Педагогические технологии
статья

Билдушкина Светлана Николаевна

Перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.      Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Педагогические образовательные технологии

В условиях реализации требований ФГОС  наиболее актуальными становятся технологии:

 

1). Информационно – коммуникационная технология

  Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

  Достижение поставленных целей я планирую  через реализацию следующих задач:

 ·     использовать информационные – коммуникационные технологии в учебном процессе;

 ·     сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

 ·     формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

 ·    направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;

 ·     дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

  В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога в коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.

   В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

 Система применения ИКТ

  1 этап:  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа;

  2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

  3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение в воспитательной работе, применение при руководстве научно – исследовательской деятельностью обучающихся.

   4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

 

2) Технология критического мышления

   Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: 

       На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

       На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

   Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

  В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

 Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

 Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)        

 

Осмысление содержания

  Информационная (получение новой информации по теме)

  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)         

 

Рефлексия

   Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)

 

Основные методические приемы развития критического мышления 

 1.         Прием «Кластер»

 2.         Таблица

 3.         Учебно- мозговой штурм

 4.         Интеллектуальная разминка

 5.         Зигзаг, зигзаг -2

 6.         Прием «Инсерт»

 7.         Эссе

 8.         Приём «Корзина идей»

 9.         Приём «Составление синквейнов»

 10.       Метод контрольных вопросов

 11.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

 12.       Круги по воде

 13.       Ролевой проект

 14.       Да – нет

 15.       Приём «Чтение с остановками»

 16.       Приём « Взаимоопрос»

 17.       Приём «Перепутанные логические цепочки»

 18.       Приём « Перекрёстная дискуссия»

 

3). Проектная технология

   Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем . Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

  Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

  Цель технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

    Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

 1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

 2.    предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

 3.  особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников ;

 4.  основана на цикличной организации учебного процесса.

  Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

 Этапы работы над проектом

 

Этапы

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога 

Организационно-подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.  

Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.

Рефлексия 

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»        

Оценивание каждого участника проекта.

 

 

4). Игровая технология

  Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 Классификация педагогических игр

 1.     По области применения:

 —физические

 —интеллектуальные

 —трудовые

 —социальные

 —психологические

 

2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса:

 —обучающие

 —тренинговые

 —контролирующие

 —обобщающие

 —познавательные

 —творческие

 —развивающие

 

3.     По игровой технологии:

 —предметные

 —сюжетные

 —ролевые

—деловые

—имитационные

 —драматизация

 

4.     По предметной области:

 —математические, химические, биологические, физические, экологические

 —музыкальные

 —трудовые

 —спортивные

 

5.     По игровой среде:

 —без предметов

 —с предметами

 —настольные

 —комнатные

 —уличные

 —компьютерные

 —телевизионные

 —циклические, со средствами передвижения

 Какие задачи решает использование такой формы обучения: 

 —Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

 —Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

 —Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

 

 В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

·        стимулируется познавательная деятельность

·        активизируется мыслительная деятельность

·        самопроизвольно запоминаются сведения

·        формируется ассоциативное запоминание

·        усиливается мотивация к изучению предмета

 

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

 

5). Кейс – технология

   В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

    Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

  При использовании кейс–технологий в начальной школе у детей происходит

          Развитие навыков анализа и критического мышления

 ·        Соединение теории и практики

 ·        Представление примеров принимаемых решений

 ·        Демонстрация различных позиций и точек зрения

 ·        Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

 Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

 

 ·        анализировать информацию,

 ·        сортировать ее для решения заданной задачи,

 ·        выявлять ключевые проблемы,

 ·        генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

 ·       выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

 

Дети:

 ·        Получают коммуникативные навыки

 ·        Развивают презентационные умения

 ·  Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

 ·        Приобретают экспертные умения и навыки

 ·    Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

 ·        Изменяют мотивацию к обучению

 

       К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

 ·        метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

 ·        метод инцидента;

 ·        метод ситуационно-ролевых игр;

 ·        метод разбора деловой корреспонденции;

 ·        игровое проектирование;

 ·        метод дискуссии.

 

       Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

 

6). Технология творческих мастерских

       Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

      Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

 Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

  В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

 Основные этапы мастерской.

   Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

   Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

   Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

   Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести занятие в одинаковом темпе для всех групп.

  Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

   Разрыв – это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

 Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

  

7). Здоровьесберегающая технология 

 Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

 Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  · соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

 · рациональная плотность урока/занятия (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

 · четкая организация учебного труда;

 · строгая дозировка учебной нагрузки;

 · смена видов деятельности;

 · обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

 · место и длительность применения ТСО;

 · включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

 · построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

 · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

 · благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

 · профилактика стрессов:

 · работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

 · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

 · целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

         Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

  8).Технология интегрированного обучения

 Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

 Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

  Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

 Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

 Преимущества интегрированных уроков.

 Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

 В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

 Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

 Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

  Взаимодействие педагогов может строиться по-разному. Оно может быть:

 1.  паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

 2.  один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

 3.  весь урок может вести один педагог в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

 Методика интегрированного урока.

  Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

 1. Подготовительный

 2. Исполнительный    

 3. Рефлексивный.

  

9). Традиционная технология

  Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

 - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;

 - группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

 - основной единицей занятий является урок;

 - урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;

 - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по  своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности.

 

 Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

  По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности.

 Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Положительные стороны традиционной технологии: Систематический характер обучения; упорядоченная, логически правильная подача учебного материала; организационная четкость; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

        Уровни овладения педагогическими технологиями

Уровень овладения

В теории

 

На практике

 

оптимальный

•Знает научные основы различных ПТ, дает объективную психолого-педагогическую оценку (и самооценку) эффективности применения ТО в образовательном процессе

• Целенаправленно и систематически применяет технологии обучения (ТО) в своей деятельности, творчески моделирует сочетаемость различных ТО в собственной практике 

развивающийся

• Имеет представление оразличных ПТ;

•обоснованно описывает  суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий обучения  

 

•В основном следует алгоритму технологии обучения;

•владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью;

•использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы

элементарный

•Сформировано общее, эмпирическое представление о ПТ;

•выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в  рамках урока;

•уклоняется от обсуждения

 вопросов, связанных с ПТ

•Применяет элементы ПТ интуитивно, эпизодически, несистемно;

•придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения;

•допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения

 

       И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

 Традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...