Речевые нарушения
презентация к уроку по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Выход Классификация речевых нарушений Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации Нарушение устной речи Нарушение письменной речи Психолого-педагогическая классификации Заключение Глоссайд
Классификация речевых нарушений На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией и даже не ставила вопроса о необходимости ее разработки, так как находилась под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстройств и опиралась на сложившиеся в ней к концу XIX- началу XX в. классификации. Современная классификация включает в себя: Клинико – педагогическую и Психолого –педагогическую классификацию Далее Содержание Выход
Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации ( Хвайцев, Правдина , Рау ) Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная Далее Назад Содержание Выход
Нарушения устной речи Нарушение устной речи могут быть разделены на два типа: I. фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи. II. структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи. Далее Назад Содержание Выход
Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: Голосообразования Темпо - ритмической организации высказывания Интонационно-мелодической Звукопроизносительной организации
(Продолжение) Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в любых комбинациях в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначений которых существуют традиционно закрепившиеся термины: Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Брадилалия (брадифразия) - патологически замедленный темп речи вследствии замедленной реализации артикулярной речевой программы. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи вследствии ускоренной реализации речевой артикуляторной программы. Назад Содержание Выход
(Продолжение) Заикание( Логоневроз - боязнь речи) - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологаческими дефектами речевого аппарата. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Анартрия - невозможность осуществлять звуковую реализацию речи. Далее Назад Содержание Выход
II. Нарушения структурно-семантического ( внутренного) оформления высказывания представлены двумя видами речевых нарушений: алалией и афазией . Алалия ( дисфразия, афазия развития) - отсутствие или недоразвитие речи вследствие оргапоражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка . Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Далее Назад Содержание Выход
Нарушение письменной речи Подразделяются на две группы: I . При продуктивного вида отмечаются расстройства письма II. При нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения. Далее Назад Содержание Выход
I. Расстройства письма (продуктивного вида) Дисграфия – нестойкость оптика - пространственного образа буквы, смещение, пропуск букв, искажения звука – слогового состава слова и структуры предложений. Аграфия – несформированность письма в ходе обучения . Далее Назад Содержание Выход
II. Расстройства чтения ( рецептивного вида речи) Дислексия – частичное специфическое нарушение чтения. Аллексия – неспособность овладеть чтением в процессе обучение Далее Назад Содержание Выход
Психолого – педагогическая классификация Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи. Далее Назад Содержание Выход
Психолого – педагогическая классификация подразделяется на две группы: Группа - Нарушение средств общения (ФФН и ОНР) А) Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При фонематических нарушениях следует развивать речевой и фонетический слух. При фонетических нарушениях проводят работу по коррекции нарушений артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторике. Далее Назад Содержание Выход
(Продолжение) В зависимости от нарушаемых звуков различают: Фонематические нарушение свистящих и не свистящих звуков -СИГМАТИЗМЫ. Фонетические нарушение - ПАРАСИТИЗМЫ Фонетические нарушения звуков л, л ’ . Фонетические нарушение звуков р, р ’ - ротацизмы, пароротацизмы Фонетическое нарушение звука й – йотацизмы, парайотацизмы Дефекты смягчения – все звуки как мягкие Б) – Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. различные сложные речевые расстройства, при которых нарушены все компоненты речи относящиеся к звуковой и смысловой стороне Далее Назад Содержание Выход
( Продолжение) 2. Группа Нарушения в применении средств общения, куда относится заикание , которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект , при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи. Далее Назад Содержание Выход
Заключение В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения чтения и письма. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развития которых тесно связанно с речью. Далее Назад Содержание Выход
Глоссайд 1) О.В. Правдина, «Логопедия» Москва 1937г 2) Л.С. Волкова, «Логопедия» Москва 1989г 3) М.Е. Хватцев, «Логопедия» Москва 1959г Далее Назад Содержание Выход
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешная коррекция речевых нарушений
Рекомендации по предупреждению и коррекции речевых нарушений детей родителями....
Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
В данном докладе вы узнаете о том, как поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...
Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Правильное дыхание является одной из основ красиво звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование и плавность...
Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы.Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, ...
Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.
laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...
речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений
В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...