ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (4 класс)
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Федотова О.А.
г. Старый Оскол Белгородской области МБОУ ООШ №6
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности обучающегося. Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научиться применять в жизни.
Развивать творческие способности ребенка необходимо как можно раньше. Ведь в самой природе ребенка заложено творчество. Необходимо стремиться увлечь детей различными областями знаний. Существующие приемы и методы для развития творческих способностей учащихся дают возможность детям попробовать себя в разных сферах деятельности, выбрать интересную ему самому. Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения и воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.
«Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов» (Громыко Н.В.)
Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование чётко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но и на развитие ребёнка данного возраста. Личностные, предметные и метапредметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_i_metody_razvitiya_metapredmetnyh_navykov_obuchayushchihsya_v_nachalnoy_shkole.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Федотова О.А.
г. Старый Оскол Белгородской области МБОУ ООШ №6
Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Много раз отмечалось, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка. Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности обучающегося. Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научиться применять в жизни.
В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, а в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивать творческие способности ребенка необходимо как можно раньше. Ведь в самой природе ребенка заложено творчество. Необходимо стремиться увлечь детей различными областями знаний. Развивать индивидуальные способности на уроках и на занятиях во внеурочное время. Приёмы, которые развивают творческие способности обучающихся на уроках технологии. Наблюдение - развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задачи, планированию своих действий. Например, выделите и назовите приемы, использовавшиеся при создании этого изделия; сравни готовое изделие с эскизом. Открытие - способствует развитию интуиции, веры в себя и максимально приближены по своей сути к жизненным ситуациям – когда есть вопрос, а ответ не известен. Например, догадайтесь, как выполнить эту работу; подумайте, на каком этапе и как нужно видоизменить для достижения другого результата. «Замена» - позволяет глубже осознать свойства предмета, стимулирует к поиску новых. Например, подумай, какие виды материала из коллекции вы можете использовать в данной работе. Ещё один прием это – «варианты» - позволяет видоизменять, выбирать из предложенного. Создайте другое изображение из заданных деталей; составь новый текс из имеющихся слов и т.д. и последнее «творчество» - способствует повысить уровень креативности учащихся. Например, придумайте свой текс, узор, модель, новую конструкцию и т.д.; определите сферы применения технологии; найдите объекты, которые больше всего подходят для изображения этим способом и др. Существующие приемы и методы для развития творческих способностей учащихся дают возможность детям попробовать себя в разных сферах деятельности, выбрать интересную ему самому. Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения и воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.
«Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов» (Громыко Н.В.)
Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование чётко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но и на развитие ребёнка данного возраста. Личностные, предметные и метапредметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность начальной школы.
Это даёт обучающимся возможность применить на уроках технологии знания, полученные при изучении других предметов, и, наоборот, использовать знания, полученные на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, математики, ИЗО на уроках технологии: работа с природным материалом, использование литературных произведений как иллюстрации к видам деятельности, ознакомление с профессиями, чертежи, измерения, геометрические фигуры и др.
Существующие приемы и методы для развития творческих способностей обучающихся дают возможность детям попробовать себя в разных сферах деятельности и выбрать интересную ему самому. Возможность выбора повышает мотивацию к обучению, к творческой активности, расширяет кругозор и интеллектуальное развитие обучающихся, выявляет талантливых и одарённых детей, повышает их эмоциональную устойчивость. Обучающиеся получают опыт разрешения проблемных ситуаций, обретают умение анализировать, сравнивать, обобщать, учатся общаться, вести диалог, выражать своё мнение.
Работа дает возможность ребенку на уроке думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий. Обучающиеся получают первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества и важности правильного выбора профессии.
Творческий подход к детям может решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Используемая литература
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М. : Просвещение, 2008.
3. Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с.
4. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009.
5. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
6. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности /fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
7. ХуторскойА.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе
Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе....
Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе
Используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:- игровые формы, методы и приёмы обучения- самостоятельные работы- проблемные ситуации- нетрадиционн...
«Нетрадиционные методы развития логического мышления у детей начальной школы» (деятельностный метод)
В своей работе мы ставим перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математике, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслител...
Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы
Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы...
«Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе»
Одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная рабо...
Приёмы и методы повышения мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы
Чтобы ученики по - настоящему начали учиться, а не отсиживать уроки, их нужно заинтересовать – указать, что они не знают того, без чего больше не смогут жить, что на каждом уроке их жд...
Развитие коммуникативных навыков у детей начальной школы
Сценарий игры в группе продленного дня...