Доклад по теме "Дистанционное обучение. Пути реализации в школе"
материал

Окладова Татьяна Васильевна

Выступление на ГМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okladova_t.v._distatsionnoe_obuchenie.docx207.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2". г. ПОКАЧИ

Дистанционное обучение. Пути реализации в школе.

Учитель начальных классов:

Окладова Т.В.

г.Покачи

2020 г.

Дистанционное обучение - это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы.

ФГОС НОО предъявляет определенные требования к подготовке учащихся – школа должна предоставить все условия, чтобы учащийся смог легко адаптироваться в постоянно меняющемся обществе, уметь самостоятельно получать знания, обладать целым рядом компетенций, в том числе информационной и коммуникативной. Учебная деятельность в дистанционной форме служит развитию у школьников специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач, с помощью средств коммуникаций и ресурсов в сети Интернет. В целом, одна из задач дистанционного обучения – принимать во внимание возможности и интересы каждого обучающегося ребенка, то есть содействовать построению индивидуальной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий предполагает получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования и на время введения карантина.

Для дистанционного обучения организовывается доступ педагогов образовательной организации к компьютерной технике с выходом в Интернет. При недостаточном техническом оснащении образовательной организации рассматривается возможность организации дистанционного обучения педагогами с использованием домашнего компьютера с выходом в Интернет. Важно: у каждой семьи должен быть куратор (учитель), который практически всегда на связи. У ребёнка имеется ноутбук с камерой и доступ в Интернет. Предусмотрена организация дистанционного обучения с использованием учебников и других материалов на бумажных носителях, а также способы обратной связи и контроля знаний детей, у которых нет компьютера или Интернета. В расписании класса в дополнительном столбце необходимо отражать траекторию обучения таких детей при их наличии.

Технические возможности для дистанционного обучения начальной школы различные:

  • через Мессенджеры — это программы, которые можно устанавливать как на телефон, так и на компьютер для обмена текстовыми сообщениями в онлайн, а также для звонков и видео звонков (Вайбер, Вацап);
  • через электронный дневник. В электронном дневнике ежедневно будут выдаваться домашние задания по всем предметам учебного плана согласно расписанию начальной школы. Учителя будут отправлять номера заданий из учебников для самостоятельного прохождения программного материала, рекомендовать чтение дополнительной литературы, работу с энциклопедиями, словарями, выполнение практических заданий. Учителя также будут отправлять образцы решения новых видов задач, уравнений, действий с величинами, оформление заданий, выполнение грамматических разборов, обозначение орфограмм.

При планировании дистанционного обучения необходимо учитывать технические возможности образовательной организации (пропускная способность канала связи, работоспособность коммуникационного сервера, количество рабочих мест для педагогов) и обязательно сочетать следующие способы организации дистанционного обучения:

  • -онлайн-уроки (в режиме реального времени), организованные с помощью любого удобного видеосервиса (Skype, Zoom…);
  • -онлайн-обучение с помощью ЭОР (образовательные платформы Российская электронная школа (РЭШ), ЯндексУчебник, ЯКласс, ресурсы издательств «Просвещение» и «Российский учебник», видеоколлекции, видео в YouTube).

Всем знакомы современные системы для проведения занятий и трансляций.

С помощью видеосервиса Skype удобно проводить трансляцию занятия. Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно вмещать до 25 человек на занятии. Учитывая популярность Skype, каждая аудитория вероятно уже имеет установленное приложение. Можно показать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия.

Zoom - сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить, демонстрировать видео.

Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.

Рекомендуется использовать различные образовательные платформы, доступ к которым открыт для каждого ученика, родителя бесплатно. Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах, а также ведёт диалог с владельцами открытых ресурсов о необходимости предоставления бесплатного доступа к образовательному контенту.

Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 4-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа». Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях.

Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс. Учебник». Он содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку по ФГОС.

Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру». Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам.

Удобно создавать проверочную работу на портале ЯКласс. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий). После выполнения учащимися назначенной работы, учитель может посмотреть и распечатать отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал.

Группа компаний «Просвещение» приняла решение предоставить образовательным организациям бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, на время введения карантина. Доступ распространяется на сам учебник и специальные тренажеры для отработки и закрепления полученных знаний.

Для организации совместной деятельности учеников начальных классов, контроля знаний уже возможно использование возможностей сервисов Google (Google диск, документы, таблицы, формы и т.д.), сервиса Onlinetestpad, сервиса для создания электронных газет и использование ресурсов блога учителя.

