Статья "Использование игровых технологий в начальной школе"
статья
Современный мир постоянно меняется. Знания человека становятся его главным ресурсом благополучия, как экономического, так и психологического. С каждым годом повышаются требования к профессиональной подготовке человека, а следовательно и к качеству его знаний.
Самой важной задачей обучения на сегодняшний день является развитие умения у учащихся самостоятельно мыслить, решать проблемы, так как государством ценятся активные, творческие люди.
Существует несколько главных факторов от которых зависит развитие ребёнка:
- от наследственности;
- от среды;
- от обучения и воспитания;
- от активности самого ребёнка.
Все эти факторы неразрывно связаны друг с другом. А наша с вами задача, учитывая все это, помочь ребенку в полноценном усвоении учебного материала, которое возможно лишь при активном участии детей в выполнении учебно-познавательной деятельности. Мы все знаем, что именно в начальной школе ребёнок учится учиться, и часто от того как он будет успешен именно в начальной школе зависит его успешность на последующих этапах обучения. Поэтому, учителям , для того чтобы ученик вкладывался в дело, нужно работать с его мотивацией.
Так что же такое мотивация? (ответы учителей) Мотивация – это состояние ума и воли, психологическая сила, которая придает действиям целенаправленность, осмысленность.
Отсутствие мотивации проявляется в низкой учебной успеваемости при нормальных и хороших способностях. У школьников это выражается в скуке и безынициативности, в рассеянности и забывчивости.Для того чтобы школьник был готов учиться и преодолевать препятствия, необходимо подобрать подход к каждому. А именно – определить ведущую потребность его учебной мотивации и настроить на нее образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование игровых технологий в начальной школе | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Современный мир постоянно меняется. Знания человека становятся его главным ресурсом благополучия, как экономического, так и психологического. С каждым годом повышаются требования к профессиональной подготовке человека, а следовательно и к качеству его знаний.
Самой важной задачей обучения на сегодняшний день является развитие умения у учащихся самостоятельно мыслить, решать проблемы, так как государством ценятся активные, творческие люди.
Существует несколько главных факторов от которых зависит развитие ребёнка:
- от наследственности;
- от среды;
- от обучения и воспитания;
- от активности самого ребёнка.
Все эти факторы неразрывно связаны друг с другом. А наша с вами задача, учитывая все это, помочь ребенку в полноценном усвоении учебного материала, которое возможно лишь при активном участии детей в выполнении учебно-познавательной деятельности. Мы все знаем, что именно в начальной школе ребёнок учится учиться, и часто от того как он будет успешен именно в начальной школе зависит его успешность на последующих этапах обучения. Поэтому, учителям , для того чтобы ученик вкладывался в дело, нужно работать с его мотивацией.
Так что же такое мотивация?
Мотивация – это состояние ума и воли, психологическая сила, которая придает действиям целенаправленность, осмысленность.
Отсутствие мотивации проявляется в низкой учебной успеваемости при нормальных и хороших способностях. У школьников это выражается в скуке и безынициативности, в рассеянности и забывчивости. Для того чтобы школьник был готов учиться и преодолевать препятствия, необходимо подобрать подход к каждому. А именно – определить ведущую потребность его учебной мотивации и настроить на нее образовательный процесс.
В период начальной социализации ребенка, который приходится как раз на время начальной школы, ведущая деятельность – игровая. С помощью игры можно развивать способности у ребенка, а также корректировать разные психологические проблемы. Игротерапия – это метод воздействия на школьников, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, повышенной конфликтностью в отношениях, тревожностью. Главная задача игровой терапии с детьми в начальной школе заключается в том, чтобы помогать детям усваивать знания. Даже самые талантливые и опытные учителя не могут научить детей, которые сами не захотят поучаствовать в этом процессе.
А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».
Существуют игры, способные помочь ребенку выплеснуть энергию, восстановить внутренне равновесие.). Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способный захватить ребенка, и он с увлечением будет работать продолжительное время.
Игра учит. Следовательно, это средство обучения. Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности
При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:
• мотивационный;
• ориентационно - целевой;
• содержательно-операционный;
• ценностно-волевой;
• оценочный.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ : расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний на практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция, обучение общению.
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – переход от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока.
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.
Расставьте карточки, начиная с самой большой.
- Постройте пирамидку.
Для активизации познавательной деятельности можно давать задания творческого характера : мини-сочинения, предметные рисунки и т.д.
При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами. Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).
Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.
Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Пример: «Непрерывный рассказ»:
предлагается фраза, и каждый ребенок добавляет свою. Рассказ может получиться фантастический, но это должно быть оправдано логикой игры.
Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.
Игра на формирование навыков самоконтроля и самооценки. Пример: В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.
Для активизации умственной, речевой и творческой деятельности можно проводить уроки – путешествия: «в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв».
Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.
Подводя итог выше изложенному можно отметить «плюсы» использование игровых технологий:
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; (щелк)
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Творческая группа учителей начальных классов " Игровые технологии в начальной школе"
Презентация "Творческая группа учителей"...
Игровые технологии в начальной школе
Статья об определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процессе обучения....
Практическая реализация игровых технологий в начальной школе на уроках гуманитарного цикла
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...
Игровые технологии в начальной школе
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...
Доклад "Игровые технологии в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"
статья об использовании игровых технологий на уроках гуманитарного цикла...
Игровые технологии в начальной школе
Игровые технологии в начальной школе....
Игровые технологии в начальной школе
В данной статье говорится об игровой технологи, которая очень важна для начальной школы. Ведь именно в самом начале обучения школьников важно не потерять их интерес к учебе и познанию нового, в ...