Современный урок в условиях реализации ФГОС
статья (4 класс)
Учитель живет до тех пор, пока учится;
как только он перестает учиться,
в нём умирает учитель.
К.Д.Ушинский.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт), урок претерпевает кардинальные изменения. Учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам. Задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).
Современный урок как раз является тем уроком, на котором развивается потенциал самих учащихся, побуждая их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современный урок в условиях реализации ФГОС
Учитель начальных классов Федулова Г.Н.
Учитель живет до тех пор, пока учится;
как только он перестает учиться,
в нём умирает учитель.
К.Д.Ушинский.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт), урок претерпевает кардинальные изменения. Учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам. Задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).
Современный урок как раз является тем уроком, на котором развивается потенциал самих учащихся, побуждая их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время сбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
На уроке необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы;
- требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Рекомендации для учителей в рамках ФГОС
Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы, которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально эффективным:
- При планировании урока необходимо тщательно продумывать цели, которые во время занятий должны держаться в поле зрения. Каждый этап должен начинаться с целевых установок, а завершаться подведением кратких итогов.
- Достичь максимальной плотности занятий можно только за счет дифференциации и индивидуального подхода к обучению.
- Необходимо уделять большое внимание развитию общеучебных умений и навыков.
- Проводя в начальной школе урок чтения, ФГОС рекомендуют выполнять глубокую работу с текстами, опираясь на максимально возможное число каналов получения информации. Если ребенок не понимает текст, плохо читает, то в старших классах ему придется трудно.
- Необходимо учить детей ставить вопросы к тексту.
- Современный учитель не должен быть единоправным оратором на уроке, необходимо как можно чаще привлекать ребят в качестве консультантов, помощников, экспертов.
- Необходимо практиковать творческие задания, которые следует давать заранее.
- Эффективно использовать на занятиях различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую.
- Готовясь к уроку, необходимо продумывать дифференцированные домашние задания с учетом возможностей школьников.
- Дети любят, когда учитель не выступает полноправным хозяином положения, а вместе с ними идет к цели, радуется их победам и огорчается поражениям. Настоящий педагог должен стать членом команды, а не ее командиром.
- На всем протяжении занятий педагог должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, для этого проводятся динамические паузы, разрешается при некоторых видах работы стоять или ходить по классу.
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д.Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся
Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя целиком своей работе.
Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной личности. И более важным является привить ребятам умение учиться, находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти
2.ФГОС НОО как инструмент обеспечения нового качества образования в начальной школе
Принятие, введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) оказало влияние на все компоненты образовательного процесса в начальной школе - от целеполагания, определения содержания образования, выбора методов, средств, форм обучения до контрольно-оценочной деятельности и оценки качества образования в начальной школе.
Рассмотрим влияние ФГОС НОО на понимание основных дидактических категорий более подробно.
Цель образования
В качестве основного целевого ориентира ФГОС выступает установка на создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В соответствии с этим реализация целевых установок ФГОС НОО возможна, если при построении урока использован системно - деятельностный подход (наличие мотивационного, операционального и рефлексивно-оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий); деятельности обучающихся на уроке направлена на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
Содержание образования
Реализация ФГОС НОО предполагает изменения дидактических функций одного и того же учебного материала:
- если содержание образования рассматривается как передаваемые ученику знания, умения и навыки (далее-ЗУН), то главным результатом обучения является усвоение ЗУНов;
- если основным в процессе обучения становится внутреннее образовательное приращение и развитие ученика, формирование у него способов действий, то главным результатом обучения является создание учеником собственного содержания образования.
Традиционный подход к понимаю содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта человечества (опыта познавательной деятельности (знания), опыта репродуктивной деятельности (умения и навыки), опыта творческой деятельности (решение познавательных задач и проблемных ситуаций) не противоречит ФГОС. Однако новым является то, что данные компоненты образования включают не только содержание учебных предметов и предметных областей, но и метапредметные умения.
