Системно-деятельностный подход
статья

Тагиева Сахинур Фирузовна

Выступление на педагогическом совете

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

                             Системно-деятельностный подход

как условие реализации ФГОС нового поколения.

              Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. 

              В « Концепции модернизации Российского образования» говорится: 

« Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью…способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

          Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу?

          Переступая порог школы, ребёнок зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто.

            Наша задача- создать условия для формирования такой личности. Но так ли это просто? Часто от учителей-практиков можно услышать фразу: «Дети стали совершенно другими.»  Это обусловлено изменениями в жизни людей. Чуть ни с пеленок мамы вручают детям планшеты.  Это очень удобно, так как ребенок занят и не мешает. Интернет является мощным помощником в развитии малыша- существует масса развивающих мультфильмов и программ. Но, вместе с тем, интернет- враг психики ребенка, так как он не умеет еще критически мыслить. Кардинально поменялось восприятие детей- они не умеют слушать. Раньше дети читали  книги или слушали, как читают взрослые, и представляли себе то, что слышат. Сейчас же они привыкли к мельканию на экране- фантазию подключать нет надобности.

          Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. 

           Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику  приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения,  умение учиться.

            Вместе с тем, учителя часто сталкиваются с проблемой, что по программе изучается один материал, а различные срезы знаний, такие как ВПР, ОГЭ и т.д., направлены на проверку сформированности УУД. И тут нам на помощь приходит внеурочная деятельность. Ее преимущество заключается в том, что она не заключена в жесткие рамки, где учитель должен обеспечить усвоение материала, оценить, проконтролировать. Как говорит Ш. Амонашвили, пока детям не ставят оценки, они учатся ради знаний, когда они начинают получать оценки- они учатся ради оценки.

            Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
      При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся, которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.      
     Например:

  1. Игры Никитина. Работа в группах. Сложить узор «Машинка» из «Сложи узор»  и куб из «Уникуба» .
  2. Задачи на логику и на внимательность.
  3. Ментальная арифметика. Знакомство с абакусом.
  4. Японское  умножение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы творческой группы по теме "Системно-деятельностный подход"

план работы творческой группы по теме системно-деятельностного подхода МОУ "СОШ №8" города Усть-Илимска...

Выстраивание уроков в рамках системно-деятельностного подхода

Материал поможет  использовать системно-деятельностный подход в работе...

Системно - деятельностный подход при организации урока.

Методические рекомендациипо организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....