Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
статья

Глушич Наталья Васильевна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс«Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами деятельностного подхода на уроках, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленной на мастер-классе.

Сценарий мастер – класса

1. Орг. момент

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада Вас приветствовать.

2. Мотивация к мастер-классу.

Начну с отрывка из всем известного мультфильма «Вовка в тридевятом царстве…»

- Скажите, пожалуйста, почему у двоих из ларца ничего не получилось, ни наколоть дров, ни замесить тесто? Какие у вас предположения?

- Вы совершенно правы, ими не были усвоены действие, алгоритм, процесс выполнения данных действий.

Слайд 2

Тема моего мастер-класса «Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе». Мне хочется начать свое выступление с цитаты Льва Николаевича Толстого, которая, на мой взгляд, является очень актуальной на сегодняшний момент в современной школе.

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом обучения. Деятельностный подход – реальность современного образования. Горе нашего образования заключается в том, что наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые могут привести учащихся к самоопределению. «Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе» ( Это фундаментальное ядро ФГОС НОО).

Слайд 3

Деятельностный подход является концептуальной основой стандарта второго поколения, поэтому важнейшая задача современного педагога – разобраться и понять.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 

выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Следовательно, перед нами стоят такие задачи:

  1. Сформировать у учащихся умение и желание учиться через метапредметные универсальные учебные действия;
  2. Формировать познавательные учебные действия через умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  3. Развивать мышление через обучение деятельности;
  4. Формировать коммуникативные учебные действия через адекватное использование речевых средств.

Современное общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Основные принципы его системы:

 учет интересов учащихся;

 учение через обучение мысли и действию;

 познание и знание — следствие преодоления трудностей;

 свободная творческая работа и сотрудничество.

Слайд 4

Основные понятия, необходимые для определения деятельностного подхода:

 «Деятельный» – живой и энергичный, активно действующий. (Словарь русского языка С. И. Ожегов,1990 год)

 «Действие» – это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут.

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий/

Слайд 5

Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Слайд 6

В своей педагогической практике, используя деятельностный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:

  • моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
  • использование активных и интерактивных методик;
  • участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
  • вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

В основе деятельностного подхода к обучении рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Урок начинаю следующими словами: «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».

Слайд 7-8

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки комплексного применения знаний;

3. уроки рефлексии;

4. уроки развивающего контроля.

Реализуя на уроках в начальной школе данные подходы, я понимаю, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Слайд 9

Как же я реализую деятельностный подход на различных уроках?

Вашему вниманию предлагаю опыт проведения учебных занятий в деятельностной парадигме.

ПРИМЕР 1.

- Каждый урок нужно красиво начать, с рифмы или пословицы. У нашего с вами мастер-класса будет такой девиз: « Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.» Р.Декарт.

Отрывок урока русского языка в 4 классе по теме: «Имя существительное как части речи. Закрепление».

Этап мотивации к учебной деятельности.

Слайд 10

- Сложи в слова первые буквы названий нарисованных предметов и прочитай, что у тебя получилось.

(Как свои пять пальцев).

- Запишите ваш ответ в тетрадь. Обозначьте знакомые части речи.

- Как называется такое устойчивое сочетание слов? (Фразеологизм)

- Объясните, что он означает. Для правильного и наиболее точного определения фразеологизма, пожалуйста, воспользуйтесь словарями, лежащими у вас на партах, можно воспользоваться и Online-словарями. Работаем парами.

- Выпишите имя существительное из фразеологизма. Назовите признаки имени существительного. Дайте определение. Разберите как часть речи. Проверьте себя по памятке (см. Приложение)

- Запишите слово «Палец», разберите его по составу.

- Проверьте себя по словарной статье.

Слайд 11

hello_html_5ebe6185.jpg

- Прочитайте о происхождении слова.

- Объясните, почему в слове «ПАЛЕЦ» корень «пал»

- Обратите внимание на устаревшее слово, назовите его. Когда мы можем встретиться со словом «Перст»(Ответы и предположения детей: например, в словах «напёрсток», «перстень», в сказках)

- Знать, как свои пять пальцев, значит что-либо знать очень хорошо. А хорошо ли мы знаем свои пальцы. Рассмотрите свои кисти рук. Какой палец самый маленький? Проверим это измерениями.

