«Структура урока в рамках системно - деятельностного подхода».
методическая разработка
Сегодня учитель должен ответить на вопросы:
- Как с точки зрения системно-деятельностного подхода организовать современный урок?
- Как с позиций планируемых результатов образования сформулировать цели урока?(Как учить?:)
- Как структурировать отобранный учебный материал?
- Какие средства и методы обучения выбрать?
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Чему учить ? Ради чего учить? Как учить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_uroka.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ № 22 г.Улан-Удэ.
Реферат на тему:
«Структура урока в рамках
системно - деятельностного подхода».
Учитель начальных классов:
Кузнецова.С.В.
«Можно накормить голодного рыбой,
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам».
Из притчи.
Структура урока в рамках
системно - деятельностного подхода
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых стандартов будет в пользу практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.
Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?
(Слайд 2)
Термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые виды деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы.
Существует большое количество определений и трактовок понятия «системно-деятельностный подход» .
Наша рабочая группа, ознакомившись с этим множеством, пришла к следующему определению, на наш взгляд, более точно и конкретно отражающего суть данного подхода
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться.
Таким образом, основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
(Слайд 3)
Сегодня учитель должен ответить на вопросы:
- Как с точки зрения системно-деятельностного подхода организовать современный урок?
- Как с позиций планируемых результатов образования сформулировать цели урока?
(Как учить?:)
- Как структурировать отобранный учебный материал?
- Какие средства и методы обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др., ЧТО СВОДИТСЯ К СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Чему учить ? Ради чего учить? Как учить?
обновление ценности обновление
содержания образования средств
Результаты применения системно-деятельностного подхода здесь разделены на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные. Характеристики этих результатов вы знаете
К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.
Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
(Слайд 4) Напомним себе определение содержания образования на основе научных трудов. СОГЛАСНО Бабанскому:
«Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду» (Ю. К. Бабанский )
Новая КОНЦЕПЦИЯ понятия:
«Содержание образования — это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность»), который считает, что его необходимо анализировать как целостную систему с учетом методов и организационных форм, с учетом "особым образом организованной деятельности»
(В. С. Леднев )
* (СЛАЙД 5): Содержанием образования теоремы и правила становятся, когда есть способы их освоения. Единство содержательной и деятельностной сторон обучения составляет суть понятия «содержание образования»
- (СЛАЙД 6): Методологическая основа стандартов - системно-деятельностный подход, который предполагает переход:
от прежнего определения цели обучения - усвоения знаний, умений и навыков – к новому её определению: формирование опыта самостоятельного познания, т.е. в основе урока должен лежать не принцип «учу предмету», а принцип «учу ребенка»;
и переход от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.
СЛАЙД 7 -Научить получать знания ( учить учиться)
- научить работать и зарабатывать (учение для труда)
-научить жить (учение для бытия)
-научиться жить вместе (учение для совместной жизни)
СЛАЙД 8: РАДИ чего учить? А вот ради чего: Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире( Д.А.Медведев)
СЛАЙД (9) таблица
Одним словом встает вопрос как обучать?
СЛАЙД 10(Слайд 10) Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.
С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке? Обращаем ваше внимание на существующий каскад технологий, мы обозначили такие технологии, как:
- Информационные и коммуникативные технологии.
- Технология, основанная на создании учебной ситуации.
- Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
- Технология, основанная на уровневой дифференциации.
- Технология деятельностного метода.
Предметники ставят приоритет в отношении предметных результатов, а стандарты – метапредметные, личностные.
Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Это такие технологии, как
- Проблемно-диалогическая технология (на слайде пример)
Основным средством развивающих технологий становятся продуктивные задания. (слайд).
- Технология развития критического мышления
- Кейс-технология
- Исследовательская технология обучения
- Информационная технология
- Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
- Проблемно-развивающая технология
- Рейтинговая технология
- Технология модульного обучения
- Технология коллективного способа обучения (авторская)
- Здоровье-сберегающая технология
- Личностно-ориентированная технология
- Технологии игрового обучения
Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. ИТАК,
(СЛАЙД !11). Структура уроков в рамках системно-деятельностного подхода
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем: - учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Каким бы ни был тип урока в контексте системно – деятельностного подхода, в структуре урока должны быть следующие подвижные этапы. Ольга Викторовна в своем выступлении детально остановится на них. Я же назову их.
I Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности (самоопределение уч-ся)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. На этом этапе учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему; чётко проговаривается тема и цель урока.
III. Постановка учебной цели. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления задания выполняются с комментированием
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности
• Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
-Каким способом?
- Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
Заметьте. Преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, МЫ должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания
(Слайд 12-13) Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Элементы
сравнения
Традиционный урок
Урок в режиме деятельностного подхода
Формулирование темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Постановка целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание
Учитель оценивает работу на уроке
Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
На слайде хорошо видна разница традиционного и системно-деятельностного подходов с позиции использования технологий обучения: если в традиционном подходе учитель, определяя знания и умения, через методику преподавания формирует знания и умения, то при СДП учитель, определяя знания и умения, через использование современных технологий обучения приходит к развитию личности ребёнка.
Подводим итоги. Согласно стандартам:
- Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
- Позиция ученика: за познание мира.
- Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.
- Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
- Учебное действие – действие по созданию образа.
- Образ – слово, рисунок, схема, план.
- Оценочное действие – я умею! У меня получится!
- Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.
- Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.
Заметьте. Преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, МЫ должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания
Закончить своё выступление мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Заключение
Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.
К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.
Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выстраивание уроков в рамках системно-деятельностного подхода
Материал поможет использовать системно-деятельностный подход в работе...
Урок в рамках системно – деятельностного подхода в обучении (в образовании).
В статье раскрывается понятие "современный урок", даётся сравнительный анализ структуры урока....
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на ф...
Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода
Структура урокав технологии системно-деятельностного подхода...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Самоанализ урока с учетом современных требований к построению урока в рамках системно- деятельностного подхода и ФГОС
Самоанализ урока с учетом современных требований к построению урока в рамках системно- деятельностного подхода и ФГОС...
Доклад "Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода"
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деяте...