"Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"
материал
Предварительный просмотр:
Доклад на МО по теме:
«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Подготовила:
Учитель начальных классов МКОУ «Борисоглебская средняя школа» Акатова А.А.
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случая
сделать его немного занимательным».
Б. Паскаль
Латинское слово activus переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса. Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала.
Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.
Существуют разные толкования понятия познавательной активности учащихся. Б.П.Есипов считает, что «познавательная активность - это сознательное, целенаправленное выполнение умственной и физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. П.М.Лебедев указывает, что познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности. Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка?
Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. С древнейших времён педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставят задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности.
Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умении учиться. В современной школе учитель должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей к изучению материала, их желание узнать что-то новое.
Учёба обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Степень активности школьников является реакцией, методы, и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Значительным вкладом в педагогическую науку являются исследования В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина. Они выявили возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Т. И. Шамова различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия.
Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
При организации воспроизводящей деятельности учитель пользуется объяснительно-иллюстративными методами преподавания, что и обеспечивает воспроизводящую активность учащихся (работа с дидактическими средствами обучения, с печатным материалом).
Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. Сущность деятельности педагога связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности ученика.
Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Педагогическим средством, позволяющим развить творческую активность, является организация исследовательской деятельности учащихся.
Активизировать познавательную активность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работ: и дифференцированный подход в обучении, и самостоятельную работу на уроке, проблемные и игровые ситуации, поощрения, эмоциональное воздействие, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Познавательная активность развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует познавательные возможности учащихся; вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию нравственных, эстетических качеств учащихся. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.
Для начальной школы ещё не столь существенно, в каком режиме работает учитель – в традиционном или личностно-развивающем, хочет ли он «оживить» передачу знаний для запоминания или пробудить культурные ценности и смыслы знаний. Важно то, что все учителя хотят, чтобы их уроки запомнились, и пытаются использовать нетрадиционные формы и методы обучения.
Для активизации работы учащихся на уроке учителю необходимо использовать различные формы обучения. Это могут быть: нетрадиционные формы уроков; коллективные формы обучения; самостоятельная работа учащихся.
Нетрадиционные формы обучения
Работая в школе, приходится много думать, искать, составлять, творить. В результате рождаются уроки-игры, уроки - путешествия, уроки - состязания, уроки – сказки, КВН и другие. Эти уроки время от времени повторяются, успешно используются при изучении других тем в следующих классах. Детям они не надоедают. Наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые.
Главная цель моей работы с детьми – научить их мыслить. В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю учащихся на то, чтобы найти большее количество вариантов анализа. Тем самым повышается интерес, орфографическая зоркость, любознательность, развивается потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Давно установлено, что отдельные упражнения из занимательной материала, игры доставляют детям удовольствие.
Коллективные формы обучения
На протяжении многих десятилетий учителя – как в нашей стране, так и за рубежом – делали попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу.
Освоение коллективной работы начинается учащимися с первого класса. Их необходимо учить работать в постоянных парах.
Коллективный способ обучения способствует формированию умения, учиться, которое даст возможность учащемуся совершенствовать себя на протяжении всей жизни. Коллективные формы работы хорошо себя проявляют при закреплении изученной темы или отработки вычислительных навыков. Во время коллективной работы ученики свободно общаются, доказывают друг другу свою точку зрения.
После каждой отработанной темы проводится контрольная работа. Пользуясь такими формами работы, я добиваюсь того, что каждый ученик успевает в учёбе. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся.
Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках с помощью самостоятельной работы.
Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приёмом активизации мыслительной деятельности. В педагогической литературе указывается, что учителя-мастера, которые придают большое значение самостоятельной работе на всех этапах овладения знаниями, в среднем отводят на уроке на самостоятельную работу в 2—3 раза больше времени, чем это обычно принято. Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «самостоятельность головы учащихся составляет единственно прочное основание всякого плодотворного учения.
Индивидуальная самостоятельная работа должна учитывать индивидуальные особенности ученика: темп его работы, способность к предмету. Обычно такие работы выполняют в классе сильные ученики. Иногда учитель сразу предлагает таким ученикам карточки с содержанием индивидуальной самостоятельной работы. Можно наблюдать и другую противоположность. Учитывая индивидуальные особенности, учитель предлагает карточки с заданием слабым ученикам или ученикам, у которых, по его мнению, есть пробелы в знаниях, а всему классу дает общее задание.
Самостоятельная работа как средство активизации учения рассматривалась в работах Л.П.Аристовой, Б.П.Есипова, М.И.Махмутова и других авторов.
Любому учителю хотелось бы, чтобы их ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого задания (даже нестандартного), владели умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо и при решении задач повышенной трудности. И преодолевать эти трудности, надо не дополнительными занятиями после основных уроков, которые утомляют и приносят не столько пользу, сколько вред здоровью, а с помощью введения в урок занимательных заданий.
В то же время использование занимательных заданий и упражнений на уроках математики не должно становиться самоцелью, а всего лишь быть средством для развития познавательной активности на уроках математики.
Активизация познавательной деятельности способствует раскрытию потенциальных сил возможностей ученика, пробуждает интерес к математике, формирует стремление больше знать, открывает в уже известном новые стороны. Познавательная деятельность учащихся представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Применение различных приёмов проведения урока, использование элементов игр, соревнований делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность. И добиваются порой самых высоких для себя результатов.
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания». Систематическое использование методических приёмов активизации познавательной деятельности при обучении младших школьников математике повышает успеваемость учащихся и интерес к предмету.
Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. Занимательный материал дополняет традиционные формы обучения и является связующим звеном при обучении математике младших школьников, а также имеет локальное воздействие не только на развитие умственной зоны, но и на развитие внимания, сообразительности, воображения и творческого начала. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Список литературы
1.Акимова М., Козлова В. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М., 1992.
2.Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М., «Высшая школа», 1990.
3.Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математики в начальных классах. – М., 1996.
4.Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математике в начальных классах. – М.,
5 .Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., Просвещение, 1985.
6.Бородина В.А., Мухина Н.А. Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего школьника.// Начальная школа
7. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике. Учебно-методический комплект. Издательство «Экзамен», 2008.
8.Виноградова М.Б., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М., 1977.
9.Волкова С.И., Столярова Н.К. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. // Начальная школа.
10.Волошкина М.И. активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. // Начальная школа
11.Воронова А.Т. Активизация учащихся при закреплении вычислительных навыков.//Начальная школа
12.Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе / Е. Е.
13 .Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. М., 1985.
14. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...
"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"
Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...
Использование интерактивных форм и методов обучения, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Автор: Ульянова О.Н. учитель МБОУ БСОШ № 5
Использование интерактивных форм и методов обучения в ОУ....
Доклад по теме: « Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Доклад по теме "Активизвция познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.Развитие активно...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, т.к. учение – ведущий ви...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.Л.Г. Петерсон Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качес...