Выступление на МО
материал
Тема выступления "Новые похдоды к оценке результативности по ФГОС в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_mo.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
) . Л
МКОУ «Симбирская средняя общеобразовательная школа»
«Новые подходы к оценке результативности по ФГОС
в начальной школе»
материалы педсовета
Авторы - составители учителя начальных классов:
Аксенчук В.Н.
Свежинкина Н.И. Стрекалина Т Л.
Симбирка 2015 г.
Формирование адекватной самооценки обучающихся как одного из важных факторов успешности в обучении посредством ретроспективной и
прогностической оценок
«Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий»
Г. А. Цукерман
Актуальность
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее время - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменения в системе оценивания и контроля школьников. Каждый педагог, начиная работу в первом классе, должен чётко «рисовать» себе портрет выпускника, способного к организации своей деятельности и владеющего основами умения учиться: самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую зависит от того, насколько грамотно выстроена работа учителя по формированию адекватной самооценки ученика к концу начальной ступени обучения. Но не каждый учитель, к сожалению, видит этот путь и его этапы от начала формирования оценки при безотметочном обучении в первом классе до сформированное™ адекватной самооценки в четвертом классе как основного показателя успешности выпускника. Чтобы избежать данного противоречия и ошибок в педагогической деятельности необходимо понимать, чётко представлять:
• Что может эффективно повлиять на формирование адекватной самооценки?
- Какие поведенческие индикаторы соответствуют этому?
- Насколько это влияет на успешность ученика как личности?
Цель - сформировать адекватную самооценку обучающихся как одного из важных факторов успешности в обучении и развитии личностных качеств.
Мы понимаем, что стратегической задачей модернизации всей российской школы является формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. Рассмотрим ключевую задачу начального этапа школьного образования - формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников И уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи - развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Для того, чтобы ребята могли создавать оценочное высказывание, необходимо формировать следующие умения:
- Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая
осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и
сверстниками; - Умение адекватно давать оценку своей деятельности;
- Умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами - это основной вектор взросления. Таким образом, школьная система должна, как минимум, позволять:
- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную
связь, давая ученику информацию о степени усвоения учебного материала, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же - информацию о том, достигнуты ли им и учеником поставленные цели.
- ориентировать ученика на успех содействовать становлению и развитию самооценки.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять
собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.
Нельзя забывать, что самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе - основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном нами опросе, ученики чаще всего не ссылаются на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности, а считают себя невнимательными и недисциплинированными. Это говорит о том, что ученик изначально не умеет правильно оценить себя, то есть у него не сформирована адекватная самооценка.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения и обучения.
Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.
Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой
личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость,
стеснительность и др. с заниженной самооценкой мешает их самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.
Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
Для изучения самооценки мы использовали методику А. И. Липкиной «Три оценки», в которой ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Учитель оценивает работу учащихся тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам объяснить: «Три учительницы нашей школы проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя, характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость ил и неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
Данный анализ позволяет выявить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Преобладание неуспеха над успехом; подкрепляемое низкими оценками их работы учителем; ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному по сравнению с реальными возможностям и уровню притязании.
На всем пути, начиная с безотметочного оценивания, когда первоклассники в процессе самооценки сравнивают объект выполненной ими работы с заданным эталоном, до сформированности оценки к концу начальной ступени обучения необходимо не только отслеживать адекватность самооценки, но и не исключать интеграцию прогностической и ретроспективной оценок.
Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с нее. И только тогда, когда ретроспективная самооценка (использование линеечек) становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем к середине первого класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки. Формирование ретроспективной оценки состоит из двух этапов или шагов.
Шаг первый: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил., то есть исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выберет учитель. Например, первоклассники, написавшие свой первый диктант, состоящий из 12 слогов и соединений (як, ка, ря, бе, ем, ёж, ом, пи, ле, юн, ша, ми) могут оценить себя по трем показателям: (1) правильность соединения буке, (2) подчеркнуть буквы, дающие два звука (3) обведи кружочком мягкие согласные. Раздав карточки для самооценки с линеечками, учитель подробнейшим образом объясняет значение каждой шкалы: "На самом верху первой линеечки поставят себе крестик те дети, кто считает, что каждое сочетание написал правильно. Кто недоволен одной - двумя буквами, поставит крестик не на самом верху, а чуть-чуть ниже. Те, кто половиной букв доволен, а половиной недоволен, поставят свой крестик ровно посередине линеечки. А те, кто недоволен ни одной буквой, поставят крестик в самом низу... Вторая линеечка оценивает ваше умение слышать все звуки и обозначать их буквами. Тот, кто сделал три ошибки, поставит свой крестик в самом низу. Третья линейка. Тот, кто подчеркнул две буквы, поставит свой крестик посередине. Тот, кто не допустил ни одной буквы, поставит свой крестик на самом верху".
