«Использование духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (Федеральный проект «Современные родители»)
материал

Таминдарова Линиза Мадисовна

«Использование духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (Федеральный проект «Современные родители»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semeynye_tsennosti.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образования «Современные родители»)

Кураторы проекта: Шевчук С.Б. (1-4), Коровина А.С. (5-11)

Современное общество находится в ситуации, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни каждого народа, каждого человека. Эти изменения сопровождаются острой необходимостью возрождения духовно-нравственных ценностей. Возникает потребность в переоценке ценностей в сторону развития духовно-нравственного начала.

Чтобы предотвратить духовно-нравственный кризис и получить прогрессивно развитое общество, нужно направить все усилия на воспитание нового поколения, используя в качестве основы мудрые, сформированные веками, семейные традиции, как фундамент духовного развития.  

Осознавая ценность института семьи как основы развития общества, 2019 год объявлен в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Годом семьи (распоряжение губернатора ХМАО-Югры от 28.01.2019 №15-рг «О проведении в 2019 году в Ханты-Мансийском округе-Югре Года семьи»).

Первым институтом, который начинает с раннего возраста оказывать влияние на духовное и нравственное воспитание ребёнка, является семья. Находясь в окружении родных, ребёнок впервые узнаёт мире, совершает поступки, основываясь на заложенных семьёй знаниях и ценностях. Колоссальную помощь в воспитании подрастающего поколения может оказать опыт, бережно сохранённый и донесённый до нас православным казачеством.

Целевой проект МБОУ «СОКШ №4» «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» разработан на основе федерального проекта в области образования «Современные родители» (протокол президиума Совета при Президента Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 №10), а также концептуальных положений педагогики казачества.

Цель проекта: Использование традиций казачьей семейной педагогики в воспитании и становлении учащихся; преемственность и передача социально-культурного опыта в рамках национальных традиций в российской образовательной системе.

Направления реализации проекта (сформулированные на основании показателей, изложенных в паспорте федерального проекта «Современные родители» национального проекта «Образование», 2019-2024 гг.):

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся
  2. Увеличение доли родителей, вовлеченных в образовательный процесс и воспитательную деятельность
  3. Увеличение доли родителей, участвующих в реализации совместных детско-взрослых проектов в области воспитания
  4. Повышение активности родителей в участии в органах самоуправления образовательной организации

Задачи личностного развития учащихся кадетских казачьих классов в сфере семейных отношений:

  1. формирование понимания значения семьи для жизни, самореализации, сохранения здоровья человека;
  2. осознание роли семьи, казачьего рода как основы жизни казака, гражданина;
  3. понимание и поддержка традиционных казачьих устоев семьи: любовь, верность, взаимопомощь, почитание родителей и старших, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, воспитание детей и др.

Специфика духовного и нравственного воспитания в казачьих семьях основана на традициях семьи, устоях и ценностях, сложившихся в рамках естественно-исторического процесса. Уникальность казачества как социально-исторического и культурно-исторического феномена как отечественной, так и мировой истории неоспорима.

Казачеству никогда не была присуща какая-либо специфическая идеология, однако оно обладало характерными особенностями. Среди приоритетов в качестве основных казаки выделяли православную веру, любовь к Отечеству и семейные традиции.  Жизнь казаков построена согласно заповедям, соответственно воспитание детей осуществляется в духе православной веры. с православной верой. На казаках лежит обязанность сохранения и передачи подрастающему поколению традиционных культурных ценностей в их первоначальном виде, не допуская влияния деструктивных современных тенденций.

В семье казаки видят святыню брака и основу казачьего общества. Патриархальный уклад казачьей семьи сохраняется на протяжении нескольких веков. Принцип иерархичности, которому строго следуют казаки, выражается в подчинении коллективнойволи, значительной роли стариков, являющихся совестью и памятью станицы.

В казачьей семье главой является отец, который готов в любой момент защитить родных, Отечество, православную веру. Дерзость со стороны младшего поколения считается недопустимой, а поступки взрослых воспринимаются как образец, на который должны ориентироваться дети. Уважение к старшим, гостеприимность, уважительное отношение к женщине всегда являлось частью жизненного уклада и закладывалось в казаках с детства.

В воспитании подрастающего поколения можно выделить:

  • Привитие трудолюбия, честного несения воинской службы, порядочности.
  • Учение добру, благожелательности. Главная задача - показать детям  привлекательность добра и привить отвращение к злу, поэтому детей ставят в ситуации, когда нужно было отличить истинную правду от ложной, геройство от трусости.
  • Формирование способности давать правильную оценку жизненной ситуации. Казаки считали, что в основе всех явлений, событий, происшествий лежат конфликты, поэтому молодёжь обязана была поступать таким образом, чтобы во всём сохранялся лад и порядок.  В сложных ситуациях учили не паниковать, сохранять разум и контроль над своими действиями, не сдаваться, находить выход из тяжёлых положений.
  • Развитие способности самостоятельного принятия решений исопереживания к ближним. Внушалось, что завистливое отношение к другим и эгоцентризм приводит к возникновению отрицательных жизненных ситуаций. Считалось, что завистливый человек не чуждается ни воровства, ни ножа, ни топора. Родителями активно прививалось почитание предыдущих поколений – близкое родство почиталось до пятого колена.
  • Формирование представления о женской чести у девочек-казачек.

