Доклад на заседание методического объединения воспитателей ГПД
статья

Материал для воспитателей ГПД по самоподготовке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mart_gpd.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формы организации занятий по самоподготовке школьников»

                          Подготовила:

                             воспитатель группы продленного дня

                             МБОУ «Поселковская средняя школа № 1»

                             Свойкина Т.В.

Март

2020 г.

Формы организации занятий по самоподготовке школьников.


Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу школьника под руководством воспитателя. Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В ее организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных учащихся с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми учениками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.

Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего комплекса учебно-воспитательного процесса. Ее организация и проведение – самый ответственный и сложный момент, требующий и от учителя и от воспитателя большой слаженности в решении учебно-воспитательных задач, хорошо продуманной организации работы по развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся: умению работать с учебником, справочниками, различными учебными пособиями, умению организовать свой умственный труд.

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, узнать о трудностях, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе. Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования к учащимся.

Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы учащихся необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим ученикам в процессе самоподготовки.

Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.

Учитель и воспитатель должны хорошо знать нормативные требования в определении трудности и объема домашнего задания. Самоподготовка учащихся во 2-м классе должна занимать не более 1,2 часа, в 3-4 классах – 1,5 часа. (Указанное время отводится для выполнения домашних заданий и не предполагает никаких разминок перед их выполнением: устного счета, общегруппового повторения правил и т.д., дополнительных объяснений и инструктажей со стороны воспитателя по выполнению домашних заданий).

Нельзя допускать длительных занятий, так как они приводят к переутомлению, резкому снижению работоспособности детей, плохому качеству     выполнения домашних заданий, а кроме того, сокращают  время отдыха учащихся. Самоподготовку нельзя превращать в дополнительные уроки (объяснение учебного материала, опрос, выставление оценок всем учащимся за выполнение домашнего задания и т. п.).

Формы организации занятий по самоподготовке школьников.

Задачи самоподготовки.

Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.

Самоподготовка – одна и форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Цель самоподготовки привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Задачи самоподготовки:

1.расширение границ учебной работы;

  1. углубление содержания учебных предметов;
  2. получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
  3. закрепление и повторение изученного на уроках материала;
  4. упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
  5. развитие интереса к учению;
  6. приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
  7. формирование исполнительских навыков.

Немалую роль в выработке этих навыков играют воспитатели. Организуя выполнение домашнего задания, они приучают детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Воспитательные задачи самоподготовки: закрепить навыки самообразовательной работы; воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание; сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания; научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой.

Основные дидактические требования к самоподготовке:

● занятия по самоподготовке следует проводить регулярно, в одно время, иметь определенную продолжительность;

● задание ученики выполняют самостоятельно;

● проверку рекомендуется проводить поэтапно: самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем;

● первичная поэтапная оценка выполненной работы;

● индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками;

● объем и характер заданий определяется и регулируется совместно учителями и воспитателями.

При организации самоподготовки необходимо учитывать:

- уровень общеучебных умений и навыков;

- уровень навыков самостоятельной работы;

- возрастные и индивидуальные особенности детей.

Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.

Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда. Учителю необходимо очень тщательно инструктировать учащихся, как им выполнять задания, учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить внимание.

Учителю не следует торопиться при задавании. Нужно воспитывать у учащихся привычку выяснить то, что представляет трудности в работе, приучить их задавать вопросы по домашнему заданию. Если есть образец, обратить внимание на него, если нет, с помощью детей разобрать один – два примера.

Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).

Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?

Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.

Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т. д. Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация, делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Немалую роль в выработке этих навыков играют воспитатели в группах продлённого дня. Организуя выполнение домашних заданий, они приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.

Самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания - основной вид учебной деятельности в ГПД является. В разновозрастных группах объединены учащиеся классов из разных параллелей, а одновозрастные группы объединяют учеников из одной параллели. И в тех и других группах есть свои сложности и преимущества. Например, в разновозрастных группах старшие школьник могут проконсультировать младших, но необходимо организовать работу тех учащихся (первоклассников), которые ещё не участвую в самоподготовке. В одновозрастных группах в самоподготовке участвуют все, но несмотря на общую программу уровень подготовки, требования педагогов могут слегка отличаться. Но принципы организации самоподготовки в группе продленного дня остаются едиными:
- Самоподготовка проводится не ранее 15-00, когда дети отдохнули, пообедали, побывали на прогулке, а в промежутках между занятиями проводятся физкультминутки, позволяющие снять напряжение. Физминутки проводятся каждые 20 минут.
- Образовательная деятельность корректируется учителями, которые должны сообщить воспитателю ГПД основную учебную информацию: что задано детям, информация о тех учениках, которым нужна дополнительная помощь и другие пожелания.
- Ошибочно думать, что главная цель самоподготовки - выполнение домашнего задания. Это важно и удобно, но гораздо важнее те навыки, которые приобретают дети на самоподготовке.

1. Учащиеся осваивают навыки самодисциплины и аккуратности. Дети готовят рабочее место для эффективного выполнения домашних заданий.
2. Учатся эффективно распределять время и, что немаловажно, учатся делать своевременный перерыв во время самоподготовки.
3. Воспитатель не только следит за выполнением домашнего задания, но и объясняет детям, как максимально эффективно планировать выполнения домашних заданий, объясняет, как важно научится самостоятельно выполнять домашние задания, насколько важно самостоятельное и дополнительное образование и так далее, то есть - учит детей учится.
4. Воспитатель учит детей уважительно относиться к окружающим, которые работают, не мешать и не отвлекать товарищей.
5. Воспитатель уделяет особое внимание тем ученикам, на которых указал учитель, но в процессе самоподготовки также может обратить внимание учителя или родителей на слабые и сильные стороны детей. Тем более в силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей на выявление когнитивных и поведенческих особенностей детей.

Основные этапы самоподготовки.

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях продленного дня, выделяю основные структурные элементы:

  • организация начала самоподготовки;
  • подготовка к самостоятельной работе;
  • самостоятельная работа детей;
  • самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
  • подведение итогов работы, заключительный педагогический контроль.

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент.

По времени он занимает не более одной – двух минут. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить детям подготовить свое рабочее место. В начале учебного года можно предложить памятку по организации рабочего места “Памятка подготовки уроков”.

Как начинается самоподготовка в моей группе? Обычно на выполнение заданий учащиеся приходят с прогулки. Некоторые из них, не дожидаясь звонка, оповещающего начало, садятся, достают учебники, тетради. Они чувствуют себя вполне отдохнувшими после уроков, настроены работать, и я создаю для этого условия. Тех, для кого начало занятий оповещается только звонком, прошу тихо пройти на свои места, ничем не отвлекать уже занимающихся ребят.

Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.

Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки, или обращает внимание на текст памяток (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку”, “Как готовить пересказ” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.

Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса. Так, например, учащимся второго класса надо начинать самоподготовку с чтения, так как ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберет и осмыслит задание по русскому языку и по математике. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами.

Самостоятельная работа младших школьников – основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу. Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя, поэтому регулирующую роль в самостоятельной деятельности учащихся сыграет введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом закончить работу.

Основное требование к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Но нужно, конечно, помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, и что не у всех выработаны необходимые навыки, и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправдана. Однако ученик должен знать, что прежде всего, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т. е. он обязан научиться преодолевать трудности сам.

Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в необходимых случаях.

Индивидуальная работа с учениками носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.

Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этим учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Но материал для повторения, направленный на ликвидацию пробелов, недолжен, быть “довеском” к общему заданию для всех учащихся. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

Замечено, что дети, у которых нет навыка самостоятельной работы или базы для выполнения данного задания, нередко стараются заглядывать в тетради своих товарищей и таким “облегчением” способом выполняют работу. Чтобы предупредить подобное, можно во время самоподготовки посадить такого ученика за одну парту с учеником из другого класса или предложить выполнять задания по разным предметам.

Педагогически неправильно поступают те преподаватели, которые загружают дополнительными занятиями учеников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе. Хорошо успевающих по русскому языку и математике и умеющих объяснять детей можно назначить консультантами – помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ.

Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде, чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает ребенка контролировать свои действия.

Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.

В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.

Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Обычно во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Методов много. Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.

Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке.

Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки, рекомендуется настроить ребёнка на развивающую и проектную деятельность. В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности:

  • коллективная деятельность;
  • самостоятельная деятельность;
  • привлекать ребят, хорошо выполнивших домашнее задание на роль консультантов – помощников и для проверки выполненного задания у других учащихся.
  • При чтении домашнего задания домашнего текста можно использовать работу в парах.

Учитель может варьировать различные формы учебной деятельности учащихся в процессе самоподготовки: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах и т.д., т.е. управлять формами взаимодействия, сотрудничества учащихся в условиях учебного общения.

Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками, внутри группы, между учителем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.

К этим трудностям можно отнести:

  • неумение владеть приемами рациональной организации самостоятельной работы, распределить свое время;
  • отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие интереса к учению,
  • непонимание целей, содержания домашних заданий;
  • общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств, а также помощи и стимулирования со стороны взрослых (учителей).

Самоподготовка – это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя. Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении. Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:

  • расширение границ учебной работы;
  • углубление содержания учебных предметов;
  • получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
  • закрепление и повторение изученного на уроках материала;
  • упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
  • развитие интереса к учению;
  • приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
  • формирование исполнительных навыков.

Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников. В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях (активно-самостоятельном, зависимо-самостоятельном, принудительно-исполнительском, бесконтрольно-исполнительском, самопроизвольным), которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся.

При проведении самоподготовки не допускается перенос методических моментов урока: фронтальный опрос, решение задач у доски, ответы отдельных учеников с места. В процессе самоподготовки дети не придерживаются строгой дисциплины и порядка, они могут общаться, передвигаться, отдыхать 5-8 минут. Учащиеся 1-2 классов могут интенсивно заниматься 10-15 минут, 3-4 классов - 20-25 минут.

Алгоритм познавательной деятельности вводится учителем на уроке, на самоподготовке идёт отработка последовательности с опорой на памятки: «Как решать задачу?», «Как работать над ошибками?», «Как подготовить краткий пересказ?», «Как выучить стихотворение?» На каждом занятии должен использоваться план выполнения задания, который может быть написан на доске. Результативность самостоятельной работы зависит от содержания, объёма материала, данного учителем, и от методики его подачи на уроке. Примеры памяток представлены в приложении 2.

Значительный воспитательный эффект даёт организация самопроверки. Полезно научить детей некоторым способам самопроверки. В классе может быть не менее 3-5 консультантов по разным предметам.

Следующие приемы позволят воспитателю так организовать самопроверку, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:

·  сверка с написанным образцом;

·  проверка по словесной инструкции;

·  взаимопроверка с товарищем;

·  сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

·  выполнение задания по алгоритму;

·  выполнение задания по наводящим вопросам;

·  выполнение задания по образу;

·  проверка с помощью сигнальных карточек;

·  подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

·  проговаривание “про себя” объяснения выбора.

Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а в конечном счете – сформируется привычка самоконтроля.

Воспитатель во время самоподготовки проводит индивидуальную работу с 1-2 учениками, затем приступает к проверке.

В самоподготовку включаются физкультминутки, негромкое музыкальное сопровождение, игры для тех, кто закончил.

Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.

Большое значение для успешного проведения самоподготовки, особенно с учениками 2-го класса, имеет конкретная помощь.  Я внимательно наблюдаю за каждым учеником, поощряю старательность, указываю на недостатки, показываю правильные приемы работы, одного учу правильно сидеть за партой, другого – правильно держать ручку, третьего приучаю бережно обращаться с книгами и тетрадями.

В 3-4 классах во время выполнения домашних заданий я только в необходимых случаях оказываю помощь учащимся. Я приучаю школьников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий; к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется учить уроки.

Очень важно научить детей работать с учетом указаний различных памяток: «Как готовить уроки по русскому языку, математике», «Как решить задачу», «Как читать про себя» и др. Они помогают школьникам выработать определенную систему в последовательности выполняемых операций при подготовке домашних заданий (письменных и устных). Памятки должны быть не громоздкими, конкретными.   Я напоминаю детям, чтобы они не забывали приступать к подготовке заданий в таком порядке, как сказано в памятке. С новичками стараюсь постепенно усваивать памятку, чтобы выработать определенную систему работы над заданиями.

Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Обычно во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Рекомендации по организации и методике подготовки домашних заданий

      Задача подготовки домашних заданий вытекает из общих задач специальной школы, которые заключаются в выработке и развитии у учащихся навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Реализация этих целей достигается, прежде всего, правильной организацией подготовки домашних заданий, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление и совершенствование.
       На уроке самостоятельная работа учащихся является только элементом на том или другом его этапе, при подготовке домашних заданий — это главный вид деятельности. Его необходимо правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки самостоятельности в учебной работе. Домашние задания не должны дублировать того, что происходило на уроке. Это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Таким образом, домашняя работа — не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.
Ценность домашних заданий состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый в условиях урока (наблюдения длительного характера за ростом растений, изменениями в природе по временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное время. Урок и самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом. Важно, чтобы при выполнении домашних заданий были разграничены функции учителя и воспитателя.
        Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовления уроков дома. Педагог учитывает индивидуальные особенности детей, придает домашней работе творческий характер, включая в содержание заданий решение задач, составление задач и примеров, чтение дополнительной литературы, выполнение заданий с использованием словаря и т. д. В функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит:
• Формирование познавательной учебной деятельности детей;
• обучение навыкам самостоятельной работы;
• привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи;
• обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми детьми.
      Чтобы, успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, содержание программ учебных предметов и требования, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся.
       Единство требований, с которыми подходят к учащимся при подготовке домашних заданий учитель и воспитатель, предполагает постоянный контакт между ними. Основной формой связи в их работе является взаимное посещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготовки помогает учителю проверить степень усвоения учебного
материала учащимися при самостоятельной работе. Посещение уроков дает возможность воспитателю вникнуть в методику работы учителя, выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы в процессе подготовки уроков уделять им больше времени.
Группа продленного дня зачастую рассматривается как дело второстепенное. Но надо учитывать, что работа в группах продленного дня является органической частью всей системы учебно-воспитательного процесса школы. Группы продленного дня являются действенным средством помощи родителям в выполнении домашних заданий, воспитании детей, способствуют предупреждению безнадзорности и правонарушений детей. Особое внимание уделяется вовлечению в группы продленного дня учащихся семей, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии.

Важная задача школы, учителя и воспитателя – научить детей учиться, дать им глубокие, прочные знания, привить навыки самостоятельной работы.

В группе продленного дня эта задача решается в специальное время, которое отводится на самоподготовку учащихся. Организация этого важного, режимного момента – одна из самых ответственных и сложных частей многогранной работы воспитателя. В процессе приготовления домашних заданий учащиеся повторяют и закрепляют изученный на уроках материал, учатся применять полученные знания на практике, развивают и совершенствуют навыки самостоятельного учебного труда: умение работать с учебником, справочниками, различными пособиями.

В процессе учебной работы формируются такие необходимые в их жизни качества, как упорство, настойчивость, инициатива. И конечно же, воспитание у детей умения организовать свой умственный труд, является основой развития их интереса к учению.

Согласно Уставу средней общеобразовательной школы на приготовление домашних заданий нужно для 1-го класса – до 1 часа, для 2–3-х классов – до 1,5 часов, для 4-х классов – до 2 часов.

Готовить домашнее задание нужно в одно и тоже время, после обеда и пребывания на свежем воздухе. Очень важно, чтобы учащиеся приступали к работе бодрыми, уравновешенными, отдохнувшими. Поэтому в конце прогулки опытный воспитатель, чтобы снять возбуждение проводить игры малой подвижности, а в групповой комнате следит за тем, чтобы дети не бегали и не кричали.

Приготовление домашних заданий начинается в спокойной, деловой обстановке, соблюдается тишина. Все замечания воспитатель должен делать тихо, обращаясь не ко всей группе, а к каждому ученику в отдельности.

Во время самоподготовки устраиваются перерывы для отдыха детей, не редко, по аналогии с уроками, 10-ти минутные перерывы следуют за 40-а минутными занятиями.

Экспериментальные исследования показывают, что после таких перерывов у младших школьников резко снижается работоспособность. Поэтому лучше предоставлять возможность детям устраивать произвольные перерывы после завершения определенного этапа работы. У некоторых учащихся утомляемость наступает быстрее и таким детям воспитатель сам рекомендует отдохнуть.

Опытные воспитатели стараются приучить детей более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку : быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное на дом.

