Портфолио учащегося
учебно-методический материал

Коваленко Лариса Вениаминовна

Оптимальный способ организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_1.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио рассматривается нами как средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В портфолио учеников начальной школы входят следующие материалы.

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Такого рода работ включены:

  • по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
  • по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
  • по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
  • по предметам эстетического цикла — фото- и видео- изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
  • по технологии — фото- и видео- изображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
  • по физкультуре — видео- изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями.

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио соотносятся результаты, продемонстрированные учеником с оценками типа:

  • «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
  • «хорошо», «отлично» — оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:

1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учащихся начальной школы

Портфолио достижений учащихся начальной школы как средство создания ситуации успеха...

Портфолио учащихся.

Предлагаю оформление порфолио учащихся 1-4 классов....

Портфолио учащихся начальных классов

Представлена разработка портфолио для учащхися начальных классов.  Данное портфолио содержит разделы "Портрет", "Коллектор", "Рабочие материалы", "Мои достижения"....

Портфолио учащихся начальных классов

Данный вариант порфолио разработан и апробирован в 1-2 классах коррекционной школы VIIвида. Разделы и вопросы в них оформлены и сформулированы с учётом познавательных возможносткй учващихся с ОВЗ, что...

Портфолио учащихся начальной школы

Способы оценивания успешности в начальной школе ( из личного опыта)...

Портфолио учащегося

Структура портфолио учащегося начальной школы...