Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности
методическая разработка
Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti_uchashchihsya_v_protsesse_proektnoy_deyatelnosti_2.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения.
Гайдовская Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
МБОУ "СШ№8" г. Нижневартовска
Если ученик в школе не научился сам
ничего творить, то и в жизни всегда
будет только подражать и копировать…
Л. Толстой
Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Ориентирами нового образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО: «Образование для всех» и «Образование через всю жизнь».
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Личность, как известно, есть результат саморазвития. Но саморазвитие не происходит само собой. Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь из страны Детства в новую и неизвестную, полную парадоксов и противоречий страну Взрослых. И от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям, справедливо замечал В.А.Сухомлинский. Как помочь малышу преодолеть это путешествие с наименьшими потерями, с одной стороны, и наибольшей пользой – с другой?
Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации обучающихся в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность, позволяющая формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути её достижения, анализировать и оценивать результаты.
Метод проектов активно используется не только на уроках, но и в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения.
Важнейшие условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности.
Основные компоненты творческой активности учащихся:
· потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
· преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам;
· готовность к преобразующей деятельности;
· эвристический потенциал;
· сама преобразующая деятельность.
Мотивация - одно из ключевых понятий, объясняющих истоки активности. Она находит своё выражение в мобилизации внутренней энергии, в направленности действия. Мысль рождается не только из другой мысли, а из мотивированной материальной деятельности, мотивированной сферы сознания, которая охватывает наши потребности, интересы. В познавательной деятельности источники мотивации самые различные: влияние внушения, примера, положительная оценка своих действий, «психологическое заражение», избегание неудачи, получение удовлетворения от успеха, новизна и оригинальность усваиваемых знаний и способов действий и др. Познавательные мотивы выступают внутренней основой содержания мотивации к творческой деятельности, но на пути от познавательных мотивов к мотивам творческой деятельности подключаются новые внутренние мотивационные механизмы.
Мотивами творческой активности учащихся выступают различные потребности, интересы, склонности к творческой деятельности.
Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования и очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. (А. А. Хромов)
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология». Главная цель организации проектной деятельности – развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить тактические задачи, такие, как мотивация учебной деятельности с доминированием мотивов ее совершенствования, развитие познавательной самостоятельности; формирование и развитие творческих способностей; усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности; формирование опыта самообразования и т. д.
Учебный проект, с точки зрения преподавателя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности студентов:
- анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
- презентации деятельности и ее результатов;
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
- применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
- проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Учебные проекты, существующие в отечественной образовательной практике, делятся на несколько групп:
1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
2. По предметно-содержательной области:
монопроект, в рамках одной области знаний;
межпредметный проект, на стыке различных областей.
3. По характеру координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий);
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).
6. По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т. п.).
Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения.
Обобщив методику работы над проектами, можно выделить следующие этапы организации проектной деятельности:
I. Планирование.
Предлагается начать работу над проектом с обсуждения темы будущего проекта. При этом происходит обмен мнениями между участниками проектной деятельности, выдвигаются первые гипотезы, и только после этого предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение. Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения. Учитель предлагает ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которой важно для определенного круга людей, тем самым мотивирую проектную деятельность. Здесь будут уместны чертежи, схемы, плакаты и другие виды наглядных пособий. Следующим шагом, ребята выделяют проблему, учитель им в этом помогает наводящими вопросами, и пытаются найти возможные способы решения этой проблемы. Когда таких способов предложено достаточно для решения поставленной задачи, учитель предлагает проанализировать каждую из идей.
2. Определение общего направления исследовательской работы. Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому из них. Затем учитель предлагает учащимся поработать над наиболее удачными направлениями; определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов; помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем.
Учителю необходимо продумать вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и так далее). Каждый участник проекта выбирает ту подтему для будущего исследования, работа над которой буден ему наиболее интересна. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т. е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.
Для успешной организации этого этапа учителю рекомендуется: подготовить проблемную задачу, которая бы подтолкнула ребят к обсуждению; рассмотреть возможные способы и средства для поддержания мотивации учащихся (задачи практического характера, наглядные пособия и т. д.), продумать вопросы, которые подтолкнули бы ребят к новой идее, необходимой для осуществления проекта. В качестве таких вопросов могут быть вопросы, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Вопросы, которые может задать учитель участникам проектной деятельности на этапе планирования.
