Применение проблемно-диалогового обучение в начальных классах
учебно-методический материал
Мастер- класс для МО учителей начальных классов
Задачи:
- Освоение новых технологий и внедрение инновационных методов в учебный процесс.
- Расширение межпредметных связей.
- Повышения интереса к обучению и поиску новой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тезисы выступления | 86.35 КБ |
презентация к мастер-классу | 561.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы
Мастер- класс для МО учителей начальных классов МАОУ СОШ №19
«Применение проблемно-диалогового обучение в начальных классах».
Цель проведения мастер-класса:
Повышение качества обучения за счет стимулирования мотивации к обучению учащихся.
Задачи:
- Освоение новых технологий и внедрение инновационных методов в учебный процесс.
- Расширение межпредметных связей.
- Повышения интереса к обучению и поиску новой информации.
1. Приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске.
Проблемное-диалоговое обучение - один из видов развивающего обучения, при котором знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В данном контексте ученик выступает субъектом учения, участником учебного сотрудничества, критически мыслящим человеком, целостной личностью.
Что значит «Проблемно – диалоговое обучение»? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Методика проблемно-диалогового обучения позволяет ребенку проявить свои способности, развивает предметную речь, умение анализировать и оценивать учебную деятельность, использовать имеющиеся знания на практике и «добывать» новые. Повышается мотивация, появляются предпосылки для развития самопознания, саморазвития и самоконтроля.
2. Методическая цель — создание условий для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенции - достигается использованием разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности.
Проблемная организация образовательного процесса предполагает самостоятельное выполнение учащимися следующих функций: целеполагание, планирование работы над учебным материалом под ненавязчивым руководством учителя, изложение нового учебного материала, контроль и коррекция учебной работы. Построение проблемно-диалогического урока предполагает особую структуру. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)
Рассмотрим этапы организации урока подробнее.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Учебная проблема существует в двух основных формах:
1. как тема урока;
2. как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Рассмотрим эти методы подробнее.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
А: Сообщение темы с мотивирующим приемом
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. (ПРИЛОЖЕНИЕ14 ВИДЕО) В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
В: Подводящий к теме диалог (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)
С: Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1.создания проблемной ситуации (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
Демонстрация отрывков уроков в соответствии с приложением №5 с привлечением учителей:
- урок русского языка по теме «Склонение имен существительных» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
-урок русского языка по теме «Правописание удвоенных согласных в слове» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) ВИДЕО
- урок русского языка по теме «Непроизносимые согласные» (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
- урок окружающего мира по теме «Тундра» (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
- урок математики по теме «Умножение двузначного числа на однозначное» (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
2.побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации
3.побуждения к формулированию учебной проблемы (ПРИЛОЖЕНИЕ11)
4.принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы (ПРИЛОЖ. 12)
ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)
Зачем знания нужно воспроизводить (проговаривать, повторять)?
3. Итак, технология ПДО может применяться в любом классе школы и на любом предмете.
Почему очень важно, работая в начальных классах, использовать данную технологию? Специфика начальной школы такова, что на формирование умений и навыков уходит больше всего времени, а это репродуктивные этапы урока. На цель «знания», в сравнении с основной школой, затрачивается времени гораздо меньше. И если упустить возможность творческого их введения и воспроизведения, то все обучение становится репродуктивным. А потом мы удивляемся, что дети не хотят ходить в школу. Значит, начальному звену проблемное обучение совершенно необходимо, поскольку доля репродуктивной учебной деятельности и так велика.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Структура проблемного урока
Название | Содержание | Результат |
1. Постановка проблемы | Возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулирование проблемы | Проблема, вопрос, который надо решить |
2. Поиск решения | Выдвижение и проверка гипотез | Решение |
3. Выражение решения | Выражение нового знания научным языком | Продукт – формула, правило, доклад, |
4. Реализация продукта | Представление продукта | Статья, доклад, книга, схема |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Классификация методов обучения
Методы | ПРОБЛЕМНЫЕ «Классические» «Сокращенные» | Традиционные | ||||
Постановки проблемы | Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации | Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации | Побуждающий диалог от проблемной ситуации | Подводящий к теме диалог | Сообщение темы с мотивирующим приемом | Сообщение темы |
Поиска решения | Сообщение гипотез, проверки учителем | Выдвижение, проверка гипотез учениками | Побуждающий к гипотезам и проверке диалог | Подводящий от проблемы диалог | Подводящий без проблемы диалог | Сообщение знания |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий | Подводящий | |
Структура | Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль | Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли |
Признаки | - мысль ученика делает скачок к неизвестному - переживание учеником чувства риска - возможны неожиданные ответы учеников - прекращается с появлением нужной мысли ученика | - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления от открытия в конце диалога - почти невозможны неожиданные ответы учеников - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение |
Результат | Развитие творческих способностей | Развитие логического мышления |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Основные приемы создания проблемной ситуации.
