Развитие творческих способностей учащихся в условиях ФГОС
методическая разработка (2 класс)
Эту работу вы можете использовать на выступлении МО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya_v_usloviyah_fgos.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей учащихся в условиях ФГОС»
Выступление на МО учителей начальных классов
Учитель: Григоржевская Е.Ю.
2019 — 2020 учебный год
Современная жизнь требует от человека подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач.
Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника.
Современное образование должно содействовать тому, чтобы формировать у школьников творческий потенциал, развить их творческие способности, создавать условия для реализации творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено: «Личностные результаты... должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты... должны отражать: освоение способов решения проблем творческого... характера».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечено, что одной из личностных характеристик выпускника является следующая: выпускник «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества». «Личностные результаты должны отражать: ... формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности».
Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности и предполагает:
- развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной и (творческой) деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, одной из которых является следующая: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированный на творчество».
Что такое творчество?
Сейчас данное понятие имеет как минимум три определения. И в современной науке творчество понимают как:
- процесс деятельности, в результате которого появляется нечто новое, что никогда не существовало ранее;
- продукт творческой деятельности, который должен быть ценен не только для создателя, но и для других;
- специфический процесс, в результате которого создаются субъективные ценности.
Иначе говоря Творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
В педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту не известны.
Существуют разные виды творчества и они соответствуют видам практической и духовной деятельности человека.
Единой классификации не существует, но основными видами можно обозначить следующие:
1. Художественное творчество – оно связано в большей степени с эстетическим освоением действительности.
2. Научное творчество – предполагает открытие явлений и общих закономерностей развития реалий мира.
3. Техническое творчество – проявляется в непосредственно практическом преобразовании мира.
4. Педагогическое творчество – поиск и реальное нахождение нового в сфере педагогической деятельности.
Это основные виды творчества, но, кроме них, можно выделить и ряд других видов: политическое, изобретательское, организаторское, философское, мифологическое и множество других.
Также классифицировать виды творчества можно по количеству тех субъектов, которые непосредственно вникали в творческий процесс. И тогда мы получаем индивидуальное творчество (предполагает деятельность одного индивида) и коллективное.
Важнейшими вопросами педагогики являются: «как научить творчеству каждого обучающегося?», «как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?».
Напомним, что главная цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта.
Этот опыт включает в себя четыре основных компонента:
- знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;
- опыт осуществления основных способов деятельности;
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.
Значит, процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение обучающимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:
- Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию.
- Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации.
- Установление целостной структуры объекта.
- Видение новой функции объекта.
- Разработка и учет альтернатив при решении проблемы.
- Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.
Всё это требует от педагогов поиска продуктивных образовательных технологий освоения знаний с целью их практического применения в непредвиденных ситуациях. Эти технологии призваны «выращивать» в ребенке творческие способности и потребность в творчестве (социальном, этическом, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности. В теории и практике образования они называются личностно-ориентированными или развивающими технологиями.
Необходимым условием организации образования как учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в образовательном учреждении.
Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентирующая на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создается с опорой на следующие принципы:
- принцип адаптивности, т.е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!);
- принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации своих способностей;
- принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;
- принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;
- принцип ориентировочной функции знаний, требующий от школы, «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, а помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П.П. Блонский). Ориентировочной основой различных видов познавательной практико-преобразующей деятельности для школьника являются приобретаемые им знания. Личность формируется не только как знающая, но и как созидающая;
- принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но и ставить цели деятельности, определять задачи, решение которых ведет к достижению цели, контролировать и корректировать ход деятельности;
- креативный принцип, направленный на обучение ребенка способности и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач.
Известно, что психологическими механизмами любой деятельности, требующей творческого подхода, являются:
ассоциации, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;
и анаксиоматизация, то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. Поэтому способами организации учебно-познавательной деятельности, стимулирующими развитие творческого потенциала личности через реализацию ассоциации и анаксиоматизации выступают следующие критерии (эвристики):
прием завышения оценки удачного способа решения задачи, брейнсторминг («мозговой штурм»), проблемно-диалоговое, индивидуализированное обучение, прием «остранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе нужно учить творчеству.
