Рабочая программа курса по обучению грамоте. Школа будущего первоклассника.
рабочая программа

Демьянова Екатерина Алексеевна

Рабочая программа для школы будущего первоклассника "Обучение грамоте и развитие речи" . Программа содержит поянительную записку, тематическое планирование на 24 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demyanova_e.a_programma_doshkolka.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 20»

Рассмотрено на

заседании МО.

Протокол №__1__

«29» августа 2018 г.

Руководитель МО:

________ Е.В. Шабалина

Принято на

Педагогическом совете.

Протокол №_1__

«30» августа  2018 г.

Утверждаю_____________

Директор МБОУ Лицея № 20

И.Г. Бозина

Рабочая программа

«Обучение грамоте и развитие речи»

(дополнительная общеобразовательная программа)

Разработана Демьяновой Е.А., учителем начальных классов

МБОУ Лицея № 20

для детей 5-6 лет

Количество часов в учебном году: 24, 1 час в неделю.

г. Междуреченск,  2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа рассчитана на 24  часа.  (1 час в неделю)

Цели:

  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей. 

Эти цели реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.

Задачи:

  • дать понятие о звуко-слоговом анализе слов.
  • развивать связную речь с опорой на речевой опыт ребенка;
  • формировать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе

Актуальность программы

Программа обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Содержание программы

1. Лексическая и грамматическая работа:

- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи:

- ответы на вопросы, участие в диалоге.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

Ожидаемые результаты

Ребенок к концу обучения должен уметь:

  • выделять звук в начале, в середине или в конце слова;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и называть буквы русского алфавита;
  • соединять звуки в слоги;
  • конструировать словосочетания и предложения;
  • отвечать на вопросы педагога.

.           Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество  

часов

1.

Слова. Звуки. Выделение звука в начале, конце и середине слова.

2 часа

2.

Звук [А]. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением.

1 час

3.

Звук [О]. Обучение ответам на вопросы.

1 час

4.

Звук [Э]. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

1 час

5.

Звук [И]. Ответы на вопросы, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

1 час

6.

Звук [Ы]. Выделение звука в конце и середине слова.

1 час

7.

Звук [У]. Конструирование словосочетаний и предложений.

1 час

8.

Звуки [М] - [М']. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

1 час

9.

Звуки [Н] - [Н']. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные звуки.

1 час

10.

Звуки [П] -[П']. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные.

1 час

11.

Звуки [Т'] - [Т'].  «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

1 час

12.

Звуки [К] - [К']. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков.

1 час

13.

Звуки [Х] - [Х']. Наблюдение над многозначными словами в речи.

1 час

14.

Звуки [Ф] - [Ф']. Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

1 час

15.

Звуки [Л] - [Л']. Изменение слов путём замены, перестановки звуков или слогов.

1 час

16.

Звуки [Й’];  [В] и [В']. Обучение диалоговой речи.

2 часа

17.

Звуки [Ч'] - [Щ']. Звук Обучение распространению предложений, добавлению недостающих слов.

18.

Звуки [Б] и [Б']. Составление прямых и обратных слогов.

1 час

19.

Звуки [Д] и [Д']. Составление слов  из изученных звуков и слогов.

1 час

20.

Звуки [С] - [С']. Участие в диалоге. Употребление новых слов в речи.

1 час

21.

Звук [Ц]. Звуки [Г] и [Г']. Составление слов на заданное количество слогов. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений.

2 часа

22.

Звуки [З] - [З']. Составление слогов и слов.

1 час

23.

Звуки [Ш] - [Ж].  Составление слов из изученных звуков и слогов.

1 час

24.

Звуки [Р] - [Р']. Звук «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений

1 час

Список литературы

  1. Бунеев Р.Н. По дороге к Азбуке. – М.: Баласс, 2012. -64с
  2. Волина В.В. Учимся играя. –М.: Новая школа, 1994.- 448с
  3. Колесникова Е.В. От А до Я. - М.: Ювента, 2015. – 64с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по обучению грамоте для будущих первоклассников

Данная программа предназначена для учителей начальной школы в помощь проведения занятий по подготовке будущих первоклассников...

рабочая программа "Русский язык.Обучение грамоте." Школа ХХI века.

Программа разработана с учётом требований ФГОС с описанием УУД. Авторская программа не изменялась....

Конспект занятия и презентация по обучению грамоте для будущих первоклассников «Звук а и буква Аа»

Данный материал предназначен для занятий с будущими первоклассниками....

Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте". Школа России

Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" (обучение грамоте + письмо). Школа России...

Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте". Школа России

Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте". Школа России...

Рабочая программа курса по обучению грамоте. Школа будущего первоклассника.

Данная программа включает в себя: содержание, ЗУНы и тематическое планирование на 24 занятия...