Необходимо отметить, что воспринятые на генном уровне семейные ценности, закреплённые православными и народными традициями, ведут к формированию в подрастающем поколении здорового образа жизни, снижению уровня алкоголизма, наркомании, курения и исправления девиации, то есть способствуют формированию духовно-нравственных основ личности.

Педагогика казачества имеет четко определенную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволявшие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества. Основным направлением деятельности войсковых и окружных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казачат к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи и казачьего духа.

План мероприятий по реализации проекта:

Мероприятие

Сроки

Ответственные

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся

1

Создание виртуальной страницы для психолого-педагогического просвещения родителей «Основы казачьей педагогики»:

  • Размещение материалов с практическими советами по традиционной педагогике казачьего семейного воспитания
  • Размещение материалов из опыта воспитания в конкретных семьях
  • Православное воспитание в семье
  • Полезные ссылки на образовательные казачьи порталы
  • Рубрика «Обратная связь: вопрос – ответ»

Ноябрь 2020

Обновление – ежемесячно

Сартасов А.Е., педагог-организатор

Белогурова Е.Ф., учитель русского языка и литературы

С.Б. Долгих, представитель прихода храма в честь Святого Луки

2

Подготовка и распространение памяток «Традиции семейного казачьего воспитания»

1-е полугодие 2020-2021 уч.г.

Белогурова Е.Ф., учитель русского языка и литературы

С.Б. Долгих, представитель прихода храма в честь Святого Луки

3

Консультации для родителей по вопросам семейного воспитания: консультации психолога, социального педагога, представителей Прихода, общественных организаций и силовых структур города

Ежемесячно (по отдельному графику)

Шинкаренко Д.А., педагог-психолог

Соловьева И.К., социальный педагог

Представители социальных партнеров школы

4

Видеолекторий «Семейные ценности»

1 раз в квартал

Шинкаренко Д.А., педагог-психолог

Звездина Ф.Х., учитель начальных классов

5

Организация книжных выставок и выставок периодической печати по теме «Традиции казачьего воспитания»

1 раз в полугодие

Буранова Г.М., библиотекарь

Белогурова Е.Ф., учитель русского языка и литературы  

Таминдарова Л.М., учитель начальных классов

6

Публикации в СМИ и в школьном медиа-центре «Кадетский (казачий) вестник» статей о традициях семейного казачьего воспитания. Освещение в СМИ мероприятий.

1 раз в квартал

Зайнуллина Г.Ф., учитель русского языка и литературы  

  1. Увеличение доли родителей, вовлеченных в образовательный процесс и воспитательную деятельность

1

Проведение родительских круглых столов, чтений:

  • «Семейные ценности казачьей семьи»

Май 2021

Шевчук С.Б.

Коровина А.С.

Классные руководители

2

Проведение конкурсов:

  • «Семейный альбом»
  • «Творческая семья»

1-е полугодие

2-е полугодие

Шевчук С.Б.

Коровина А.С.

Звездина Ф.Х.

3

Проведение семейных спортивных соревнований (с использованием традиционных казачьих состязаний)

2-е полугодие

Учителя физической культуры

 

  1. Увеличение доли родителей, участвующих в реализации совместных детско-взрослых проектов в области воспитания

1

Реализация детско-взрослого проекта «Вокальный ансамбль отцов и детей»

Постоянно

Корнишин И.В., педагог дополнительного образования

2

Детско-взрослый проект «Казачий кукольный театр «Казачок»

Постоянно

Спектакли – 1 раз в четверть

Куцуева И.К., Коротаева А.Л., Шевчук С.Б.,  Немальцева А.Н., тьюторы кадетских классов

3

Детско-взрослые проекты «Моя история – история моей страны»

Постоянно

Таминдарова Л.М. учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по духовно–нравственному развитию в 1 классе (гражданско-патриотическое воспитание).

Данный материал поможет классному руководителю  спланировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в 1 классе....

Семейные традиции как метод воспитания детей.

Данная беседа призвана нацелить родителей на сохранение семейных традиций, как метод воспитания детей....

Проект "Традиции как важнейший элемент духовно-нравственного воспитания в интернате семейного типа"

Проект этнокультурной направленности. Состоит из трех блоков. ! блок - "Бытовая и обрядовая культура народа ханты". 2 блок - "Народное творчество". 3 блок - "Край родной, наве...

Тема « Семейные традиции и особенности воспитания третьеклассника»

Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А. Сухомлинский...

«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 … Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей сво...

Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»

В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:-  урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...