Выступление на тему: «Самоанализ урока учителя в контексте требований ФГОС».
материал (1 класс)
Выступление на тему: «Самоанализ урока учителя в контексте требований ФГОС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_teme_samoanaliz_uroka.zip | 618.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Самоанализ урока учителя в контексте требований ФГОС».
«Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе – тот истинно велик!»
(Пьер Гренгор)
Порой легче продумать, подготовить и провести открытый урок, чем проанализировать свой же урок. Садишься перед монитором компьютера или листом бумаги и…. возникает чувство, что ты сороконожка, у которой спросили, какая из ног сделает шаг первой.
На самом деле всё просто: нужно думать не о том, с какой ноги начинаешь шагать, а о том, куда в конечном итоге нужно прийти, и как это сделать.
Что же такое самоанализ? Если заглянуть в словарь Ожегова, то там написано: “Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний.”
Самоанализ урока же по ФГОС подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных учителем форм, содержания, методики обучения. Эффективность отдельного урока определяется не задачами, которые были поставлены педагогом, а знаниями, усвоенными учениками во время урока.
Самоанализ урока позволяет: Верно, формулировать цели деятельности учителя и учеников. Видеть взаимосвязь между тем, чего нужно добиться, и тем, какими средствами это можно сделать. Четко планировать и достигать результатов в педагогической деятельности. Мотивировать учеников на получение знаний, на отличный конечный результат.
В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока.
Вот приблизительная классификация видов самоанализа:
• Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
• Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
• Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
• Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
• Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
• Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
• Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
• Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
• Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).
В основном в работе мы с вами используем полный самоанализ.
Рассмотрим структуру самоанализа урока по ФГОС.
Пример и образец самоанализа урока по ФГОС
1.Обозначить тему урока.
2. Указать тип урока по ФГОС.
3. Характеристика цели урока и планируемых результатов.
4. Взаимосвязь изучаемого с пройденным ранее материалом.
5. Общая характеристика класса, которая включает в себя анализ:
• общего развития учеников;
• знаний учеников по русскому языку;
• личностного развития.
6. План урока. Характеристика:
• универсальные учебные действия;
• методы преподавания;
• формы контроля.
7. Проанализировать, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.
8. Проанализировать, какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
9. Анализ качества отношений между классом и педагогом.
10. Оценка конечного результата:
• определение того, насколько запланированная цель достигнута на уроке;
• если не достигнута, то по каким причинам это произошло;
• вывод.
Требования к проведению самоанализа урока
Анализировать работы учителям не привыкать - это часть их функций. Но вот как с максимальной объективностью проанализировать то, что сделал сам, как правильно оформить самоанализ урока по ФГОС? Ведь при формальном подходе это ответственное занятие будет абсолютно бессмысленным. Поэтому нужно знать требования, выдвигаемые Федеральным государственным образовательным стандартом, и придерживаться нижеприведенного алгоритма.
Сейчас я проведу самоанализ урока русского языка в 1 классе, который проходил 13 марта 2019 года в рамках педагогического совета «Личность педагога в современной школе».
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Систематизация и обобщение знаний и умений в послебукварный период. Повторение изученного материала».
Целью данного урока является: систематизировать и обобщить знания и умения первоклассников в послебукварный период.
Задачи:
1.Создать положительный эмоциональный настрой на совместную работу;
2. Актуализировать ранее полученные знания;
3. Учить применять полученные знания в новой учебной ситуации
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
• систематизация знаний о звуках и буквах, формирование умений записывать слова в соответствии с изученными орфограммами. Отработка умения применять знания на практике.
Метапредметные результаты:
• понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Формирование навыков работы в паре и группе.
Личностные результаты:
• принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Формирование уважительного отношения к мнению одноклассника.
Коммуникативные:
• учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Технологии, используемые на уроке: проблемно-диалогическая,
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов),
ИКТ, элементы здоровье сберегающих технологий.
Оборудование: компьютерная презентация, тетрадь по русскому языку
Исходя из целей и задач, был спланирован тип урока: закрепление знаний и
выработка умений. Тип урока определяет его структуру.
Урок строится на основе деятельностного подхода по следующим этапам:
I. Самоопределение к учебной деятельности.
1. Орг.момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Формулировка темы урока.
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При
разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей
младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это
средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением
внимания, наличие в классе детей ОВЗ с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления.
Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.
1. Организационный момент и самоопределение к учебной деятельности
включали в себя положительный эмоциональный настрой детей на
предстоящую учебную деятельность, обеспечили осознанное вхождение в
урок.
2. Создавалась ситуация для выяснения ожиданий и опасений
3. Создавалась ситуация для выявления темы урока. С помощью презентации дети самостоятельно определили тему и цель урока. Использование ИКТ –
технологии всегда вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения,
уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска,
обеспечивает участие в работе всех учащихся.
4. Включены игровые моменты, которые помогают более прочному усвоению материала.
5. На уроке была достигнута высокая познавательная активность учащихся за счёт создания ситуации успеха, использования занимательного материала.
Индивидуальная работа на закрепление показала глубину осознанности, гибкость и действенность полученных знаний. Проведена взаимопроверка, а это одна из форм активной деятельности всего класса.
Логическое упражнение «Лишний слог»: ци, раф, бу, ко, жи (выбор детьми, доказательство)
Запись сочетаний-правил: ци, жи,
Составление из слогов слова: жираф.
Деление слова на слоги, постановка ударения, безударная гласная.
Самооценка детей по шкале правильности
Проверка в паре с образцом учителя (слово заранее записано на доске).
Работа с орфографическим словарем (в паре)
- Найдите в словаре на с. …и запишите 2 слова на правило «Правописание ЦИ с буквой И». Проверка.
6. Проводилась динамическая пауза, для того чтобы повысить уровень энергии в классе.
Упражнение «Четыре стихии».
-"Четыре стихии"-это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" -вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" -вы вытягиваете руки в стороны и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы дуете. Если я скажу "огонь" - вы поднимаете руки вверх и шевелением пальцев изображаете искры .
7. На этапе практического применения полученных знаний использовалась групповая работа. Учащиеся учатся договариваться друг с другом, сотрудничать. Показателем выполнения образовательных задач этапа является понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала, готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.
Здоровье сберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась
сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий.
8. На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у
учащихся алгоритма самооценивания. (таблица)
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок
достиг.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребенку продвинуться в своём индивидуальном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОКА В СООТВЕТСТВОВАНИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС, СИСТЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»
Материал для выступления на РМО, раскрытие основных понятий, требований к уроку в условиях ФГОС...
Самоанализ урока в контексте требований ФГОС
Вашему вниманию представлен план самоанализа урока в контексте требований ФГОС...
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Изобразительное искусство, тема:" Мамин платок", 3 класс
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Изобразительное искусство, тема:" Мамин платок", 3 класс...
Презентация и конспект мастер-класса "Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС"
Каждый учитель проведя урок, даёт оценку проделанной работе. Но, как это сделать профессионально и грамотно знает далеко не каждый. Данный материал познакомит учителя начальных классов и поможет раскр...
Современный урок математики в контексте требований ФГОС НОО.
Урок математики...
Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ Тема: "Современный урок в условиях реализации требований ФГОС"
Выступление на августовском совещании МО учителей начальных классов ЗМР РТ учителя начальных классов МБОУ «Васильевская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Николая Соболева ЗМР РТ» Аникиной Гюзель Шам...
"Самоанализ урока в контексте требований ФГОС"
Самоанализ урока же по ФГОС подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных учителем форм, содержания, методики...