«Использование духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (Федеральный проект «Современные родители»)
материал
«Использование духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (Федеральный проект «Современные родители»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynye_tsennosti.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образования «Современные родители»)
Кураторы проекта: Шевчук С.Б. (1-4), Коровина А.С. (5-11)
Современное общество находится в ситуации, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни каждого народа, каждого человека. Эти изменения сопровождаются острой необходимостью возрождения духовно-нравственных ценностей. Возникает потребность в переоценке ценностей в сторону развития духовно-нравственного начала.
Чтобы предотвратить духовно-нравственный кризис и получить прогрессивно развитое общество, нужно направить все усилия на воспитание нового поколения, используя в качестве основы мудрые, сформированные веками, семейные традиции, как фундамент духовного развития.
Осознавая ценность института семьи как основы развития общества, 2019 год объявлен в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Годом семьи (распоряжение губернатора ХМАО-Югры от 28.01.2019 №15-рг «О проведении в 2019 году в Ханты-Мансийском округе-Югре Года семьи»).
Первым институтом, который начинает с раннего возраста оказывать влияние на духовное и нравственное воспитание ребёнка, является семья. Находясь в окружении родных, ребёнок впервые узнаёт мире, совершает поступки, основываясь на заложенных семьёй знаниях и ценностях. Колоссальную помощь в воспитании подрастающего поколения может оказать опыт, бережно сохранённый и донесённый до нас православным казачеством.
Целевой проект МБОУ «СОКШ №4» «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» разработан на основе федерального проекта в области образования «Современные родители» (протокол президиума Совета при Президента Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 №10), а также концептуальных положений педагогики казачества.
Цель проекта: Использование традиций казачьей семейной педагогики в воспитании и становлении учащихся; преемственность и передача социально-культурного опыта в рамках национальных традиций в российской образовательной системе.
Направления реализации проекта (сформулированные на основании показателей, изложенных в паспорте федерального проекта «Современные родители» национального проекта «Образование», 2019-2024 гг.):
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся
- Увеличение доли родителей, вовлеченных в образовательный процесс и воспитательную деятельность
- Увеличение доли родителей, участвующих в реализации совместных детско-взрослых проектов в области воспитания
- Повышение активности родителей в участии в органах самоуправления образовательной организации
Задачи личностного развития учащихся кадетских казачьих классов в сфере семейных отношений:
- формирование понимания значения семьи для жизни, самореализации, сохранения здоровья человека;
- осознание роли семьи, казачьего рода как основы жизни казака, гражданина;
- понимание и поддержка традиционных казачьих устоев семьи: любовь, верность, взаимопомощь, почитание родителей и старших, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, воспитание детей и др.
Специфика духовного и нравственного воспитания в казачьих семьях основана на традициях семьи, устоях и ценностях, сложившихся в рамках естественно-исторического процесса. Уникальность казачества как социально-исторического и культурно-исторического феномена как отечественной, так и мировой истории неоспорима.
Казачеству никогда не была присуща какая-либо специфическая идеология, однако оно обладало характерными особенностями. Среди приоритетов в качестве основных казаки выделяли православную веру, любовь к Отечеству и семейные традиции. Жизнь казаков построена согласно заповедям, соответственно воспитание детей осуществляется в духе православной веры. с православной верой. На казаках лежит обязанность сохранения и передачи подрастающему поколению традиционных культурных ценностей в их первоначальном виде, не допуская влияния деструктивных современных тенденций.
В семье казаки видят святыню брака и основу казачьего общества. Патриархальный уклад казачьей семьи сохраняется на протяжении нескольких веков. Принцип иерархичности, которому строго следуют казаки, выражается в подчинении коллективнойволи, значительной роли стариков, являющихся совестью и памятью станицы.
В казачьей семье главой является отец, который готов в любой момент защитить родных, Отечество, православную веру. Дерзость со стороны младшего поколения считается недопустимой, а поступки взрослых воспринимаются как образец, на который должны ориентироваться дети. Уважение к старшим, гостеприимность, уважительное отношение к женщине всегда являлось частью жизненного уклада и закладывалось в казаках с детства.
В воспитании подрастающего поколения можно выделить:
- Привитие трудолюбия, честного несения воинской службы, порядочности.
- Учение добру, благожелательности. Главная задача - показать детям привлекательность добра и привить отвращение к злу, поэтому детей ставят в ситуации, когда нужно было отличить истинную правду от ложной, геройство от трусости.
- Формирование способности давать правильную оценку жизненной ситуации. Казаки считали, что в основе всех явлений, событий, происшествий лежат конфликты, поэтому молодёжь обязана была поступать таким образом, чтобы во всём сохранялся лад и порядок. В сложных ситуациях учили не паниковать, сохранять разум и контроль над своими действиями, не сдаваться, находить выход из тяжёлых положений.
