Методическое пособие для развития беглости, сознательности чтения "Учись читать!" 1 класс
учебно-методическое пособие (чтение, 1 класс) по теме
В пособии представлены упражнения, игры для развития беглости, сознательности и антиципации чтения. Упражнения выполняются в данной последовательности, 2-3 упражнения за 1 занятие. Пособие может быть использовано не только учителями начальной школы, но и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_dlya_razvitiya_beglosti_chteniya_uchis_chitat_1_kl.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
«УЧИСЬ ЧИТАТЬ!»
Методическое пособие
для развития беглости, сознательности
и антиципации чтения учащихся 1 класса
Составитель:
Лищенко Венера Таштимировна
учитель начальных классов
Ялуторовск
2010
Где цифры, где буквы?
М | 1 | 8 | 0 | 9 |
11 | 4 | Л | 12 | 5 |
6 | 20 | 7 | 2 | 0 |
8 | Д | 4 | 10 | 3 |
Е | 5 | 7 | 1 | Ц |
Выпиши только буквы, составь слово. Прочитай!
Рассмотри, назови буквы.
В | А | К | Л | В |
П | С | В | У | Б |
В | Р | Н | В | О |
Ю | И | Г | З | Ъ |
Я | В | Е | Ж | В |
Какая буква повторяется много раз?
Сколько раз повторяется эта буква?
Кто быстрей?
Ж | М | Т | Г | З | Б |
Г | Ы | И | Ж | Ч | Й |
Б | Х | Р | Ш | Н | А |
Й | У | Э | Л | Ы | Ь |
Н | К | Ю | Р | Я | Э |
Ь | З | Ч | О | Ъ | Т |
Я | В | Ъ | Ш | Ю | У |
Читай быстро, четко, не ошибайся!
Роза, дым, конь, перо, дыня, пояс, коза, рама, трава, портфель, слон, дрозд, сокол, копьё, рог, топор, пенал, дятел, палатка, телефон, рак, клык, трость, дорожка, соловей, кисточка, тетерев, раковина, полянка, дерево, тарелка, дупло, папка, собака, клюв, река, пустыня, камень, рысь, парик, дворец, персик, ромашка, труба, корзина, таракан, скатерть, карета, русалка, снегирь, соня, дубинка, столб, тополь, коньки, решето, топор, сосна, дракон, стол – 60 слов.
Читай слова, которые начинаются на букву Р, Д, К, П, Т, С.
Читай названия животных, растений, названия вещей, которые нужны школьнику.
Читай быстро. Не ошибайся!
ТОН МИС
НАН МАС
БА ЛЕТ МАР
ЗАР НОР КА
НЯ ВАР
ЯН ЛАП
ЛЕП
РЕГ МА
РЕЧЬ СА
БЕ ДА РА
ТОН РИ МА
РЕГ СИ
ФО
ЗИ
СЫ
ТОН
БУ РАН
КЕТ
ФЕТ
КО – ЗА КО – КОЗА – СТРЕКОЗА
Гнёзда родственных слов
ЛИСТ – ЛИСТОК – ЛИСТОЧЕК – ЛИСТОПАД
ЛИС – ЛИСА- ЛИСЁНОК – ЛИСИЙ – ЛИСТЦА
ЛЕНЬ – ЛЕНТЯЙ – ЛЕНТЯЙКА – ЛЕНИВЫЙ
ЛЕС – ЛЕСОК – ЛЕСНИК – ЛЕСОПАРК - ЛЕСОВОЗ
Волчок вертится по кругу, а ты быстро составляй и читай слова.
Догоняй волчок!
Читай!
ВСКО | ЛИ | СА | ЛИ | |||
ПА | ПО | ДИ | ||||
ПО | ЛИ | РАС | ЛИ | |||
ЛИ | ВЫ | ТИ | ||||
ПРО | ЛО | У | ЛИ | |||
ПО | ЛИ | БРА, | ||||
ХО | ШИЙ | РО | ||||
РО | У | ЖАЙ | ||||
СВА | ЛИ | И | ШУ | |||
РИ | ЩИ | КА, | ||||
ОХ | БЫ | ВКУС | ||||
КАК | ЛО | НО | ||||
ХВА | ЛИ | БЯ | ШЕК | |||
ЛИ | РЕ | ТИ |
Чистоговорки
Читай четко, ясно, весело!
