Читательская грамотность
консультация
Для того чтобы уничтожить цивилизацию, необязательно сжигать книги. Достаточно просто отучить людей читать их. (Рэй Бредери)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_chitatelskaya_gramotnost.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
ДОКЛАД
на тему
«Читательская грамотность: методы формирования,
инструменты оценки»
подготовила:
учитель начальных классов
Тишакова Наталья Александровна
дата: 04.09.2020
Для того чтобы уничтожить цивилизацию,
необязательно сжигать книги.
Достаточно просто отучить людей читать их.
Рэй Бредбери
И действительно, мы замечаем, что современные дети всё меньше читают, а если читают, то не всегда понимают прочитанное, не всегда могут ответить на вопросы или пересказать текст. Но ведь работать с информацией человеку приходится на протяжении всей жизни, и поэтому этот навык у ребёнка необходимо сформировать уже в школьные годы.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. в исследовании PISA.
Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особенное место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы, решающей задачи осуществления требований государственного образовательного стандарта.
На разнообразных ступенях обучения дублируются умения и навыки, без которых на сегодняшний день невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
- осознанно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разнообразных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты), уметь извлекать информацию из разнообразных источников;
- учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
- осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом.
Если систематически и целенаправленно применять методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Потому на сегодняшний день ставится очень значительная задача ‒ развитие читательской компетентности учащихся.
Первым шагом на пути к развитию читательской компетентности, безусловно, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено, что развитие читательской компетенции младшего школьника считается приоритетной целью обучения литературному чтению. Бесспорно, отношение человека к книге определяется в младшем школьном возрасте. Как раз тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретенные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме;
Функциональная грамотность – это умения установленного типа, которые развиты на знаниях. Формироваться данные умения будут только тогда, когда учащиеся вовлечены в работу; когда они могут самостоятельно ориентироваться в ходе учебного процесса, а также видят и могут оценить свои результаты; социальная сфера является помощником в его деятельности (деятельность в группах), учиться общаться («чувство локтя»).
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.
Предлагаю использовать следующие приёмы работы:
- Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
- Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
- Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
- Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
- Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.
- Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
- Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
- Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
- Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? |
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Приём «Синквейн». Синквейн - это стихотворная форма из пяти строк.
Как же пишется дидактический синквейн?
Правила составления дидактического синквейна:
На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
- «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
- «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.
- «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
«Верные и неверные утверждения»
«Перепутанные логические цепочки»
«Кластер» - это графическая организация материала, когда в центре записывается ключевое понятие, а от него рисуем стрелки, соединяющие это слово с другими. Например, на уроках русского языка можно составить кластер, изучая части речи (кластер по теме "Имя существительное"). При этом материал по теме систематизирован, представлен наглядно и лучше усваивается детьми.
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.
Применение на уроках рефлексии дает возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.
Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.
В мире и в России к настоящему времени накоплен значительный опыт оценивания читательской грамотности, однако в связи с изменением как мира, в котором живет современный учащийся, так и целей и задач, стоящих перед образованием в аспекте формирования читательской деятельности, возникла необходимость создания концепции оценки читательской грамотности на современном этапе развития российского образования. Предлагаемая концепция опирается прежде всего на «Концепцию оценки образовательных достижений учащихся PISA 2018».
В конце XX века основным и преобладающим подходом при оценивании читательской грамотности учащихся была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Хотя эти умения по-прежнему имеют важное значение, сегодня при оценивании учитывается интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников, что обозначило проблему уточнения понятия «грамотность чтения». Сегодня это понятие должно отражать широкий спектр новых навыков, которые требуются в XXI веке. Поскольку источниками, из которых мы получаем текстовую информацию, наряду с бумажными изданиями становятся экраны компьютеров и смартфонов, структура и форматы текстов изменяются. Это, в свою очередь, требует от читателей использования новых когнитивных и коммуникативных стратегий в процессе целенаправленного чтения составных текстов разного вида, жанра и формата.
Объектом оценивания является также умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации, проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников; умение использовать при работе с текстом информацию из разных предметных областей.
Задания для диагностики читательской грамотности предлагаются в двух основных форматах – в виде тестов с готовыми ответами на выбор и свободно конструируемые, в которых нет ограничений по форме и содержанию ответов.
Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами.
- Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста.
Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится.
Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе.
- Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.
Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст.
Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных) текстов. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение.
- Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста.
Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниями для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать.
- Читательские действия, связанные с использованием информации из текста.
Умение читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Кроме того, данная группа предполагает активную работу читателя по прогнозированию событий, дальнейшего развития процесса, последующих результатов эксперимента на основе информации текста.
Формирование читательской грамотности учащихся является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ – это образованные и успешные люди, обладающие в полной мере читательской грамотностью, умеющие продуктивно использовать не только школьные знания и умения, но и свои способности и таланты; не прекращающие учиться, развиваться и совершенствоваться. Именно от них зависит экономическое и социальное благополучие нашей страны как сегодня, так и в грядущем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»
laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....
Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...