выступление на шмо
учебно-методический материал
Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе
Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий, но учителю необходима такая классификация уроков, которая реально отражала бы образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы. Целесообразно построить типологию учебных занятий, исходя из структуры процесса усвоения учащимися знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Останкинская средняя общеобразовательная школа
ШМО
Тема выступления "Типы уроков по ФГОС"
Подготовила учитель нач.классов Сосунова М.М.
30.10.2019
Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе
Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий, но учителю необходима такая классификация уроков, которая реально отражала бы образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы. Целесообразно построить типологию учебных занятий, исходя из структуры процесса усвоения учащимися знаний. Типология уроков по ФГОС в начальной школе № Типология уроков Этапы процесса усвоения знаний учащимися
1 Урок изучения нового материала восприятие; осмысление; запоминание
2 Урок закрепления знаний и способов действий осмысление; запоминание; применение
3 Урок систематизации и обобщения знаний применение; обобщение
4 Урок повторения применение; обобщение
5 Урок контроля знаний обобщение
6 Комбинированный урок восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение
На комбинированном уроке необходимо реализовать все этапы усвоения знаний, что практически неосуществимо в силу ограниченности времени (всего 40-45 мин.). Следовательно, такой урок бывает перегружен дидактическими задачами, которые учитель часто не успевает выполнить. Отсюда возникает вопрос об эффективности комбинированного урока. Восприятие – предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств, и требует сосредоточенности внимания учащихся на познавательном 4 объекте.
В восприятии большое значение имеет субъектный опыт школьников.
Педагогические задачи учителя: актуализировать субъектный опыт учащихся;∙ новый материал давать законченными в смысловом отношении∙ частями-блоками; в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное∙ (выделить главное); повторить содержание основного блока.∙ Осмысление – предполагает понимание учащимися изучаемого учебного материала. В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.
Педагогические задачи учителя: проанализировать с учащимися воспринятое;∙ выделить алгоритм – строгую логическую последовательность∙ действий в определении сути изучаемого; дать возможность учащимся сформулировать существенные∙ признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки; содействовать развитию у школьников умений анализировать,∙ синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах; провести рефлексию познавательных действий школьников.∙ Запоминание — предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.
Известно, что можно понять то или иное явление, но через∙ некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание. Педагогические задачи учителя:
∙ выяснить, что учащиеся еще не поняли;∙ выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать∙ деятельность по их устранению; определить, что учащиеся должны запомнить;∙ организовать деятельность учащихся, направленную на поиск∙ своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала; выявить индивидуальные способы запоминания учащимися∙ информации. Применение – предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике. 5 Педагогические задачи учителя: определить систему упражнений и заданий на применение∙ учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях; обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении∙ упражнений и заданий; использовать разнообразные индивидуальные дидактические∙ карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями. Обобщение и систематизация – предполагают сведение изученного в единую систему. Педагогические задачи учителя: связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;∙ обеспечить формулирование учащимися философских выводов;∙ использовать классификационные и систематизирующие схемы и∙ таблицы; инициировать рефлексию учащихся по поводу своей∙ деятельности и своего субъектного опыта. Типы и виды уроков по ФГОС в начальной школе № Тип урока Виды уроков 1 Урок изучения нового материала Лекция, рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа, конференция, урок-эврика, межпредметный интегрированный урок 2 Урок закрепления знаний и способов действий Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка 3 Урок систематизации и обобщения знаний Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых 6 №
Тип урока Виды уроков мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка 4 Урок повторения Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка 5 Урок контроля знаний Общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, устный опрос, урок – «ищи ошибку»
Виды уроков по ФГОС в начальной школе: традиционные и унифицированные определения. Вид урока Традиционное определение Унифицированное определение Рассказ Рассказ учителя – это живое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал
Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме Беседа Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в 7 Вид урока Традиционное определение Унифицированное определение серией вопросов интерактивном информационном режиме Семинар
Форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы, учащихся с дополнительными источниками информации. Иногда на таких занятиях зачитываются доклады, рефераты Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития через передачу укрупненной или ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме Практикум Форма организации урока, на котором учащиеся класса выполняют задания практического характера и докладывают о результатах работы в конце урока Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме Лекция Лекция – форма учебного занятия, где учитель излагает учебный материал систематически, одновременно руководя записями учеников, их работой Форма организации урока, предназначенная для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития через передачу укрупненной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме Лабораторная работа Занятие, где учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают их ход и из своих наблюдений выводят законы, явления или определенные константы Практикум по работе с аналоговыми моделями реальных объектов Интерактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности. 8 Второй вариант работы в интерактивном режиме – информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-субъектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным элементом. Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация. Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды. Более подробную информацию Вы сможете найти в книге «Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности» издательства Планета. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Учебное занятие, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ называют «Современным уроком». Обратимся теперь к определению понятия «современный урок»:
В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А.∙ Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ. Н.Е. Щуркова даёт такое определение: «Современный урок –∙ свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает, и никто никого не боится». Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Пидкасистый П.И. считает, что цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические задачи. 9 Требования к современному уроку в начальной школе по ФГОС К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования: Правильно определить дидактические и воспитательные цели∙ урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продумываются оптимальные средства ее достижения). Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все∙ части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом). Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками.∙ Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения∙ нового материала. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий∙ контроль знаний учащихся. Продумать систему повторения и закрепления изученного∙ материала. Найти оптимальное место домашнему заданию.∙ Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: логика изучения учебного материала соответствует логике∙ изложения материала в учебнике; используются возможности дифференцированного подхода к∙ слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики;∙ темп урока оптимален для данного коллектива детей;∙ в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса∙ смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; созданы условия для формирования навыков делового общения и∙ для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена.∙ Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели. 10
Структура современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников в учебно-воспитательном процессе применяются новые методы обучения: по виду передачи и восприятия учебной информации (методы∙ словесной передачи и слухового восприятия; методы наглядной передачи и зрительного восприятия; практические методы обучения); по характеру учебно-познавательной деятельности школьников по∙ усвоению содержания образования (репродуктивные методы обучения; проблемно-поисковые (продуктивные) методы); по степени педагогического управления деятельностью учащихся∙ со стороны учителя (методы непосредственного управления учебнопознавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации); по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе∙ учебного занятия (методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности); по логике изложения и усвоения учебного материала (индуктивные∙ методы обучения; дедуктивные методы обучения). Учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя . 11 № Этапы урока по ФГОС в начальной школе Дидактические задачи
Показатели реального результата решения задачи
1 Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2 Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3 Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебнопознавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебнопознавательной деятельности на основе опорных знаний.
4 Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5 Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. Понимание сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6 Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения 12 № Этапы урока по ФГОС в начальной школе Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи применения в измененной ситуации. знаний в знакомой и измененной ситуации.
7 Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8 Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9 Подведение итогов занятия. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
10 Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11 Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....