Ба – бу – бы на дворе стоят столбы
бу – бы – ба из окна торчит труба
до – ду – да гудят провода
уж – жу – жу молока дадим ужу
жа – жа – жа есть иголки у ежа
жи – жи – жи здесь живут ежи
же – же – же дождь прошел уже
за – за – за уходи домой коза
зу – зу – зу моем Катю мы в тазу
ма – ма – ма дома я сама
му – му – му молока кому
мо – мо – мо едим эскимо
мы – мы – мы прочитали мы
ми – ми – ми поем ноту ми
ри – ри – ри двор убрали раз, два, три
ры – ры – ры не заметили жары
са – са – са в лесу бегает лиса
со – со – со у Вовы колесо
ос – ос – ос на поляне много ос
су – су – су было холодно в лесу
усь – усь – усь на лугу пасётся гусь
та – та – та у нас дома чистота
ты – ты – ты сметану съели всю коты
ти – ти – ти съели кашу всю почти
тё – тё – тё отложи ты шитьё
то – то –то стали мы играть в лото
ать – ать – ать мы идём гулять
ат – ат – ат берём с собою самокат
ча – ча – ча горит в комнате свеча
чу – чу – чу молоточком я стучу
оч – оч – оч наступила ночь
ша – ша – ша мама моет малыша
шу – шу – шу я письмо пишу
аш – аш – аш у Марины карандаш
ща – ща – ща мы несём домой леща
ащ – ащ – ащ мы наденем плащ
Дополняй!
ра – ра – ра начинается …
ры – ры – ры у мальчиков …
ро – ро – ро у нас новое …
ру – ру – ру продолжаем мы …
ре – ре – ре стоит домик на …
ри – ри – ри сидят на ветках …
ар – ар – ар кипит наш …
ор – ор – ор созрел красный …
ир – ир- ир мой папа …
арь – арь – арь на стене висит …
ра – ра –ра у мышки есть …
ре – ре – ре носим воду мы в …
ры – ры – ры ………… …
ро – ро –ро ………… …
ру – ру – ру ………… …
ри – ри – ри ………… …
ир – ир – ир ………… …
ар – ар – ар ………… …
ры – ры – ры ………… …
Читай быстро и чётко слоги в столбиках.
мыш га шаш ко
миш ка шап ку
мош да шуб ка
кош та пуш кы
кеп ба пеш кэ
реп па каш ке
щеп ва кас кя
Какой слог поможет составить 13 слов?
Прочитай слова с таким слогом!
Это все игрушки!
Читай!
кот юла кукла пес шары часы машина слон кубики барабан буратино ведро лейка гусь лопата посуда зайка петушок пирамида петрушка велосипед лошадка паровоз пароход скакалка космонавт мышка ёжик тележка домик кот
Читай!
Название игрушек – 1 слог
Название игрушек – 2 слога
Название игрушек – 3 слога
Название игрушек – 4 слога
Читай правильно! Слова в столбиках, а потом пары слов с предлогами:
ШКОЛА ШКОЛА
ДОМ ДОМ
КНИГА КНИГА
МАГАЗИН МАГАЗИН
ИЗ БИБЛИОТЕКИ В БИБЛИОТЕКА
СТОЛ ДОМ
КРАН КРАН
ДЕРЕВО ДЕРЕВО
ТЕТРАДЬ ТЕТРАДЬ
СТОЛ ТЕАТР
СТУЛ КЛАСС
ДИВАН БУЛОЧНАЯ
ИЗ- ДЕРЕВО К ДОМ
ПОД КУСТ ПОРТФЕЛЬ
КНИГА ДВЕРЬ
ПОДУШКА ЛЕС
ГОРА
БРЕВНО
ДАЧА ТОВАРИЩ
ДЕРЕВО ВРАЧ
ТРАВА СЕСТРА
ТОВАРИЩ ТЕТЯ
СТОЛ КРОВАТЬ
НА ДИВАН У СТОЛ
ПОЛКА ЛЕС
ШКАФ ТЕАТР
ЗЕМЛЯ ШКОЛА
ПЛАТОК
ГОРОД
Будь внимателен! Читай правильно! Не спеши!