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. | Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? | Выбрать подходящее: |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. | Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? |
|
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку". Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. | Вы сначала как думали? А как на самом деле? | Какой возникает вопрос? |
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? |
|
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? | Какая будет тема урока? |
6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. | Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось? |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 11.
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Прием 1 о фактах Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях Что вас удивило? Сколько теорий существует (точек зрения)? | Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему! |
Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений? Почему? | |
Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? | |
Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? | |
Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? | |
Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 12.
Принятие предлагаемых учениками формулировок.
При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».
Реакция на неожиданные формулировки
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Подводящий к знанию диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»).
Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе, проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог: подводящий от проблемы диалог: подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него: во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Девиз ПДО: «открывать знания вместе с детьми».
Цель: получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 16.
Воспроизведение знаний
Продуктивные задания.
1 тип. На формулирование (темы урока, вопросов по теме)
2 тип. На составление опорного сигнала.
3 тип. На выражение нового знания в художественной форме (метафора, загадка, стихотворение).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Проблемная ситуация на уроке русского языка
Тема: «Склонение существительных»
Прием 1.
Учитель: Прочитайте предложение и найдите однородные члены.
Старая женщина волновалась о сестре и дочери. Сестре и дочери.
- К какой части речи они относятся?
- Определите их род и падеж. (Это предъявление 1 факта)
- Выделите их окончания. (Это предъявление 2 факта)
- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)
- Какой возникает вопрос? (Учебная проблема как вопрос «Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?»
- Какова тема урока? «Склонение имен существительных».)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Проблемная ситуация на уроке окружающего мира
Тема: «Защита окружающей среды»
Перед учащимися ведут дискуссию старик – рыбак -директор завода по изготовлению минеральных удобрений и говорящая рыба из рядом находящегося водоёма.
Дети на каждую реплику героев должны ответить «ХОРОШО» или «ПЛОХО»
Директор завода: Я построил завод по выпуску минеральных удобрений.
Ученики: Это хорошо. Минеральные удобрения необходимы в сельском хозяйстве.
Говорящая рыба: Но он сливает отходы прямо в реку.
Ученики: Это плохо. Гибнут рыбы, засоряются реки.
Директор: Я провёл дорогу к городу, люди, живущие рядом, любят ею пользоваться.
Ученики: Это хорошо.
Рыба: Зато вырубил много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и вредных химикатов.
Ученики: Это плохо. Нарушается экологическое равновесие.
Учитель: Ребята, как же быть? Как выйти из этой ситуации?
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Проблемная ситуация на уроке русского языка
Тема: «Непроизносимые согласные»
Прием 3. Учитель дается задание: записать слова: грустный, капустный, звездный и т.д. и проверить их по словарю.
Далее учитель спрашивает:
- «Вы сначала как написали? ( побуждение к осознанию)
- А как надо записать? (предъявление факта).
А далее идет побуждение к проблеме:
- Что же это за звук, если не слышится, не произносится?
- Значит, какая сегодня тема урока?
А тема урока «Непроизносимые согласные в корне слова».
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
Проблемная ситуация на уроке окружающего мира
Тема: «Тундра»
Учитель: Послушайте отрывок и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над берёзами торчат шляпки грибов. Остановились мы, совали грибы и принялись искать ещё. Раздвинешь 2-3 берёзки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на берёзы, забрались в них с головой, чтобы не светило и комары не кусали, и крепко заснули…»
-Ребята, бывает ли так?
Ученики: Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега –мох, цветы и ягоды.
- Ещё не бывает грибов выше берёз
- Ночью солнце не светит
Учитель: Сейчас я предъявлю вам фотографии и сообщения о тундре. И мы с вами ответим на вопрос: бывает ли так?
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
Проблемная ситуация на уроке математики
Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное»
Прием 5. После арифметического диктанта на доске ряд чисел.
- «Что это за числа?» (однозначные и двузначные)
- «Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 8.
- В другой столбик двузначные и тоже умножьте на 8.
- Вы смогли выполнить задание?
- В чем затруднение?» ( мы таких не решали)
- «А чем эти примеры не похожи не предыдущие?» ( В 1 – числа однозначные, а здесь надо умножать двузначное число на однозначное)
-«Значит, какая сегодня тема урока?» (Умножение двузначного числа на однозначное»)
Урок окружающего мира. 4 класс (3 приём по приложению №5)
Тема: «Тундра»
Цель:
- сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры;
- познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром;
- развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты и атласа.
Ход урока:
Учитель: Послушайте отрывок и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над берёзами торчат шляпки грибов. Остановились мы, совали грибы и принялись искать ещё. Раздвинешь 2-3 берёзки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на берёзы, забрались в них с головой, чтобы не светило и комары не кусали, и крепко заснули…»
Ребята, бывает ли так?