Для выявления уже имеющихся знаний: | Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)? Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме? Как вы относитесь к этой теме (проблеме)? Какие способы решения этой проблемы вы знаете? Что, по - вашему, необходимо для этого сделать? Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения этой проблемы? |
Для выявления склонности и интересов учащихся: | Что еще интересно вам было бы узнать в этой области? В чем вы хотели бы лучше разобраться? Ваше любимое занятие вне школы? Чему вы больше всего хотели бы научиться? Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы разбираться профессионально? Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла? При каких условиях это было бы возможно? |
Для выявления затруднений у учащихся: | О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию? Что нового вам было бы интересно узнать? В каких вопросах вы бы хотели стать более компетентными? |
Для определения темы проекта: | Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам? Почему вы предпочли именно эту тему? Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту тему? Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой оценки работы над проектом? Как можно определить «программу-максимум» и «программу-минимум»? |
II. Аналитический этап.
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию.
Предлагается следующая последовательность работы:
1. Уточнение и формулировка задач.
Правильная формулировка задачи проекта (т. е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Во время работы над проектом учителю необходимо следить, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т. д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.
2. Поиск и сбор информации. Здесь учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:
- личных наблюдений и экспериментирования;
- общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);
- работы с литературой и средствами массовой информации.
Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
3. Обработка полученной информации.
Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя. Учителю могут помочь в работе вопросы, приведенные в Таблице 2.
Таблица 2.
Вопросы, которые может задать учитель на аналитическом этапе.
Определение задач: | Что вам уже известно о теме? Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом? По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)? Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом? Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта. |
Поиск и сбор информации: | Какие способы поиска и сбора информации вы знаете? Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации? В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения вы там запросите? Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы? Какие работы могут выполняться параллельно? Какие исследования требуют больше (меньше) времени? Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как распределить работу между членами группы? Кто и за что будет отвечать? Где будет проводиться работа? В какие сроки? |
Интерпретация полученных данных: | Какая информация необходима для решения поставленной задачи? Без какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение. Каковы критерии оценки полученной информации? Установите связь (если она есть) между собранными данными. |
III. Этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т. д.).
Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т. д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т. д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
Варианты вопросов:
· Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?
· Кому, по – вашему, будет интересна проблема над которой вы работали?
· В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.
· В чем вы могли бы помочь (исходя из личных склонностей, интересов, способностей) при подготовке презентации итогов проекта?
· В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?
· Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?
· Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?
· Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?
· Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?
IV. Представление полученных результатов работы (презентация).
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т. д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков. Как видно из вышесказанного степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.
В ходе анализа методической и педагогической литературы можно выделить параметры оценки результатов проектной деятельности и критерии оценки защиты проекта.
Параметры оценки результатов проектной деятельности:
· значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, адекватность их изучаемой тематике;
· реальность, практическая направленность и значимость работы;
· корректность используемых методов исследования и обработки полученных результатов;
· необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
· соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;
· логичность и последовательность изложения;
· четкость формулировок, обобщений, выводов;
· аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
· стилистическая и языковая культура изложения;
· полнота библиографии;
· наличие собственных взглядов на проблему и выводов;
· активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
· характер общения, взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;
· доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения;
· авторство;
· умение отвечать на вопросы оппонентов, корректность в дискуссии;
· перспектива доработки (потенциал);
· эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем, рисунков;
· соответствие оформления проекта стандартным требованиям.
Критерии оценки защиты проекта:
· качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объём;
· объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
· культура речи;
· чувство времени;
· использование наглядных средств;
· умение удерживать внимание аудитории;
· умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;
· готовность к дискуссии;
· доброжелательность, контактность.
Проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное.
Результаты исследования показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты исследования свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.
Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Список литературы
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)
- Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева,
- Хайкин Валерий Леонидович. Феномен активности в развитии личности : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2c. РГБ ОД, 71:02-19/16-1.
- Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ№1. стр. 17-19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения
Представьте себе на минуту, что человек не может фантазировать… Дети не услышали бы сказок, не звучали бы песни, не рождались гениальные произведения искусства, не было бы научных открытий. Воображени...
Презентация "Развитие творческой активности учащихся".
Развитие творческой активности учащихся....
«Применение проектного метода как средство для развития творческой активности учащихся на занятиях в кружке «Умелые ручки»
Описание опыта....
Развитие творческой активности учащихся. Рекомендации для педагогов по развитию творческой активности детей.
Рекомендации дя развития творческой активности детей в процессе любимых занятий...
Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...
Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности
Методическая разработка...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
как развить творческую активность учащихся? В статье найдете ответ на этот вопрос...