Организация исследовательской деятельности
статья
статья об использовании модели "1 ученик-1 компьютер" в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности обучающихся
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.
Исследовательские умения необходимо начинать формировать еще в начальной школе, так как именно в этом возрасте закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний». Она обеспечивает условия для продуктивного развития их творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность, которая всегда была и остается неотъемлемой составляющейначального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. В ходе экскурсий в природу, наблюдений за природными явлениями, растениями и животными, при анализе результатов наблюдений мы учим детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. Практика проведения учебныхисследований с младшими школьниками тесно связано с основным учебным процессом иориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении. Но как сделать эту деятельность более организованной? Как помочь юному исследователю не растеряться в море информации, научить отбирать главное, находить связи, структурировать её?
Одним из средств достижения этих целей является использование в своей практике модели «1 ученик: 1 компьютер». Современные дети не представляют своей жизни без компьютеров. Им необходимо не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию.
Благодаря модели «1 ученик: 1 компьютер» в жизни наших учеников и педагогов появилось новое средство обучения – мобильный класс, состоящий из учительского ноутбука и нетбуков ClassmatePC (или сокращенно СМРС),объединенных в локальную сеть и снабженных специальным программным обеспечением, которое позволяет управлять учебным процессом.
Модель «1 ученик: 1 компьютер» может быть использована на каждом этапе исследовательской деятельности.
При поиске информации ученики могут обращаться к глобальной сети Интернет. Учащиеся обрабатывают собранный материал, преобразовывают информацию. Полученная информация может быть представлена в различных формах. Школьники учатся составлять таблицы и графики, оформлять с помощью текстового редактора титульный лист, оглавление, список литературы.
Защита работы может быть осуществлена при помощи презентаций, которые могут наглядно продемонстрировать результаты экспериментов, опытов проводимых в домашних условиях. Для этого учащиеся учатся работать в системе создания презентации.
Итогом научно-исследовательской работы учащихся начальных классов является выступление на уроках, классных часах, а также на школьной научно-практической конференции.
На протяжении нескольких лет ученики моего класса принимают участие в школьной научно-практической конференции «Мир, в котором мы живем».
В 2015 году Пырирко Ксения работала над темой «Жевательная резинка: польза или вред?». Ученица решила выяснить, что думают о жевательной резинке ученики нашей школы. Для этого провела опрос с помощью модели «1 ученик – 1 компьютер». Респондентам, обучающимся 2-х классов, в количестве 37 человек, было предложено ответить на вопросы, выбрав готовый ответ. Данные опроса подсчитала программа и представила результаты в виде диаграммы. Что позволило сэкономить время на исследование.
Окотэтто Ольга проводила исследование по теме «Любимая ягода А.С. Пушкина, или всё о морошке». Ученица разработала опросные листы по теме, провела анкетирование с помощью этой модели. Результатом работы стала презентация и буклет, выполненный в программе Publisher, где были отражены основные теоретические материалы по теме исследования.
В ряду эффективных путей стимулирования исследовательской поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Она позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действительности. Так, например, традиционными в школе являются экскурсии в пожарную часть нашего села. Свои впечатления от увиденного учащиеся иллюстрируют в графических редакторах Paint или ArtRage. Эти программы также используем и на занятиях кружка «Юный исследователь». Ученики оформляют свои работы, дополняют их иллюстрациями, выполненными в этих графических редакторах.
Работа в среде мобильного класса на СМРС обеспечивает способность ребенка к саморазвитию путем сознательного присвоения нового социального опыта. Благодаря ей увеличился интерес учащихся к исследовательской деятельности. Одних учеников мотивируют победы, другим интересно познать новое и сделать открытие для себя.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе, способствует активации учащихся, способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.
Внедрение модели «1 ученик: 1 компьютер» в образовательный позволяет вывести учащихся на новый уровень, повысить их интерес к учебе, сформировать положительную мотивацию учебной и исследовательской деятельности.
Литература
- Б. Б. Ярмахов «1 ученик: 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012 г.
Интернет – ресурсы
- http://www.erono.ru
- http://festival.1september.ru/articles/566749/
- http://msoschpopova.ucoz.ru
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/12/25/iz-opyta-raboty-realizatsiya-proekta-1-uchenik-1-kompyuter-kak
- http://www.pandia.ru/text/78/175/6547.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...
"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеурочной деятельности" с презентацией
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...