В видео-уроке учитель подробно объясняет ученику изучаемую тему. В ходе урока дает задания по теме, комментирует. Предлагаются тренажеры для закрепления пройденного материала. Ребенку предоставляется несколько видео-консультаций по разным предметам с учителем и учениками в реальном времени. Консультации проходят в режиме видео-чата онлайн, то есть все друг друга видят и слышат в реальном времени. Учитель контролирует уровень знаний детей, объясняет непонятные вопросы по изучаемым темам, дает задания ученикам и тут же спрашивает их, если нужно, то корректирует и объясняет непонятные моменты еще раз.

Дается домашнее задание по каждому предмету (кроме первоклассников). Задание может быть в виде тестов или письменное, тогда сделать его надо в обычной тетради, сфотографировать и отослать учителю.

Школой предоставляются все учебники и учебные материалы в электронном виде, которые нужны для учебного процесса.

Предусмотрена обратная связь для консультаций учеников, общения с родителями, быстрой коммуникации с использованием удобных сервисов (мессенджеры, социальные сети, Skype и т.д.). Обратная связь также осуществляется через мессенджеры (Вайбер, Вацап). Учитель будет назначать групповые консультации для контроля прохождения программного материала. Консультации могут проводиться в онлайн режиме (Вайбер, Вацап)

Алгоритм действий при организации электронного обучения младших школьников

1. Составить расписание уроков и внеурочных занятий.

2. Определить технические возможности дистанционного обучения.

3. Составить перечень цифровых ресурсов.

4. Разработать форматы домашних заданий.

5. Определить формат и регулярность обратной связи с обучающимися и их     родителями.

6. Рассмотреть возможность offline обучения (записи урока и внеурочных занятий).

7. Провести online-конференцию с родителями для разъяснения организационных моментов дистанционного обучения, продемонстрировать возможности образовательных платформ, обсудить регулярность и способы обратной связи.

 8. При отсутствии устойчивого интернета или необходимого оборудования учитель организует консультации по телефону.

Модели организации дистанционного обучения в начальной школе.

 При организации электронного обучения обучающихся 1-4 классов необходимо учитывать многие факторы: возможность доступа к техническим устройствам с выходом в интернет; его навыки работы с цифровыми устройствами. Решающее значение имеет сохранение и укрепление здоровья обучающихся, поэтому неукоснительно должны соблюдаться нормы работы с электронными устройствами. Время непрерывного использования технических средств на уроке согласно Сан.ПиН.

Оптимальной моделью организации электронного обучения для обучающихся начальной школы является смешанная модель (частичное использование электронного обучения и работу с бумажным носителем). Продолжительность урока в режиме ЭО для 1 класса – до 20 минут, для 2-4 классов – до 30 минут. Имеется в виду, что обучающийся и учитель находятся за компьютером или другим техническим устройством в соответствии с нормами Сан.ПиН. После использования технических средств обучения

необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, физические упражнения для профилактики общего утомления (п.10.18 Сан.ПиН). Остальное время «домашнего урока» обучающиеся проводят за выполнением полученного задания на бумажном носителе. Родители обучающихся сканируют/фотографируют выполненные задания и отсылают для проверки учителю начальных классов на предоставленный адрес электронной почты,  в электронный журнал. Учитель начальных классов может организовать обучение в online-режиме, назначенное в определенное время, обучение на платформе для отработки навыков по изученному материалу, а также предложить самостоятельную работу с использованием электронных учебников. Также обучающиеся могут выполнять творческие, проектные задания, требующие свободного распределения времени. Для них учитель обозначает сроки представления и электронный адрес для отправки работы. Учитель составляет расписание занятий, согласовывает его с родителями обучающихся, предусматривает работу по внеурочной деятельности в виде виртуальных экскурсий, предлагает список художественных фильмов и мультфильмов, а также рекомендует список книг для домашнего чтения. Учителю начальных классов рекомендуется для организации обучения использовать существующие цифровые образовательные.

Как эффективно провести онлайн-уроки ?

1. Если вы собираетесь использовать инструменты для организации видеоконференций и представления интерактивных уроков, инструкций, как можно чаще и дольше используйте веб-камеру. Да, ваши ученики могут отойти от своих компьютеров, пока вы проводите свой онлайн-урок, но они меньше будут скучать, по крайней мере будут видеть ваше лицо, а не только используемый вами режим демонстрации экрана.