- Следующее задание. Положите руку ладошкой вниз на парту, загните средний палец поднимите по очереди все пальчики. Почему вы не можете поднять безымянный палец? А происходит это по тому, что за большой, указательный палец и мизинец отвечает своя отдельная мышца, а вот за средний и безымянный пальцы отвечает одна общая мышца.

Этап подведения итога урока:

- Какую часть речи мы сегодня повторили. (Имя существительное)

- Как мы должны знать эту часть речи? (Как свои пять пальцев)

- Что должны мы с вами знать об имени сущ. «как свои пять пальцев»? (определение имени сущ., разбор имени сущ. как части речи)

ПРИМЕР 2 (презентация)

- Сегодня мы с вами отправимся в большое космическое путешествие. 1 Мы будем исследовать планеты, которые встретим на пути, узнаем много нового и для этого нам понадобится информационный лист. Он перед вами на столе. Будьте внимательны и к концу путешествия заполните все колонки.

- Какой транспорт необходим для путешествия? 2 (космический корабль)

- Приготовились, начинаем отсчет: 3,2,1, пуск!

- Внимание, мы приближаемся к неизведанной планете. 

- А кто скажет, что значит слово «планета»? 3 

- Давайте сделаем остановку и вышлем на планету исследовательскую экспедицию. (выступление заранее подготовленных детей)

- Ребята, о какой планете идет речь? (Земля)

- Действительно, мы попали на Землю.

- А сейчас мы заглянем в наш космический компьютер и узнаем еще кое-что интересное о планете Земля.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Наша планета – Земля.

4-5 слайд. Как представляли Солнечную систему древние люди??

6 слайд. Кто изменил представление людей о строении Солнечной системы? (Н.Коперник)

7 слайд. Нашей планете более 4,5 млрд лет.

8 слайд. Многие столетия люди мечтали посмотреть на Землю из Космоса

9 слайд. Кто первый осуществил мечту многих людей и полетел в космос?

(Ю.А.Гагарин)

10 слайд. С тех пор космонавты …

11 слайд. Проживает 6,5 млрд людей. Люди – главное богатство нашей планеты.

-В чем же уникальность планеты Земля? (ответы детей)

-Прочитайте, что же вы заполнили в исследовательском листе?

Повторение.

- Мы поговорили сегодня об одной из планет Солнечной системы. А сколько их всего? (9)

- Сейчас мы проверим, сможете ли вы расположить все эти планеты в правильном порядке. 12 слайд

- Проверяем, в каком порядке надо было расположить планеты?

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними- Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны, холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун, и кроха Плутон.

Вот мы и прошли планетарный закон!

- Кто справился?

- Молодцы.

Рефлексия.

- Мне интересно узнать, а довольны ли вы своей работой на уроке?

Итог урока.

Что нового вы сегодня узнали о планете Земля? Расскажите, используя информационный лист.

ПРИМЕР 3

Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе». Очень важно, что в группе дети сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.

Приведу пример работы в группе.

Тема урока « Кто такие рыбы, птицы, звери, насекомые?»

Слайд 12

Класс поделён на 2 группы. Каждой группе выдаётся набор картинок с животными. Вспомните, каких животных мы изучили на прошлых уроках, на какие группы вы разделили бы все картинки, которые у вас на столе? Звери, рыбы, насекомые, птицы.

А теперь давайте вспомним отличительные признаки каждого вида животных.

 У зверей отличительный признак – шерсть.

 У птиц – перо. У рыб – чешуя.

 У насекомых – шесть ног.

Молодцы!

Слайд 13

- Итог урока «Рефлексивный экран»

- Обычно в конце урока подвожу его итоги, обсуждаем, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. теперь я могу…

6. я научился…

7. у меня получилось …

8. я смог…

9. я попробую…

10. меня удивило…

11. мне захотелось

Реализация мною деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Они могут самостоятельно ДУМАТЬ, ИСКАТЬ, ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО. (ВИДЕО 2)

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода обучения на уроках  в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Выступление по теме : Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Выступление по теме : Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

О деятельностном методе обучения на уроках в начальной школе...

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....