Буклет «Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_pri_dtsp.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Информационный
Буклет
«Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»
Подготовила:
Учитель-дефектолог, логопед:
Е.Л. Угорец
Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.
ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля.
Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается освоить три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.
ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА
- выведение языка из ротовой полости вперед;
- втягивание языка назад;
- опускание языка вниз (к нижней губе);
- поднимание языка вверх (к верхней губе);
- боковые отведения языка (влево и вправо);
- придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
- приподнимание кончика языка к твердому небу;
- легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.
ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ГУБ
- собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
- собирание нижней губы (тем же приемом);
- собирание губ в трубочку - «хоботок» (движение производится к средней линии);
- растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;
- поднимание верхней губы;
- опускание нижней губы;
- смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
- создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).
АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.
Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).
Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой.
Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях.
При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ ЛИЦА
- закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
- нахмуривание бровей;
- поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
- надувание щек;
- проглатывание слюны;
- открывание и закрывание рта;
- жевательные движения.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ
- вытягивание губ вперед трубочкой;
- растягивание их в стороны;
- чередование движений «хоботок — оскал»;
- смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
- размыкание губ при закрытом и открытом рте;
- мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);
- вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
- целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
- поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).
Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:
- выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа),
- перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики),
- удержание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.
Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ
- прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
- выдвигание языка вперед;
- втягивание языка назад, внутрь;
- опускание языка вниз;
- приподнимание языка вверх;
- боковые отведения (влево и вправо);
- приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
- суживание языка и заострение его;
- переключение различных позиций.
Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения
Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения, используются на уроках обучения грамоте и произношения....
Дизартрия, ее симптоматика. Особенность дизартрии у детей.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодичес...
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики....
Мастер – класс для родителей. «Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»
Мастер – класс для родителей.«Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях» Цели: в нетрадиционной форме познаком...
Советы логопеда по выполнению артикуляционной гимнастики (зарядки для языка)
Практический материал по выполнению артикуляционной гимнастики (зарядки для языка) с описанием выполнения упражнений и опорой на картинки предназначен для детей любого возраста, а также в...
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики дома
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики дома...
Буклет " Комплекс артикуляционных упражнений"
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и опред...