Журнал "Мастерская мысли"
методическая разработка (4 класс)

Шиленкова Ольга Александровна
В нынешнем мире актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Верное построение связей одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее глубоко проявить свои способности. Школьное обучение в современное время должно развивать не только мышление, разносторонние знания о мире, а также помочь ребенку понять себя, увидеть свою уникальность и индивидуальность. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос о лучших условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно и быть включенным в программу деятельности общеобразовательной организации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Позвольте представиться - Шиленкова Ольга Александровна.

Учитель начальных классов МОУ «Георгиевская гимназия», руководитель предметной кафедры начального образования гимназии.  

2 сл. Сегодня я хочу  пригласить вас на методическое заседание. Его тема -  «Управление процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в начальной школе». Целью заседания считаю изучение условий обучения, воспитания и гармоничного развития талантливых детей в начальных классах гимназии.

3 сл. Немного о себе. У меня два высших образования, педагогический стаж - 14 лет. Свою педагогическую деятельность в гимназии я начала педагогом-психологом, а с 2012 года стала учителем начальных классов. Конечно, без тревог и переживаний не обошлось, но, тем не менее, впереди меня ждало так много открытий, новых впечатлений. И теперь я смело могу сказать, что вести уроки в начальной школе - это моё призвание!

4 сл. «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»,- A. Барбюс. Это высказывание французского писателя, журналиста мною выбрано не случайно. Цитата начала 20 века, но как близка она нам, современному поколению 21 столетия.

Анри Барбюс был убежден, что именно посредством образования «формируется мысль подрастающего поколения» и необходимо контролировать этот процесс. Иными словами, по мнению автора,  именно школа исполняет роль «мастерской». Невозможно не согласиться с его точкой зрения. Я уверена, что будущее общества целиком и полностью зависит от подрастающего поколения и, каким оно будет, во многом может повлиять школа.

5 сл. Следует отметить, что министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева на Открытом совещании обратила особое внимание на роль учителя в обществе, назвав начальную школу основой образования. Передаю дословно ее слова из выступления: «Учитель с большой буквы – это от него зависит наше с вами будущее, потому что сегодня – дети, завтра – народ. Маленький человек благодаря учителю, его нравственному подвигу и идеалу, вступает в жизнь и достойно принимает ее со всеми сложностями».

6 сл. Создание таких благоприятных условий мы рассматриваем через внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационного проекта гимназии, ставшего победителем  областного конкурса проектов на присвоение звания региональной инновационной площадки в 2017 году. Цель проекта - построение модели школы-лаборатории мотивирующей образовательной среды для одаренных детей и  подростков, в которой важную образовательную роль играют методические центры наших научных партнеров: Института  художественного образования и культурологии Российской Академии Наук,  информационно-консультационного центра Издательства  «Академкнига/Учебник», кафедры начального образования Академии социального управления. 

7 сл. Но особое место, конечно, в этой работе принадлежит педагогу. Со встречи с первым учителем  в школе начинается новый, важный жизненный этап ребенка,  будущего гражданина. Свою основную задачу как учителя я вижу в  построении всего учебно-воспитательного процесса  и его психологического обеспечения так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие хоть малейшее в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо моего внимания.

Здесь и помогает мне первая профессия – педагога-психолога. Духовно раскрыть ребенка, поверить и понять его, не пропустить потянувшиеся к тебе душевные струнки его сердечка, не оттолкнуть, а поддержать – вот, я уверена, первоочередные воспитательные задачи учителя. 8 сл. Выявить творчески, интеллектуально одаренных детей можно на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и  общения с родителями, развития ребенка в познавательной сфере.

(не читать)

9 сл.