- Развитие способности самостоятельного принятия решений исопереживания к ближним. Внушалось, что завистливое отношение к другим и эгоцентризм приводит к возникновению отрицательных жизненных ситуаций. Считалось, что завистливый человек не чуждается ни воровства, ни ножа, ни топора. Родителями активно прививалось почитание предыдущих поколений – близкое родство почиталось до пятого колена.
- Формирование представления о женской чести у девочек-казачек.
Необходимо отметить, что воспринятые на генном уровне семейные ценности, закреплённые православными и народными традициями, ведут к формированию в подрастающем поколении здорового образа жизни, снижению уровня алкоголизма, наркомании, курения и исправления девиации, то есть способствуют формированию духовно-нравственных основ личности.
Педагогика казачества имеет четко определенную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволявшие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества. Основным направлением деятельности войсковых и окружных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казачат к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи и казачьего духа.
План мероприятий по реализации проекта:
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
| |||
1 | Создание виртуальной страницы для психолого-педагогического просвещения родителей «Основы казачьей педагогики»:
| Ноябрь 2020 Обновление – ежемесячно | Сартасов А.Е., педагог-организатор Белогурова Е.Ф., учитель русского языка и литературы С.Б. Долгих, представитель прихода храма в честь Святого Луки |
2 | Подготовка и распространение памяток «Традиции семейного казачьего воспитания» | 1-е полугодие 2020-2021 уч.г. | Белогурова Е.Ф., учитель русского языка и литературы С.Б. Долгих, представитель прихода храма в честь Святого Луки |
3 | Консультации для родителей по вопросам семейного воспитания: консультации психолога, социального педагога, представителей Прихода, общественных организаций и силовых структур города | Ежемесячно (по отдельному графику) | Шинкаренко Д.А., педагог-психолог Соловьева И.К., социальный педагог Представители социальных партнеров школы |
4 | Видеолекторий «Семейные ценности» | 1 раз в квартал | Шинкаренко Д.А., педагог-психолог Звездина Ф.Х., учитель начальных классов |
5 | Организация книжных выставок и выставок периодической печати по теме «Традиции казачьего воспитания» | 1 раз в полугодие | Буранова Г.М., библиотекарь Белогурова Е.Ф., учитель русского языка и литературы Таминдарова Л.М., учитель начальных классов |
6 | Публикации в СМИ и в школьном медиа-центре «Кадетский (казачий) вестник» статей о традициях семейного казачьего воспитания. Освещение в СМИ мероприятий. | 1 раз в квартал | Зайнуллина Г.Ф., учитель русского языка и литературы |
| |||
1 | Проведение родительских круглых столов, чтений:
| Май 2021 | Шевчук С.Б. Коровина А.С. Классные руководители |
2 | Проведение конкурсов:
| 1-е полугодие 2-е полугодие | Шевчук С.Б. Коровина А.С. Звездина Ф.Х. |
3 | Проведение семейных спортивных соревнований (с использованием традиционных казачьих состязаний) | 2-е полугодие | Учителя физической культуры
|
| |||
1 | Реализация детско-взрослого проекта «Вокальный ансамбль отцов и детей» | Постоянно | Корнишин И.В., педагог дополнительного образования |
2 | Детско-взрослый проект «Казачий кукольный театр «Казачок» | Постоянно Спектакли – 1 раз в четверть | Куцуева И.К., Коротаева А.Л., Шевчук С.Б., Немальцева А.Н., тьюторы кадетских классов |
3 | Детско-взрослые проекты «Моя история – история моей страны» | Постоянно | Таминдарова Л.М. учитель начальных классов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по духовно–нравственному развитию в 1 классе (гражданско-патриотическое воспитание).
Данный материал поможет классному руководителю спланировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в 1 классе....
Семейные традиции как метод воспитания детей.
Данная беседа призвана нацелить родителей на сохранение семейных традиций, как метод воспитания детей....
Проект "Традиции как важнейший элемент духовно-нравственного воспитания в интернате семейного типа"
Проект этнокультурной направленности. Состоит из трех блоков. ! блок - "Бытовая и обрядовая культура народа ханты". 2 блок - "Народное творчество". 3 блок - "Край родной, наве...
Разработка родительского собрания во 2 классе на тему:«Семейные традиции как средство формирования духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье»
Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии детей....
Тема « Семейные традиции и особенности воспитания третьеклассника»
Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А. Сухомлинский...
«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
… Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. То, что ребёнок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей сво...
Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»
В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:- урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...