- Ученики выбегают на школьн… двор. Они игра… в мяч. Перед школ… - сад. К сад… ведут дорожки. Они посыпаны песк… . Всё здесь сделано рук… ученик… .
- Щенка поместили в кухн… . В угл… между шкаф… и сундук… положили старо… пальто. Постелька вышла мягк… и тёпл… .
- Мохнат… пчёлки вьются над ульями. С жужжани… летают с яблон… на яблон…, с травк… на травк… . Пьют и собира… сладкий сок. Богат… запас мёду они готовят к зим… .
Прочитай, сообрази, доскажи!
ГОЛОСА И ДВИЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Заяц прыгает, а ласточка …
Червяк ползёт, а рыба …
Лошадь бегает, а змея …
Гусеница ползёт, а кузнечик …
Корова мычит, а лошадь …
Собака лает, а кошка …
Свинья хрюкает, а овца …
Курица кудахчет, а кукушка …
Лягушка квакает, а мышь …
Сорока стрекочет, а ворона …
Голубь воркует, а воробей …
Перечитай ещё раз быстро и без ошибок.
Вставь пропущенные слова
КТО РАЗБИЛ КУВШИН?
- Кто закатил под ___________ мой _________ ! – спросила бабушка.
- Это ________, наверное, прибегал из леса, - сказала девочка Таня.
- А кто уронил на пол мои _________! – спросил папа.
- Может быть, это _________! – вздохнула Таня.
- А кто разбил мой любимый _________! – спросила мама.
- Кажется, это _________ прыгнула в _________ и разбила, - прошептала Таня.
- Ах, так! – воскликнул папа. – Тогда нам нужно завести злую __________. Чтобы стерегла наш _______ от лесных разбойников.
- А на дверь повесить большой __________! – добавила бабушка.
Маленькая Таня ничего не ответила. Она залезла под ___________, и тихонько вышла во двор, приговаривая:
- Уйдем скорей, пока тебе не попало.
А вы, ребята, догадались, кто разбил ___________?
Читай быстро слова в столбиках
гусь тушь печь конь лёд соль лук
рысь тишь дочь рань мёд боль люк
путь тюль речь даль дом толь лес
пить моль течь соль шар тень лось
бить боль мяч боль меч день лис
брат вред грипп звук кран клюв
брось врозь друг знак круг кнут
брать вдоль двор звать ключ клуб
бант взять дверь жгут клещ краб
бинт вход дрель крот клеть клин
борщ глуп квас плюс пляс крот
внук глаз прут плющ пляж кран
враг греть плот вред бант дверь
Читай! Произноси вслух только слова, значение которых тебе неизвестно!
Выясни со взрослыми значение этих слов.
Прочитай все слова в столбиках, а затем в строчках.
Читай медленно, понимай!
жёлтый трактор краски
ландыш красный дружба
важный книжка звёзды
кустик хвостик свёкла
козлик гвоздик строить
дождик кружка плюшка
фартук плотик плитка
мальчик птичка плотник
Читай ещё раз.
Читай быстрее, не ошибайся!
Составь предложение, используя сразу два слова:
важный козлик
мальчик дождик
книжка краски
птичка кустик
Научись читать целыми словами.
игрушка бегали ребята
коляска играли дети
пароход лежали игральщик
самолёт гудели сторож
собрали
закричали
похвалились
спорили
Воспитательница
воспитательница воспитательница
Читай целыми словами, попробуй, если трудно – читай по слогам.
Сторож.
В, А Осеева
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал возле себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
- Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
- Как хорошо мы играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
- А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
- Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
- Да потому, что не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.
Читай медленно целыми словами:
мышка миска шарик внуки
вилка палка дятел грузы
марка кукла ветер школа
норка корка голубь флаги
жарко жалко домик слива
зайка цапля тополь двери
кошка чашка корень груша
чайка шишка лагерь клещи
щётка ветка повар крылья
речка нитка молот сквер
ранка тыква парус свист
Читай ещё раз, но теперь быстрее.
Читай слова снизу вверх.