Первоклассники поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро. Но этот прием будет чисто формальным, если около детского крестика на линеечке немедленно не появится учительский. Поэтому, дав детям самостоятельное задание, учитель обходит весь класс и в каждой тетради расставляет свои три крестика. Если самооценка ребенка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский крестик своей красной ручкой. Некоторым детям учитель комментирует свои оценки индивидуально, некоторые случаи расхождений учительской и детской оценок обсуждаются со всем классом. А родители по желанию ставят свои крестики только зелёной пастой.
Ретроспективная (обращенная к прошлому) самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление ошибок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителя критерии оценивания.
Второй шаг формирования ретроспективной самооценки: ребенок сам оценивает работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Такая ретроспективная самооценка, прежде всего, стимулирует ученика к самоконтролю. Ученикам предлагается оценить с помощью критериев, верно, ли выполнил задания. Если ты совершенно уверен, поставь крестик на самом верху линеечек. Если ты сомневаешься, поставь крестик в самом низу линеечки или в середине. Получив такое задание, почти все ученики перечитают свой текст.
Когда учитель возвращает детям их контрольную работу, то сначала называются дети, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок): "Эти ученики уже умеют делать чрезвычайно трудное и важное дело - они себя умеют оценивать сами! Некоторым еще надо потренироваться в выделении звуков, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легче научишься».
Особую заботу должна вызывать та группа детей, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. К ним необходимо проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере, в первые недели занятий), исправляя ошибки, акцентировать только позитивную сторону преодоления незнания. Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и дополнительное объяснение критериев оценок: "Видишь, я поставила свой крестик гораздо выше твоего. Потому что ты неправильно написал две буквы, а оценил себя так, как будто сделал семь ошибок в написании. Пожалуйста, будь в следующий раз к себе подобрее".
Проявляя повышенное внимание к детям с заниженной самооценкой,
следует помнить, что тенденция к занижению самооценки не всегда связана с
сложностью, невротическими тенденциями, депрессиями и прочими
мрачными психологическими проблемами. Рефлексивная самооценка всегда несколько занижена, ибо рефлектирующий человек знает о своем несовершенстве, но не делает из него проблем ни для себя, ни для окружающих.
Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания, и, может быть, в маленьком учительском тренинге: как бы ты оценил работу, в которой три ошибки? семь ошибок? И ни одной?..
Если ребенок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними, то у него появляется надежное основание для самоуважения, сознательного и оптимистичного отношения к себе, к своему учебному труду. Замечу, что этот ученик при отметочной системе оценивания имел бы стабильные двойки (ибо в каждой следующей контрольной к пропускам букв прибавлялись бы новые ошибка на изученные орфограммы) и, соответственно, психологию двоечника.
В портфолио оформляется "ДНЕВНИК МОИХ ДОСТИЖЕНИЙ" Он оформляется самим учеником через определенный промежуток времени на основании выполненных им работ (самостоятельных, контрольных и пр.). Графы таблиц на страницах "Дневника" определяются учащимися совместно с учителем. Например:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Сент | Окт | Нояб | Дек | Янв | Февр | Март | Апр | Итог | |
Аккуратность | |||||||||
Слов, слова | |||||||||
Безуд. гласн. | |||||||||
Б. б. в начале предложения | |||||||||
Точка в конце предложения | |||||||||
Б. б. в именах | |||||||||
Жи-ши | |||||||||
Чу-щу | |||||||||
Чк -чн |
Получив проверенную работу, учащийся проставляет в таблице свои результаты по каждому из критериев в виде кружочков одного из трех цветов:
Красный кружок - "Отлично, нет ни одной ошибки. Значит, я это знаю и умею."
Желтый кружок - "Я уже многому научился, но еще ошибаюсь. Нужно обратить на это внимание".
Синий кружок- "К сожалению, этого я еще не знаю и не умею."
Таким образом, заполняются таблицы по всем или основным предметам. При этом, на первом этапе заполнение таблиц целесообразнее проводить совместно на уроке, сразу после получения учащимися тетрадей с проверенными работами. Учитель обращает внимание детей на один из критериев и просит проверить, как выполнена ими эта часть работы. Удобно, если при этом на полях у ребенка уже стоят "линеечки" с проставленной на них оценками по этим же критериям, которые будут служить ему ориентиром.
Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок является не сравнение детской самооценки с учительской, а сравнение двух собственных самооценок - прогностической и ретроспективной. Прогностическая самооценка (оценка предстоящей работы) в принципе труднее ретроспективной, но именно она является "точкой роста" самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка учеников уже достаточно осознана, адекватна и дифференцирована.
Если ретроспективную самооценку необходимо формировать с самого начала первого класса, то в середине второго класса можно уже предложить следующее задание:
Учитель: Мы долго занимались оформлением предложения на письме и написанием заглавной буквы в именах собственных. Сегодня вам предстоит писать диктант, где будет много таких слов. Послушайте текст диктанта (читает). Прежде чем приступить к диктанту, нарисуйте три линеечки (как обычно - длиной в шесть сантиметров). С помощью первой линеечки оцените, насколько вы уверены, что сможете правильно оформить начало всех предложений. Кто совершенно в себе уверен, ставит крестик на самый верх линеечки. Кто убежден, что не сможет правильно оформить ни одно начало предложения, пусть поставит свой крестик в самом низу. Вторая линеечка измерит уверенность в том, что вы умеете ставить знаки препинания. Третья линеечка - написание большой буквы в именах собственных.
Когда задание на прогностическую самооценку дается классу впервые, то, проверяя детские работы, учитель не оценивает их. Раздает проверенные диктанты и просит детей поставить на каждой линеечке собственный второй крестик - по результатам учительского контроля. Наиболее выразительные расхождения двух самооценок комментируются - индивидуально или открыто. Гласности, безусловно, стоит придавать случаи, когда прогностическую самооценку ребенок поставил себе очень низко не из-за тревожности, а из суеверия (чтобы не сглазить) или из ложной скромности (нельзя себя хвалить, пусть тебя хвалят другие).
Еще и еще раз учитель должен раскрыть детям смысл прогностической самооценки: надо учиться рассчитывать свои силы. Если спортсмен, который прыгает в высоту на два метра, не ставит себе планку на метр, то это глупо: он будет всегда перепрыгивать, не напрягая сил, и едва ли научится прыгать лучше. Но если он поставит себе планку на три метра, это тоже глупо: он всегда будет сшибать планку и разуверится в собственных силах. Лучше всего, если он поставит себе планку чуть-чуть выше, чем два метра... Оценивая свои силы перед диктантом, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть ее, напрягая все свои силы. Только так ваши знания и умения будут расти".
Прогностическая самооценка - оценка предстоящей работы. Она является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя и формируется на основе уже сформированной ретроспективной самооценки. Приведу пример осуществления учащимися прогностической оценки своих знаний в процессе выполнения стартовой проверочной работы по русскому языку. Учащимся предлагается оценить, указать в графе «прогностическая оценка» количество баллов за выполнение каждого задания стартовой проверочной работы, которую они будут выполнять на уроке по конкретно заданным критериям, например: умею подбирать к слову родственные слова и выделять в них корень; умею правильно записывать словарные слова и т.д. Далее учащиеся выполняют проверочную работу и отдают ее на оценку учителю. В дальнейшем соотносятся ученическая прогностическая самооценка и учительская оценка. Смысл прогностической самооценки заключается в обучении школьников умению рассчитывать свои силы и адекватно способностям прогнозировать результат.
Этапы формирования самооценки обучающихся с позиции интеграции прогностической и ретроспективно и оценок
1 этап (1 класс): безотметочное обучение - нет отметки, но есть самооценка, взаимооценка, педагогическое оценивание, а значит есть предпосылки для формирования ретроспективной оценки, без которой невозможно грамотное формирование адекватной прогностической оценки.
2 этап (2-3 класс): есть и отметка, и все виды самооценки -на основе ретроспективной оценки формируем прогностическую оценку как один из шагов к адекватному самооцениванию. Ребенок способен оценить себя с позиции учителя.
3 этап (4 класс): должна быть сформирована оценка на уровне актуально адекватной прогностической оценки. Только в результате такого поэтапного следования к сформированности оценки к концу начальной ступени обучения ученик сможет приступить к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия. Это позволяет ему оценивать себя на уровне отметки и педагогического оценивания.
При сформированности целостной учебной деятельности к завершению начального обучения отмечается сформированность таких качеств самооценки, как адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и рефлексивность.
Поведенческий индикатор таких учеников указывает на то, что он готов самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. Именно такие ученики успешны в обучении, успешны в отношениях со сверстниками и взрослыми и максимально приближены к портрету выпускника начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....