Выступление для ШМО
статья
Данный документ является продуктом второго дня производственной практики "Формирование методических компетенций"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_2.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация работы со слабоуспевающими детьми»
Цель: Выявление методов и форм работы со слабоуспевающими детьми.
Задачи:
1) дать определение понятию «слабоуспевающие дети»;
2) выделить особенности слабоуспевающих детей;
3) обозначить причины неуспеваемости;
4) выявить методы и формы работы со слабоуспевающими детьми;
5) сформулировать рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми.
План:
- Актуальность темы
- Слабоуспевающие дети и их особенности
- Причины неуспеваемости
- Методы и формы работы со слабоуспевающими детьми
- 10 рекомендуемых правил по работе со слабоуспевающими детьми
- Заключение
- Используемые источники
1
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
В современном образовательном процессе каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Часто принято в школьных неудачах обвинять исключительно учеников, а все ли делают педагоги, чтобы обеспечить успех своим воспитанникам?
Актуальная проблема на сегодняшний день – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
2
Слабоуспевающие учащиеся – учащиеся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, или те, у которых отсутствуют мотивы учения.
Чтобы выявить слабоуспевающего ученика необходимо обратить внимание на его особенности.
Особенности неуспевающих учащихся:
1. Низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития: задания воспринимают невнимательно, часто их не понимают, но вопросы учителю не задают, разъяснений не просят;
2. Отсутствие познавательного интереса: работают пассивно, постоянно нуждаются в стимулах для перехода к очередным видам работы;
4. Нет опоры на родителей как союзников учителя;
5. Частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта: не имеют постоянной цели, не планируют и не организовывают свою работу.
3
Неуспеваемость ученика приводит к определенным трудностям в образовательном процессе. Рассмотрим причины их возникновения:
№ п/п | Трудность | Причина |
1. | Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону). | несовершенство в развитии микромоторики руки; |
2. | Пропуск букв и слогов. | низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания |
3. | Трудность написания букв. Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток») | несформированность пространственных представлений |
4. | Трудности при решении математических задач | слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления |
5. | Затруднения при пересказывании текста, неумение выделить главную мысль текста. | слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления |
6. | Трудности в усвоении новых знаний | низкая степень восприятия и произвольности |
7. | Трудность в самостоятельном выполнении заданий | низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля |
8. | Плохое знание таблиц сложения (умножения) | низкий уровень развития механической памяти |
9. | Невнимательность, рассеянность | низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания |
Стоит отметить, что причиной, которая может вызывать дефекты познавательной деятельности, может являться и неправильно организованные (учителем) учебные ситуации. Например:
1. Длительная напряжённая работа.
2. Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа.
3. Работа в шумной, неспокойной обстановке.
4.Когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.
4
Формы и методы работы со слабоуспевающими:
- Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
- С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
- Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение.
- Организация дополнительных занятий. Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
- Использовать нестандартные формы урока (урок-экскурсия, урок-театр и т.д). Так же можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.
Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.
Методы развития положительной мотивации учения:
- интерес к предмету;
- задания с условием, отражающим важное практическое применение;
- материал важный для будущей жизни;
К изучению темы могут побудить:
- желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от50 до70% времени можно отвести на самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально.
- желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.
Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
1. Упражнение – «Самое главное»
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.
2. Упражнение – «Лучший вопрос»
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
3. Упражнение – «Пересказ по кругу»
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
5
10 правил работы со «слабоуспевающими»
- Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
- Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
- Каждый урок – продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы со слабыми.
- Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
- Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
- Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
- Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
- Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
- Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».
- Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.
6
Основной задачей каждой школы должна стать, может быть, незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
Используемые источники:
1. Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995.– с. 202
2. Богоявленская Д. Б. “Интеллектуальная активность как проблема творчества”. Ростов-н/Д, 1993.– с. 225
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. “Готов ли ваш ребёнок к школе?” М., 1994.– с. 500
4. “Возрастная и педагогическая психология”. /Под ред. М. В. Гамезо, М.ВМатюхиной М., 1984.-с. 306
5. Обукова Л. Ф. “Детская психология: теории, факты, проблемы” М., 1995. с.-338
6. https://multiurok.ru/blog/slabouspievaiushchiie-dieti.html
8. https://infourok.ru/organizaciya-raboti-so-slabouspevayuschimi-detmi-1181491.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....