Что это значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Любая педагогическая технология/метод/ предполагает работу по развитию творческих интересов и способностей обучающихся.
В процессе реализации ФГОС наиболее эффективными можно считать:
- проектно-исследовательские,
- игровые (сюжетно-ролевые, дидактические, деловые),
- проблемное обучение,
- технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе,
- использование современных информационных технологий (ЭОР нового поколения).
На практике педагоги применяют сразу несколько педагогических технологий и методов.
Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач.
Творческие методы обучения - методы активные.
Преимущества методов творческого обучения, среди которых выделяют следующие:
1. Постоянная мобилизация умственных сил учащихся, не позволяющая им отвлекаться от процессов овладения знаниями, навыками и умениями и все возрастающая заинтересованность учением.
2. Обеспечение необходимых условий деятельности вовлечения учащихся в учебный процесс, что приводит к формированию и развитию не только кратковременной, но и долговременной памяти учащихся как основы «выживаемости» знаний.
3. Приобретение учащимися навыков самостоятельной творческой выработки решений.
4. Наличие постоянного взаимодействия учителя с учащимися и учащихся между собой.
5. Обеспечение направленности на преимущественное развитие интеллектуальных, профессиональных, поведенческих умений и навыков.
6. Повышение степени мотивации и эмоциональности восприятия изучаемого материала, его переработки и усвоения.
Психологи выделяют три вида способностей:
1) общие – при помощи которых обеспечивается относительная легкость и продуктивность работы, требующей интеллектуального напряжения;
2) специальные – имеющие четко выраженную специализированную направленность (к музыке, к спорту, к математике и т.д.);
3) практические – к ним относят конструктивно-технические, организаторские, исполнительские способности, которые обеспечивают успех в привычной деятельности.
При подготовке к педагогическому совету учителям и воспитателям было предложено проработать и ответить на ряд вопросов.
1. Какую диагностику(и) по выявлению творческих интересов и способностей обучающихся Вы проводите?
- Для выявления творческих интересов и способностей обучающихся, педагоги проводят следующие виды диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение (диагностика творческого мышления (тесты П.Торранса), творческого воображения, игровой тест «Три слова» и т.д.).
2. Какие педагогические технологии используете в работе с обучающимися с ОВЗ?
- Коррекционно-развивающая, игровые, ИКТ технологии, проектно-исследовательская, коллективных творческих дел, здоровьесберегающие технологии, интегрированного обучения.
3. Какие педагогические методы и приемы наиболее эффективны в развитии творческих способностей обучающихся?
Словесные: выразительное чтение, дискуссии, доклады, драматизация, сказка-терапия, придумывание начала (конца) текста (сказки, рассказа), составление рассказа по /картинкам, опорным фразам, составление условия задач и др. /.
Наглядные: использование презентаций, иллюстраций, видеосюжетов, демонстрация натуральных объектов и движений и др.
Практические: сюжетно-ролевые игры, написание сочинений, практические и творческие работы и задания, проектная и исследовательская деятельность, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
Конечно, наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство и художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства, технологии. Но и другие предметы (такие как математика, география, биология) имеют тоже немало возможностей для развития творческих способностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГПД» Обобщение опыта работы. Максименко М.В. Воспитатель ГПД ГОУ СШ № 346.
«Вся радость жизни в творчестве……»...
Развитие творческих способностей учащихся в условиях ГПД
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей учащихся....
«Исследовательская деятельность младших школьников – ключ к развитию творческих способностей учащихся в рамках ФГОС»
Исследовательская деятельность младших школьников...
«Педагогические основы развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС»
Выступление на педагогическом совете....
Доклад на педсовете. Исследовательская деятельность младших школьников – ключ к развитию творческих способностей учащихся в рамках ФГОС.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вноси...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии, используя новые подходы учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС
Данная статья раскрывает новые подходы учебно-воспитательного процесса развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии в условиях реализации ФГОС...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС
В данной статье рассматривается развитие творческих способностей у детей. Раскрываются понятия творческой деятельности и творчества. Представляются условия, необходимые для эффективной работы по разви...