Прочитай, ставь правильно ударение:
Работа крапива беседка баночка
Ребята кормушка болото дерево
Игрушки снежинка билеты жалоба
Колючий усатый конфеты жадина
Медведи спасибо бородка козочка
Корова загадка болтунья лестница
Ромашка берлога булавка ленточка
Капуста барашек газета лыжница
Тарелка бархотка гвоздика космонавт
Весёлый белила животное корабли
Утята белуга солнечный светофор
Рубашка беретик бабочка уговор
Все слова тебе понятны? А если что – то незнакомо, как надо поступить?
Составь предложения со словами:
гвоздики гвоздики
замок замок
кружки кружки
плачу плачу
Ни одной ошибки!
Читай пары слов.
рот – крот кот – скот
ров – кров утки – сутки
тук – стук качка – скачка
речка – гречка порт – спорт
дочка – удочка уха – муха
точка – уточка кол – укол
ролик – кролик бор – сбор
мех – смех лень – олень
роза – гроза ход – вход
лён – клён осы – косы
ива – слива
А сам можешь вспомнить подобные пары слов? Попробуй!
пол – полк бор – борщ пена – пенал
стол – столб вол – волк ром – ромб
зал – залп шар – шарф шест – шерсть
угол – уголь пара – парад мел – мель
мак – Макс сор – сорт шпага – шпагат
метр – метро икра – искра парик – парник
куб – клуб пачка – прачка кубок – клубок
сова – слова
маки – маски дуло – дупло
Читай медленно и шёпотом:
Да – да – да – из трубы бежит вода.
До – до до – на дереве гнезло.
Ды – ды –ды – мы пошли по ягоды.
Ду – ду – ду – с мамой я домой иду.
Та – та – та – в нашем классе чистота.
Ту – ту – ту – наводим сами чистоту.
Ты – ты – ты – нами политы цветы.
Ят – ят – ят- парты ровненько стоят.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Ло – ло –ло – на улице тепло.
Лу – лу – лу – стол стоит в углу.
Ул –ул – ул – у нас сломался стул.
Оль – оль – оль – мы купили соль.
Читай тихо и умеренно:
Арка – арца
Арта – арда
Арла – арча
Арса – аржа
Читай громко и уверенно:
Гарь – парь – жарь
Дверь – зверь- червь
КУ | МАН | ТУЗ | КАС |
ША | ТА | ТИН | БОЛ |
ТО | КАР | ТОН | НА |
ФЕЛЬ | ЛИК | КА | НИЗ |
Таблица 1
Таблица 2
А | К | С | О | Т | П | С | Д | И |
Б | М | У | З | Й | Ю | У | Ч | Щ |
В | Р | Я | Л | Е | Н | С | Ф | Э |
Ш | Г | Х | Ы | А | Ж | Ц | Н | Я |
- Быстро назови все буквы (слоги) по порядку, указывая их карандашом.
- Затем: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком, снова назови буквы (слоги).
- В первой таблице из слогов составь слова. Сколько
получилось слов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Интеллектуальное развитие младших школьников"
В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Целью составленного пособия является методико-психологиче...
"Автобус" Учебно-методическое пособие по развитию простых форм фонематического анализа и синтеза
Данное пособие предназначено для формирования и развития простых форм фонематического анализа и синтеза. пособие представлено в виде раздаточнгого материала формата А4. каждому учащемуся (или одн...
Учебно-методическое пособие по развитию зрительного восприятия образа буквы.
Учебно-методическое пособие «Развитие зрительного восприятия образа буквы Б» направлено на формирование у детей первичного образа буквы «Б». Пособие направлено на развитие зрительного восприятия, зрит...
Методическое пособие для развития логических универсальных учебных действий "Паровозик из Загадкино"
Методическое пособие для развития логических универсальных учебных действий "Паровозик из Загадкино"Занимательное развивающее пособие для первоклассников . Новые образовательные стандарты ...
Электронное методическое пособие для развития техники чтения
Электронное методическое пособие для развития техники чтения...
Методическое пособие по развитию речи 1 класс "Времена года"
Методическое пособие рекомендуется использовать в 1 классе для развития речи обучающихся....
Методическое пособие по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза у учеников начальных классов.
Методическая разработка содержит материал для практичкской работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Материал может быть полезен учителям-логопедам и учителям начальных классов...