Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы.
методическая разработка
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_aktivnosti.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:
• умение правильно прочитывать слова;
• понимать смысл текста;
• выразительно читать;
• выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес развивать мотивацию к чтению у младшего школьника.
Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:
6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Использование методического аппарата учебника в УМК «Школа России», творческого подхода, сотрудничества в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий , развивается формирование читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.
Роль техники чтения в подготовке младших школьников к самостоятельной читательской деятельности
Как хорошо, когда учащихся начальных классов имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения! Дети лучше усваивают учебный материал, они готовы к различным творческим заданиям, а учителю не надо думать, кого вызвать читать.
Плохо читающий школьник обычно не справляется с учебным материалом в старших классах, он явный кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих наважные системы жизнедеятельности организма. Однако научить ребенка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике.
I этап обучения
Первый этап - подготовительный, который протекает параллельно с периодом обучения грамоте и соответственно равен ему.
Второй этап - начальный, который следует за подготовительным
Цель обучения: пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения, научить читать книгу .
Задачи обучения: учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги.
В результате двух данных этапов (подготовительного и начального) все учащиеся приучаются охотно и без боязни, самостоятельно рассматривать и читать на уроке внеклассного чтения детские книги, предложенные учителем.
Действия учителя на подготовительном этапе:
1. Пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их. Для достижении этой цели 1 раз в неделю в течение 20 - 25 минут проводиться занятия с детской книгой (в составе урока обучения грамоте).
2. Показать детям связь между содержанием книги и ее внешними примерами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация).
3. На подготовительном этапе занятия начинается с беседы, которая помогает настроить детей на восприятии произведения. Затем произведение читается вслух учителем, рослее чего в ходе беседы воссоздается содержание прочитанного, фиксируются читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено.Рассматривание книги ведется с целью отыскания прочитанного произведения. Для этого обращается внимание на буквы, которыми напечатана фамилия автора, заглавие книги, рассматриваются иллюстрации на обложке и в нутрии книги. В результате дети убеждаются, что содержание всегда отражено в элементах книги, а это приводит их к выводу: о содержании книги можно догадаться по ее внешним показателям. Прочитанная и рассмотренная книга ставится в «Уголок чтения»
4. Учит ребенка ориентироваться в книге, поэтому учебный материал для занятия не может быть отобран произвольно. На подготовительном этапе используется детская художественная книга объемом 8 - 16 страниц, на первой странице обложки: фамилия автора предшествует заглавию; иллюстрация соответствует заглавию; шрифт - тот, которому учим на уроке обучения грамоте. Для чтения вслух рекомендуется отбирать короткие стихи, загадки, сказки, рассказы.
Организация работы на начальном этапе:
Словарная работа:
Виды работы с текстом: работа с текстом - полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать, развитие интерес к чтению, овладение осознанным чтением, развивать эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения
Основной этап обучения читательской самостоятельности приходится на второй и третий классы начальной школы, большинство видов читательской деятельности дети осуществляют самостоятельно. Они во внеурочное время рассматривают и читают книги, приносят их в класс для гласного отчета, рассказывают о них, выборочно прочитывая из книг нужные отрывки. На основном этапе читатель младшего школьного возраста в полной мере пользуется методом чтения-рассматривания для выбора и самостоятельного чтения книг. Цель обучения:закрепление познавательного интереса к книге, формирование навыка домашнего чтения, расширение читательского кругозора детей Действия учителя на основном этапе:
Организация работы на основном этапе:
К концу основного этапа обучения работе с детской книгой дети должны уметь:
осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;
Виды работы: - дискуссия; - коллективное чтение; - беседа;- беседа – «приманка»; - состязание чтецов; - реклама книг; - литературный праздник; - литературная игра; - библиотечный час; - литературная гостиная; - час «тихого чтения». Заключительный этап обучения читательской самостоятельности Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать. Цель обучения: предельно расширить читательский кругозор детей, на формирование навыка анализа и оценки содержания книги Действия учителя на заключительном этапе:
Организация работы на основном этапе:
Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, организовывать книжные выставки. Необходимо передать опыт личностного чтения самого родителя - это фактор более мощный, чем какой либо другой, он способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения. Консультация родителей по выбору литературы для прочтения. Памятка для родителей : 1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам. 2. Воспитывайте читателя личным примером. 3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь. 4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия. 5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре. 6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. 7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением. 8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. 9.Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга. 10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги. 11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Также учитель с удовольствием порекомендует интересные книги. Заключение Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть спонтанным, сиюминутным. Это кропотливая каждодневная работа. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату. Время не стоит на месте и роль компьютера и телевизора в получении информации, восприятия окружающего мира, с каждым днем становится все важнее. Но чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой. Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться в мир книг, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовывать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью. Точное и четкое выполнение требований программы позволяет учителю последовательно и уверенно вести учащихся по этапам обучения к намеченной цели, а главной целью занятий по внеклассному чтению является формирование у каждого ребенка личной способности и потребности в самостоятельном инициативном чтении, т.е. в чтении по собственному побуждению и по общепринятым правилам. Такая способность и потребность при новой системе обучения развивается в детях постепенно, но обязательно с первого класса. Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы - одна из важных и сложных проблем современной школы
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Статья содержить приемы работы по формированию читательской компитентности учащихся....
Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....
Индивидуальный план самообразования. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
На этой странице представлен индивидуальный план самообразования учителя начальных классов по теме " Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтен...
Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы.
Целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразовани...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья на тему: Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы...