Советы логопеда по выполнению артикуляционной гимнастики (зарядки для языка)
учебно-методический материал (1, 2, 3 класс)

Маковеева Галина Николаевна

   Практический материал по выполнению артикуляционной гимнастики (зарядки для языка) с описанием выполнения упражнений и опорой на картинки предназначен для детей любого возраста, а также взрослых с нарушениями произношения звуков и сложных слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы логопеда Маковеевой Г.Н.

по выполнению  артикуляционной гимнастики

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отражаются на эмоционально-психическом состоянии ребенка, мешают ему развиваться, общаться со сверстниками, успешно учиться в школе. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Сначала артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем!" Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится!!! Даже если ребёнок выговаривает все звуки, но в сложных словах язык спотыкается, занимайтесь «зарядкой для языка» с ребенком ежедневно 5-10 минут.

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы,

тянуть губки в открытой улыбке

"Чистим зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Накажем непослушный язык" "Месим тесто"
улыбнуться,
покусать кончик языка зубками,
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."

(чередовать эти два движения)

"Чашечка"
улыбнуться, широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка

"Маляр" "Утюжок"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу

"Горка" "Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое: "ы-ы-ы ..."

"Индюк болбочет"
языком быстро двигать по верхней губе:

"бл-бл-бл-..."

"Качели в домике. Качели на улице"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы

"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

"Барабанщик" "Дятел"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами:"дэ-дэ-дэ..."

 "Фокус"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Любой из нас пришёл на свет на этот творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом должны мы научиться ГОВОРИТЬ!

 С уважением, логопед Маковеева Галина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная гимнастика для Р и Рь. Презентация-занятие логопеда Маковеевой Г.Н.

Полную версию презентации можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/i/8TYnnBZiVBkTTA . Презентация построена в форме логопедического занятия с голосовым сопровождением логопеда, предназначена для ...

Для чего нужна артикуляционная гимнастика и правила ее выполнения.

Материал для родителей о пользе и правилах выполнения артикуляционной гимнастики дома с детьми....

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики дома

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики дома...

Рекомендации для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики.

Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнаст...

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Правила артикуляционной гимнастики...