Ученики: Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега –мох, цветы и ягоды.
- Ещё не бывает грибов выше берёз
- Ночью солнце не светит
Учитель: Сейчас я предъявлю вам фотографии и сообщения о тундре. И мы с вами ответим на вопрос: бывает ли так?
Учитель: Как вы думали сначала? Как на самом деле?
Урок русского языка, 2 класс. (2 приём по приложению №5)
Тема: « Удвоенные согласные»
Цель:
- вывести правило правописания удвоенных согласных в словах;
- развивать умение распознавать удвоенные согласные в словах, работать над орфографической зоркостью.
Учитель, не объясняя и не объявляя темы урока, даёт ученикам задание (у доски за «шторкой» два ученика, остальные работают за партами на листочках).
В роли учащихся выступают присутствующие учителя. Им раздаются листочки, они отвечают на вопросы.
Учитель: запишите слова рассказ, карманный, хоккей.
Дети записывают, затем сравнивают свои записи.
Учитель: - Какое было задание?
- Задание было одно для всех?
- Сколько мнений по написанию этих слов получилось?
- Почему так получилось?
- Какой возникает вопрос?
- Какая будет тема урока?
Учитель: Что может нам помочь правильно написать эти слова?
Дети: Словари. Слово хоккей – словарное. Оно пришло из иностранного языка.
Дети: Состав слова
Учитель: Разберите эти слова по составу. Что заметили?
Дети: Происходит стыковка согласных между приставкой и корнем, корнем и суффиксом.
Урок русского языка (1 приём по приложению №5)
Тема: «Склонение существительных»
Цель: - раскрыть значение склонения им.существительных в написании окончаний.
Учитель даёт задание:
Прочитайте предложение и найдите однородные члены.
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
Однородные - сестре и дочери
- К какой части речи они относятся?
-Определите их род и падеж.(Это предъявление 1 факта)
- Выделите их окончания. (Это предъявление 2 факта)
-Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)
- Какой возникает вопрос? (Учебная проблема как вопрос «Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?»
- Какова тема урока? «Склонение имен существительных».
Урок окружающего мира, 3 класс (1 приём по приложению №5)
Тема: «Охрана воздуха и воды от загрязнения»
Цель:
- сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии;
- познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу,
- развивать познавательную активность и речь учащихся.
- воспитывать любовь к природе;
Перед учащимися ведут дискуссию директор завода по изготовлению минеральных удобрений и говорящая рыба из рядом находящегося водоёма.
Директор завода: Я построил завод по выпуску минеральных удобрений.
Ученики: Это хорошо. Минеральные удобрения необходимы в сельском хозяйстве.
Говорящая рыба: Но он сливает отходы прямо в реку.
Ученики: Это плохо. Гибнут рыбы, засоряются реки.
Директор: Я провёл дорогу к городу, люди, живущие рядом, любят ею пользоваться.
Ученики: Это хорошо.
Рыба: Зато вырубил много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и вредных химикатов.
Ученики: Это плохо. Нарушается экологическое равновесие.
Учитель: Ребята, так что же делать? Как выйти из этой ситуации, чтобы и завод работал, и не страдала окружающая среда?
Далее идет работа учащихся в группах по составлению мероприятий, позволяющих решить проблему героев.
Данный отрывок урока разыгрывается с учителями и в конце предлагается определить вид приёма создания проблемной ситуации.
Урок математики , 3 класс (5 приём по приложению №5)
Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное»
Цель:
- сформировать у учащихся алгоритм умножение двузначного числа на однозначное;
- развивать познавательную активность и речь учащихся, логику мышления.
Учитель проводит арифметический диктант. У учащихся остаётся запись: 2, 45, 7, 31, 4, 24
- На какие группы можно разделить числа?
- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 8.
- В другой столбик двузначные и тоже умножьте на 8.
- Вы смогли выполнить задание?
- В чем затруднение?» ( мы таких не решали)
- «А чем эти примеры не похожи не предыдущие?» ( В 1 – числа однозначные, а здесь надо умножать двузначное число на однозначное)
- «Значит, какая сегодня тема урока?» (Умножение двузначного числа на однозначное»)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».
Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...
Мастер-класс: "Применение активных методов обучения в начальной школе"
Цель мастер-класса: рассказать и показать как применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах....
Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс
В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...
Применение активных методов обучения в начальных классах
Методики " Ковёр идей", "Ледокол", "Дерево решений"...
Применение карточек для обучения учеников начальных классов
инновации по применению технологии...
Применение технологии проблемного обучения в начальных классах
Тема самообразовательной работы....
Применение проблемно-диалогового обучение в начальных классах
Применение проблемно-диалогового обучение в начальных классахМастер- класс для МО учителей начальных классов Задачи:Освоение новых технологий и внедрение инновационных методов в учебный процесс.Р...