Не все учащиеся одинаково подготовлены к самостоятельной работе. Одни думают быстрее, другие медленнее, у одних учащихся развита зрительная память, а у других – слуховая, одни добросовестно и самостоятельно выполняют домашнее задание, других приходится контролировать, направлять и оказывать индивидуальную помощь.

Для того чтобы дети умели более разумно и правильно организовывать свой учебный труд, воспитателю важно помочь убедиться, что приготовление каждого задания требует выработки навыков и выполнения необходимых действий в определенной последовательности.

При подготовке устных заданий рекомендую детям следующий примерный план действий:

  • Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику, что не понял, прочти два-три раза.
  • Подумай, что в прочитанном главное, составь план рассказа.
  • Используй вопросы, которые помещены после рассказа.
  • При чтении учебника природоведения пользуйся картами и иллюстрациями.

При подготовке письменных заданий предлагается детям следующий порядок действий:

  • Прежде чем приступить к выполнению задания, исправь ошибки в своих предыдущих работах.
  • Повтори по учебнику правила, с которым связано выполнение упражнения.
  • Выполняя письменные задания, проверяй каждое предложение.
  • Ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше, с разрешения воспитателя, переписать её заново.

Таким образом, воспитателю нужно организовать самоподготовку так, чтобы учащиеся внимательно проверяли себя и старались самостоятельно исправить допущенные ошибки.

Важным условием, обеспечивающим успешную организацию самоподготовки, является согласованность в действиях учителя и воспитателя. Требования, предъявляемые школьникам, воспитателем и учителем должны быть едины. Для этого воспитатель должен бывать на уроках в классе, а учитель на занятиях по самоподготовке в группе продленного дня.

Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, но и ведение общего дневника. Из дневника воспитатель узнает какое задание было задано, на кого нужно обратить особое внимание. Воспитатель записывает в дневнике, как подготовились учащиеся по каждому учебному предмету. Такая связь дает возможность лучше учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Важно установить и степень помощи воспитателя в выполнении учащимися домашних заданий. Как определить разумные ее пределы, не допуская излишней опеке? Ведь не редко группы продленного дня упрекают в том, что они лишают учеников самостоятельности, тормозят у них чувство ответственности. Другая часть воспитателей считает, что ошибки легче предупредить, чем работать над ними после того как у ученика сложились уже определенные ассоциации при неправильном выполнении задания. Другие считают, что выполнение заданий должны быть приближены к домашним условиям учеников.

Вывод один: без знания индивидуальных особенностей, способностей, возможностей каждого ученика и учета этих особенностей невозможно продвижение каждого ученика в процессе обучения.

Пребывание ребенка в группе продленного дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье. Ребенок постоянно находится в зоне педагогического влияния.


Памятки ученику


Для приготовления устных заданий

1.Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику. То, что не понятно, прочти 2 или 3 раза.

2.Продумай, что в прочитанном – главное. Составь план рассказа.

3.При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Используй вопросы в конце каждого параграфа учебника.

4.При чтении учебника пользуйся иллюстрациями (географическими картами). Каждое новое для тебя название нужно постараться найти в словаре и запомнить.


Для приготовления письменных заданий

1.Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно исправить ошибки в предыдущих работах.

2.Повтори по учебнику правило, с которым связано выполнение задания.

3.Выполни письменное задание. Проверь каждое слово и предложение.

4.Замеченные ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше переписать ее заново.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"...

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.«Технологии  художественно-эстетического образования как средства социализации школьников в условиях полик...

Тематическое планирование заседаний методического объединения учителей начальных классов

Подробное тематическое планирование в помощь председателям методических объединений учителей начальных классов....

протоколы заседаний методического объединения воспитателей и классных руководителей школы - интерната на 2012 -2013 уч. год

Протоколы заседаний методического объединения воспитателей и классных руководителей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната на 2012-2013 уч. год...

"Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности" (доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Ка...

Мастер-класс «Использование учителем альтернативных электронных ресурсов как основа для разработки авторских методических материалов ИКТ» (заседание методического объединения учителей)

Использование учителем альтернативных электронных ресурсов как основа для разработки авторских методических материалов ИКТ  было представлено как часть заседания методического объединения учителе...