Система оценивания образовательных достижений
статья

Дашеева Александра Андреевна

Предметом оценки образовательной деятельности учащихся в начальной школе являются: ожидаемые результатыкоторые составляют три группы взаимосвязанных результатов: предметные, метапредметные, личностные. Особенности этих трех групп результатов находят отражение в различных способах оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx971.38 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений:

C:\Users\КСОШ4_цос2\Desktop\Рисунок1.png

Особенностями системы оценки достижений младших школьников являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

- оценка динамики образовательных достижений учащихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- уровневый подход к разработке планируемых результатов;

- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений);

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Предметом оценки образовательной деятельности учащихся в начальной школе являются: ожидаемые результатыкоторые составляют три группы взаимосвязанных результатов: предметные, метапредметные, личностные. Особенности этих трех групп результатов находят отражение в различных способах оценивания.

В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:

- внутренняя оценка, основу которой составляют контрольные измерители, составленные в соответствии с разделами и темами программы «Перспективная начальная школа», включены как текущие, самостоятельные, проверочные и контрольные работы, так и комплексные, (стартовые и итоговые) на основе единого текста;

внешняя оценка, которая проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур - мониторинговых исследований, итоговой аттестации учащихся, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах.

Учет учебных достижений помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их сильные и слабые стороны, анализировать и оценивать результативность обучения, эффективность учебной деятельности и позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Таким образом, процесс обучения становится более открытым, осмысленным и целенаправленным.

Основное содержание оценки  результатов на уровне начального общего образования строится вокруг оценки:

- сформированности внутренней позиции учащегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении учащегося к образовательному учреждению;

- ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителями и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

- сформированности основ гражданской идентичности, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

- сформированности мотивации учебной деятельности, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремления к совершенствованию своих способностей;

- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем.

Объектом оценивания является сформированность  универсальных учебных действий, уровень развития познавательных процессов, внутренняя позиция, самооценка, личностная мотивация учебной деятельности, эмоциональное отношение к обучению, ориентация на моральные нормы, их выполнение.

Информация, полученная по итогам мониторинговых исследований личностного развития учащихся, является основанием для принятия управленческих решений, например, при проектировании и реализации программы развития учреждения. 

Персональные показатели личностного развития сообщаются педагогом-психологом родителям (законным представителям), педагогам учреждения для принятия решений о траектории обучения учащегося и её коррекции.

Оценивание сформированности личностных результатов проводится с учётом этических принципов охраны и защиты интересов учащегося.

Показатели личностного развития учащихся фиксируются педагогом-психологом в электронной карте результатов психолого-педагогической диагностики.

Вывод о сформированности внутренней позиции, самооценки, личностной мотивации учебной деятельности, эмоционального отношения к учению, знания моральных норм и морально-этических суждений фиксируется в характеристике учащегося при переходе на следующий уровень обучения.

Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности учреждения.

Объектом оценки учащихся служит способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты оценки, полученные в ходе текущего и промежуточного контроля, фиксируются в классном журнале и в электронном дневнике, учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы - система знаний различного уровня сложности по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебной деятельности оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ по русскому языку, математике.

Большую помощь педагогам в оценивании результатов образовательных достижений учащихся оказывают электронные приложения к контрольным измерителям.

Правильно организованные контроль и оценка снимают у учащихся страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

При оценке предметных результатов в первом классе исключается система балльного оценивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений....

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...

Система оценивания образовательных достижений

Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.В зависи­мости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...