Управление процессом выявления и поддержки одаренных детей в начальной школе невозможно без творческого учебного процесса на уроке. Учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого ребенка на уроках мне помогает учебно-методический комплект  10 сл. «Перспективная начальная школа» издательства «Академкнига/учебник», который предусматривает оптимальное развитие каждого, здесь ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

11 сл. В рамках учебной программы я применяю проблемно-диалогический метод обучения. Он  обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися, а сущность  метода заключается в том, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". http://900igr.net/datas/pedagogika/Problemno-dialogicheskoe-obuchenie/0008-008-Preimuschestva.jpg

Использование проблемно-диалогичного метода обучения я хочу вам продемонстрировать при проведении своего открытого урока.

12 сл. Использование проблемно-диалогического метода  продолжается и на занятиях внеурочной деятельности в рамках программы по развитию эмоционального интеллекта учащихся автора С.В. Кривцовой «Жизненные навыки». 13 сл.  Именно период младшего школьного возраста наиболее благоприятен в области научного познания и открытия своего личностного «я». Под руководством педагога дети развивают эмоциональный интеллект, учатся жизненным навыкам. 14 сл. Что очень интересно, помогая детям решать задачи их возраста, учитель порой сам решает те проблемы, с которыми он столкнулся в детстве, переживая их заново.

Наиболее эффективными формами своей работы во внеурочное время я считаю:

•        олимпиады по предметам;

•        творческие и интеллектуальные конкурсы;

•        театрализованные праздники;

•        предметные недели;

•        проектно-исследовательскую деятельность.

15 сл. Изучая  возможности развития творческих, интеллектуальных способностей,  воспитания и гармоничного развития талантливых детей в начальных классах гимназии, я, в первую очередь, хотела бы отметить важность проектно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой у младших школьников повышается степень самостоятельности в получении знаний, поиске нового способа решения, развития навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

16 сл. Ежегодно в гимназии проходят  «Дни науки и творчества», где ученики  моего класса представляют для защиты свои исследовательские проекты. Темы ученических проектов выбираются не случайно, они являются продолжением изучения учебных тем образовательной программы либо тесно связаны с историческими событиями, культурными датами страны, всероссийскими государственными акциями.  

17-18-19 сл. ПРОЕКТЫ

Мы растем и уже стали выпускать свои творческие видеофильмы. Посмотрите наш первый выпуск в стиле  киножурнала «ЕРАЛАШ». Кто-то из ребят отвечал за монтаж фильма: соединял снятые кадры, подбирал титры, музыку. А кто-то попробовал  себя в актёрском мастерстве. Задействованы были все, поэтому так и радовались дебюту картины. 20 сл. (ВИДЕО).

21 сл. Первый опыт видеосъемки произвел огромное впечатление на ребят и  стал преемственным. Мой выпуск, уже семиклассники, продолжили свои кинематографические зарисовки с новым классным руководителем. 

В 2017 году,  объявленным годом экологии,  мы решили  реализовать свой экологический проект «Живая планета». Предлагаю фрагмент видеоролика проекта, на котором ребята дают клятву стать настоящими помощниками своей планете.  22 сл. (ВИДЕО). 

23 сл. Заканчивая методическое заседание, я еще раз хочу  отметить, что если дети – национальное  достояние страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.

Итогом проведения моего заседания станет авторский методический буклет «Мастерская мысли».

24 сл. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Учим детей мыслить"4класс

Родительский практикум .Родителям предлагается ознакомиться с тестированием обучающихся, рекомендуются упражнения для тренировки развития мышления.Ресурс выполнен с мультимедийным сопровождением....

Программа проектной деятельности "Клуб юных знатоков: мыслим - творим - исследуем!"

Данная программа проектной деятельности учащихся разработана в соответствии с требованиями ФГОС на все 4 года обучения в начальной школе....

Календарно - тематическое планирование занятий "Клуба юных знатоков: мыслим - творим - исследуем!"

Данное КТП составлено в соответствии с представленной программой Клуба юных знатоков....

Сценарий классного часа "Мы под космосом мыслим вечность..".

Конспект классного часа с использованием стихов,  сочиненных моими учениками....

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""

КОНСПЕКТ УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...