Выступление на МО
материал

Краснова Мария Александровна

Выступление на МО учителей начальных классов по теме:

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_priemy_obucheniya_smyslovomu_chteniyu.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

(МОУ « Глебовская СОШ»)

Выступление на МО учителей начальных классов по теме:

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Подготовила: Краснова Мария Александровна

 учитель начальных классов

МОУ «Глебовская СОШ»

2020 г.



Приёмы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. 

В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты:

понимать;

анализировать;

сравнивать;

видоизменять;

генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)

Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд метапредметных умений и навыков:

- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации». Формировать эти универсальные учебные действия призваны учебники нового поколения. Созданные на основе системно-деятельностного подхода, они дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием.

Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения:
«Чтение в кружок».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». 
2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами».
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
«Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
«Ассоциативный куст».
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. 
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы. 

«Чтение в парах – обобщение в парах».
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
«Читаем и спрашиваем».
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
«Дневник двойных записей».
Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
«Чтение с пометками».
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:


V


Знакомая информация


+


Новая информация


--


Я думал (думала) иначе


?


Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше


«Чтение с составлением таблицы, диаграммы».
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.
«Синквейн».
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).

Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере способствует организация деятельности на уроке, а именно использование парной и групповой работы. Выбирая эти формы коммуникативного взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для более осмысленного понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов.
Вот как может выглядеть план работы с текстом при работе в паре или малой группе, когда чтение текста организуется по очереди, т.е
. « в кружок»:

  1. Прочитаю первый абзац вслух.
  2. Подчеркну непонятные слова.
  3. Объясню непонятные слова или спрошу у одноклассников(или учителя).
  4. Расскажу, что понял из прочитанного однокласснику.
  5. Отвечу на его вопросы.
  6. Продолжу работу с одноклассниками.
    Составление картинного плана текста, как один из способов формирования навыков осмысленного чтения, возможен при работе с произведениями, где чётко прослеживается структура текста и возможно выделение этапов развития сюжета. Например, при работе над литературным произведением 
    Н. Носова «Заплатка» детям после первичного ознакомления предлагается составить картинный план («мультфильм») к произведению. 
    Указывается количество рисунков-картин к произведению(5), 
    в паре или группе, дети схематично изображают последовательность событий, а затем представляют свою работу классу.
    Осмыслению прочитанного помогает и составление таблиц:
    Таблица как способ структуризации текста выступает на разных этапах работы с текстом, а различные виды таблиц можно использовать даже при первичном ознакомлении с текстом, например самые простые таблицы:

Это было интересно

Это было новым

Это было непонятно




Развитию умений читать текст с пониманием помогает работа по вопросам к тексту. Учитель может заранее приготовить детям вопросы, записать их на карточке и предложить детям в качестве взаимотренажа поработать друг с другом. 
Приёмы обучения смысловому чтению на уроках русского языка.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»): Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. 
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). 
Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.


Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики.

С текстом на уроках математики мы работаем, решая задачи, изучая новый материал, правила. 
Учитель должен организовать систематическую работу с учебником математики на каждом уроке по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения. Умения и навыки работы с книгой в последствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 1-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Дети уже в 1 классе знакомятся с задачей и её составляющими (условие, вопрос, решение, ответ), выделяют то, что известно, что нужно найти и т.д. Именно решение текстовых задач позволяет ребенку заинтересоваться математикой. Формируя универсальные учебные действия учащихся, учитель, прежде всего, развивает личность ребёнка, даёт ему возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учит правильной организации усвоения материала, т.е. умению учиться.
Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.
Понять содержание текста задачи – важная и сложная задача. Ребёнку необходимо:
– ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, находить в тексте необходимую информацию (пробегать текст задачи глазами, определять его основные элементы, сопоставлять, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте);
– преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: краткие записи, формулы, графики, диаграммы, таблицы, умение переходить от одного представления данных к другому;
– решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие полного или частичного понимания текста;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта сомневаться в достоверности получаемой информации, уметь обнаруживать её недостоверность.

1 этап – Работа до чтения
На этом этапе работы с текстом учебника необходимо внутренне включить каждого ребенка в чтение. Большим «плюсом» в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться.
Основной прием, который учитель может использовать на этом этапе при изучении нового материала – это прием 
«Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель при этом вывешивает заготовленные записи высказываний учеников на доску (или записывает), чтобы в конце урока проверить, верны или нет, были выдвинутые ими гипотезы. 
Прием “Верные или неверные утверждения”, или “Верите ли Вы?” может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). В начале изучения темы “Углы” в 4 классе можно предложить учащимся поиграть в игру “Верю — не верю”:

Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно
Это само чтение. При изучении нового материала (введением новых терминов, знакомстве с правилами) необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, 
Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием – 
«Инсерт». Технически он достаточно прост. Обучающихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....