2.      Обязательно обратите внимание на настройку веб-камеры. Поднимите её на уровень глаз или немного выше. Ученики должны видеть ваши глаза, а не голову, уткнувшуюся в клавиатуру. Именно тогда создаётся эффект присутствия.

3.      Не забывайте, что ваши живые уроки с организацией диалога, с большим количеством небольших вопросов, с работой микрогрупп, совершенно не подойдут в условиях видеоконференции. В такой онлайн-среде вы не имеете преимущества живого общения  «глаза в глаза». Регламент общения должен быть жёстким и ограниченным небольшим количеством ваших вопросов.

Вопросы должны быть лаконичными. Одни могут быть направлены на то, чтобы убедиться в присутствии ваших учеников, другие — направлены на получение обратной связи на поставленную вами учебную задачу или проблему. Но этот вопрос-задание должен быть максимально кратким. И ответов от учеников вы должны ждать не размытых и кратких по времени.

4.  Поощряйте учеников задавать вопросы. Выделите им для этого специальное время. К примеру, объявите, что делаете 5-10-ти минутную паузу, в ходе которой ученики могли бы записать свой вопрос в чате или в небольшом видео обращении.

5.    Обязательно предусмотрите возможные технические трудности в ваших видеосеансах. Чаще всего такие проблемы возникают не у вас, а у ваших учеников. Как правило, вы решаетесь на видеоконференции, если у вас всё в порядке. Заранее проверьте возможности видеообщения. К примеру, используйте два компьютера или поработайте с кем-то из своих коллег, чтобы проверить перспективу учащихся, как они увидят то, что вы им предлагаете. Проверьте также условия работы в режиме компьютер-планшеткомпьютер-смартфон, прежде чем приступить к онлайн общению с вашим классом. Когда вы протестируете себя в роли ученика, вы можете заранее учесть, что необходимо упростить, или увидеть, какие проблемы могут возникнуть у ребят и что необходимо для оперативного устранения неполадок на лету.

На что надо обратить внимание:

  • учесть условия каждой семьи, их возможности, особенно там, где на один компьютер 2-3 и более детей;
  • объяснить, что необходимо для создания комфортных условий дистанционного обучения;
  • помочь родителям вникнуть в азы педагогики;
  • убедить: не подменять детей в решении учебных задач, поставленных учителем.

Если мы хотим, чтобы учащиеся начальных классов по-настоящему участвовали в дистанционном обучении, нам нужно будет полагаться на родителей, чтобы с их помощью обеспечить качественное обучение. Думайте о них как о помощниках учителя. Вы должны дать им достаточно информации, чтобы родители могли использовать полученный детьми в школе опыт обучения для работы дома, не подавляя и не подменяя их.

Необходимо обеспечить дифференцированное удалённое обучение.

Главное здесь — убедиться, что вы предоставляете примерные задачи для учащихся, но обязательно включите элементы дифференциации. К примеру, если ребёнок легко справился с заданием, попросите родителей дать дополнительное задание. Дайте примерный перечень таких заданий. Очень важно, чтобы каждый ребёнок двигался вперед во время дистанционного обучения, но, учитывая, что все они находятся на разных уровнях понимания учебного материала, поставленные учебные задачи, не могут быть едиными.

Очень важно, когда мы полагаемся на родителей, чтобы они могли помочь нам с удалённым обучением. Чем больше наши учебные задачи могут вписаться в обычную домашнюю повседневность, тем больше вероятность того, что родители будут интегрировать эти задачи в работу, которую они делают со своими учениками, включить их в семейные процедуры.

И, конечно, обеспечьте хорошую обратную связь с родителями. Пусть делятся впечатлениями, присылают сканированные задания, задают вам вопросы.

Опыт работы с учащимися в рамках дистанционного обучения убедительно доказывает, что это уникальная форма педагогического взаимодействия, обладающая большим потенциалом для личностного развития всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации программы по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями при организации домашнего обучения

В данной статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения детей - инвалидов и пути их решения....

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками

Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная кар...

Возможности и пути реализации безотметочного обучения

Выступление на круглом столе для заместителей директоров школ города...

Доклад "Система работы учителя школы 1 ступени обучения по реализации ФГОС НОО 2 поколения"

Выступление на педсовете, МО  сопровождается презентацией....

Доклад "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"

Доклад на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"...