Экологическое образование и воспитание младших школьников
статья

Шарипова Гульжан Джамбуловна

 статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое образование и воспитание младших школьников

В системе экологического образования и воспитания важную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые попадают в научный мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желания трудиться на пользу природы. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.

      Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. 

        Программа «Живая природа» разработана для обучающихся начальной школы на основе программы  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Натальи Федоровны Виноградовой.

     Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. Они успешно применяют приёмы анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности в исследовательской  работе – это  один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, были определены цели и задачи кружка.

Цель: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младшими школьниками;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам;

- ознакомление с научной, художественной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности: 

 • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны); 

• компетентность в социально-производственной сфере (приобретение навыков общения и организации труда);

 • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.); 

• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях).

 Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, исследовательские работы и т.п. Идет подготовительная работа к созданию экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. 

Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:

 - предметная – на уроках окружающего мира;

 - межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках математики, литературного чтения и др.;

 - внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

 - классные и библиотечные часы;

- исследовательская работа (проектная деятельность)

– научные исследования школьников под руководством учителей;

- экологические праздники и мероприятия;

- участие в экологических конкурсах, конференциях;

- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;

- походы и экскурсии.

 У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты.

Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине, семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях. 

Мероприятия по реализации программы: 

  1.  Исследовательская деятельность учащихся. Участие в конкурсах и конференциях.
  2.  Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий: 

«День птиц», конкурсные программы, викторины, проведение акций: «Приведи в порядок планету», «Красота своими руками», «Вторая жизнь пластиковой бутылки».

3.  Участие в экологических конкурсах, конференциях. 

4.  Практическая реализация экологической работы: субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом»), походы и экскурсии. Практическая помощь окружающей природе.

 5.  Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания: школьная спартакиада «В здоровом теле…». Развитие у детей навыков здоровьесбережения, правильного отношения к экологии собственного тела.  

 6.  Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: по благоустройству пришкольной территории; озеленение лицея и учебных кабинетов.

7. Проведение школьной экологической конференции.

8. Составление гербария «Растения парка», создание памяток по уходу за комнатными растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников

В данной программе предлагаются  различные способы и средства воспитания и образования учащихся начальных  классов, тематическое планирование с  1-го по 4-й классы на факультативных зан...

Экологическое образование и воспитание младших школьников.

Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знани...

Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.

Статья о роли  экологического воспитания младших школьников....

Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».

Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

В современном мире человек должен быть экологически образованным. Наиболее эффективным звеном экологического образования  является школьное образование, а именно, обучение в начальной школе....

Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»

В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навык...

Экологическое образование и воспитание младших школьников

В работе освещается роль начальной школы в экологическом образовании и воспитании....