Статья "Использование игровых технологий в начальной школе"
статья

Шарипова Динара Сулеймановна

           Современный мир постоянно меняется. Знания человека становятся его главным ресурсом благополучия, как экономического, так и психологического. С каждым годом повышаются требования к профессиональной подготовке человека, а следовательно и к качеству его знаний.

          Самой важной задачей обучения на сегодняшний день является развитие умения у учащихся самостоятельно мыслить, решать проблемы, так как государством ценятся активные, творческие люди.

           Существует несколько главных факторов от которых зависит развитие ребёнка:

- от наследственности;

- от среды;

- от обучения и воспитания;

- от активности самого ребёнка.

           Все эти факторы неразрывно связаны друг с другом. А наша с вами задача, учитывая все это, помочь ребенку в полноценном усвоении учебного материала, которое возможно лишь при активном участии детей в выполнении учебно-познавательной деятельности. Мы все знаем, что именно в начальной школе ребёнок учится учиться, и часто от того как он будет успешен именно в начальной школе зависит его успешность на последующих этапах обучения. Поэтому,  учителям , для того чтобы ученик вкладывался в дело, нужно работать с его мотивацией.

          Так что же такое мотивация? (ответы учителей) Мотивация – это состояние ума и воли, психологическая сила, которая придает действиям целенаправленность, осмысленность.

          Отсутствие мотивации проявляется в низкой учебной успеваемости при нормальных и хороших способностях. У школьников это выражается в скуке и безынициативности, в рассеянности и забывчивости.Для того чтобы школьник был готов учиться и преодолевать препятствия, необходимо подобрать подход к каждому. А именно – определить ведущую потребность его учебной мотивации и настроить на нее образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

           Современный мир постоянно меняется. Знания человека становятся его главным ресурсом благополучия, как экономического, так и психологического. С каждым годом повышаются требования к профессиональной подготовке человека, а следовательно и к качеству его знаний.

          Самой важной задачей обучения на сегодняшний день является развитие умения у учащихся самостоятельно мыслить, решать проблемы, так как государством ценятся активные, творческие люди.

           Существует несколько главных факторов от которых зависит развитие ребёнка:

- от наследственности;

- от среды;

- от обучения и воспитания;

- от активности самого ребёнка.

           Все эти факторы неразрывно связаны друг с другом. А наша с вами задача, учитывая все это, помочь ребенку в полноценном усвоении учебного материала, которое возможно лишь при активном участии детей в выполнении учебно-познавательной деятельности. Мы все знаем, что именно в начальной школе ребёнок учится учиться, и часто от того как он будет успешен именно в начальной школе зависит его успешность на последующих этапах обучения. Поэтому,  учителям , для того чтобы ученик вкладывался в дело, нужно работать с его мотивацией.

          Так что же такое мотивация?

Мотивация – это состояние ума и воли, психологическая сила, которая придает действиям целенаправленность, осмысленность.

          Отсутствие мотивации проявляется в низкой учебной успеваемости при нормальных и хороших способностях. У школьников это выражается в скуке и безынициативности, в рассеянности и забывчивости. Для того чтобы школьник был готов учиться и преодолевать препятствия, необходимо подобрать подход к каждому. А именно – определить ведущую потребность его учебной мотивации и настроить на нее образовательный процесс.

В период начальной социализации ребенка, который приходится как раз на время начальной школы, ведущая деятельность – игровая. С помощью игры можно развивать способности у ребенка, а также корректировать разные психологические проблемы. Игротерапия – это метод воздействия на школьников, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, повышенной конфликтностью в отношениях, тревожностью. Главная задача игровой терапии с детьми в начальной школе заключается в том, чтобы помогать детям усваивать знания. Даже самые талантливые и опытные учителя не могут научить детей, которые сами не захотят поучаствовать в этом процессе.

А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

Существуют игры, способные помочь ребенку выплеснуть энергию, восстановить внутренне равновесие.). Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать  недоигранное,  вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный  урок  способный  захватить  ребенка, и он с увлечением  будет работать продолжительное время.

        Игра учит. Следовательно, это средство обучения. Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности  игровой технологии следует выделить следующие компоненты:

• мотивационный;

• ориентационно - целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать следующие цели:

-ДИДАКТИЧЕСКИЕ : расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний на практике, формирование  определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие   универсальных учебных действий,  развитие трудовых навыков;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

-РАЗВИВАЮЩИЕ:   развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать,  сопоставлять,  находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные  решения, развитие мотивации;

- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ:  приобщение к нормам и  ценностям общества, адаптация  к условиям среды, саморегуляция,  обучение  общению. 

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – переход от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

 В.А. Сухомлинский говорил,  что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.

Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока.

Для развития  интеллектуальной  мыслительной деятельности учащихся на уроках вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

Расставьте карточки, начиная с самой большой.

- Постройте пирамидку.

Для активизации познавательной деятельности можно давать задания творческого характера : мини-сочинения, предметные рисунки и т.д.

При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами.  Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).

 Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.  

            Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Пример:   «Непрерывный рассказ»:

предлагается фраза, и каждый ребенок добавляет свою. Рассказ может получиться фантастический, но это должно быть оправдано логикой игры.

             Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами;  работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

          Игра  на формирование  навыков  самоконтроля и самооценки. Пример: В течение урока одни дети выполняют роль учителя,  другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

           Для активизации умственной, речевой и творческой деятельности можно проводить уроки – путешествия: «в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв».

 Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

Подводя итог выше изложенному можно отметить «плюсы» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; (щелк)

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в начальной школе

Статья об определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процессе обучения....

Практическая реализация игровых технологий в начальной школе на уроках гуманитарного цикла

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Игровые технологии в начальной школе

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Доклад "Игровые технологии в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"

статья об использовании игровых технологий на уроках гуманитарного цикла...

Игровые технологии в начальной школе

Игровые технологии в начальной школе....

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье говорится об игровой технологи, которая очень важна для начальной школы. Ведь именно в самом начале  обучения школьников важно не потерять их интерес к учебе и познанию нового, в ...