накопительная оценка обучающегося в начальной школе.
Портфолио ученика.Из опыта работы....
ЛИСТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ . УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Лист оценки индивидуальных достижений обучающихся 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" по завершению периода обучения грамоте...
Положение о ведении Листа учета индивидуальных достижений учащихся начальной школы МАОУ СОШ № 164, обучающихся по ФГОС НОО
Лист индивидуальных достижений введен для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между родителями, учителями и учащимися....
«Отработка механизма учёта индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)»
Выступление на тему : "Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)"...
Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (портфолио ученика).
Портфолио помогает оценить результаты, с помощью которых раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышает его самооценку и решает комплекс педагогических задач...
Доклад на ШМО "Отработка механизма учёта индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе"
выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка...
О контроле формирования механизма учета индивид. достижений учащихся 4-7 кл. (ученич. портфолио)
О контроле формирования механизма учета индивид. достижений учащихся 4-7 кл. (ученич. портфолио)...