Сравнение предметного (математического) и метапредметного умения
Компоненты содержания образования | Умение складывать трехзначные числа Предметные умения | Умение составлять план текста Метапредметное умение |
Опыт познавательной деятельности | Знаю правило (алгоритм) сложения трехзначных чисел | Знаю, что такое план, алгоритм составления плана текста |
Опыт репродуктивной деятельности | Умею складывать трехзначные числа по алгоритму | Умею составлять план текста, пользуясь алгоритмом |
Опыт творческой деятельности | Могу применять алгоритм при сложении «новых» для меня чисел, например пятизначных чисел; могу сложить трехзначные числа удобным способом | Могу составить план художественного текста, план решения задачи; могу составить план своих действий на уроке |
Опят осуществления эмоционально-ценностных отношений | Могу применять умение складывать трехзначные числа в личностно-значимой практической ситуации, для решения проблемы | Могу применять умение составлять план в личностно - значимой практической ситуации, для решения проблемы |
Данный подход к содержанию начального общего образования нашёл отражение в Стандарте в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», где предлагается рассматривать три группы планируемых результатов:
- личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметные - освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметные - освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Еще одной инновацией ФГОС ООН, оказывающей влияние на понимание содержания начального общего образования и оценку планируемых результатов, стало выделение в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе следующих уровней описания:
- Цели-ориентиры, определяющие ведущие установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы.
- Цели, характеризирующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Формулировка к каждому разделу учебной программы «Выпускник научится».
- Цели, характеризирующие систему учебных действий в отношении ЗУНов, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Формулировка к каждому разделу учебной программы - «Выпускник получит возможность научиться».
Оценка достижения планируемых результатов
Оценка достижения планируемых результатов рассматривается как инструментальное ядро ФГОС НОО. Она выполняет функцию обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов междисциплинарных программ (прежде всего программы формирования универсальных учебных действий; подпрограммы формирования ИКТ - компетентности, подпрограммы «Чтение и работа с информацией), учебных программ по предмету.
3.Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС
Структура урока в технологии системно - деятельностного подхода
1.Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты (у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность);
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации:
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин
- Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин
• Способы: диалог, групповая или парная работа.
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
• Выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут
• Способы: фронтальная работа, работа в парах.
•Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
• Выполняется письменно.
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
• 7-8 минут
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
4. Типология уроков в начальной школе
Главная методическая цель урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников, но при этом урок можно построить по-разному - структурных вариантов в теории и практике существует множество. Важно, чтобы учитель легко ориентировался в типологии уроков, умел определять связь формы и содержания и квалифицированно применял наиболее подходящие типы урока к каждой конкретной теме и детской аудитории. При этом во всех типах урока должны быть реализованы принципы деятельностного подхода к обучению младших школьников.
Существует несколько оснований для классификации уроков. Наиболее удобны для использования классификация уроков по дидактической цели и классификация по форме проведения.
Типология уроков
Классификация 1 Традиционный подход | Классификация 2 (По Л.Г.Петерсон) |
Урок изучения нового материала | Урок «открытия» нового знания |
Урок совершенствования знаний, умений, навыков | Урок рефлексии |
Урок обобщения и систематизации изученного материала | |
Урок контроля, учета и оценки знаний, умений, навыков | Урок развивающего контроля |
Урок построения системы знаний |
Как видно из таблицы, основные различия заключаются в используемой терминологии, например, слово «изучение» заменено на «открытие». Однако важно, чтобы при этом учитель понимал и проектировал в уроке выбранного типа деятельность по решению необходимых дидактических задач.
Так как второй подход к выделению типов уроков наиболее точно расставляет смысловые акценты в уроке, остановимся более подробно на его характеристике (автор типологизации Л.Г.Петерсон).
Урок «открытия» нового знания для многих учителей ассоциируется с объяснением нового материала. На первый взгляд, это очень простой урок, подготовка к которому занимается только учитель. Суть такого урока состоит в организации первичного предъявления материала учителем и восприятии его учащимися. К такому типу относятся уроки, выполняющие следующие дидактические функции:
- Первичное введение учащихся в новую тему, проблему, вопрос.
- Организация поисковой работы учащихся по выявлению источников информации о предмете познания.
- Непосредственное проведение учебного исследования.
- Прямая передача новых знаний учащимся.
- Определение контуров новой изучаемой темы, ее обобщенное предъявление.
- Объяснение источников и методов самостоятельной работы с ними.
- Объяснение домашнего задания поискового характера.
На одном уроке этого типа могут решаться самые разные методические задачи постановочного, инструктивного, разъяснительного, иллюстративного, проблемного, поискового характера. Главное в таком уроке - это создание учителем условий, благоприятствующих развертыванию и развитию познавательного процесса на новом материала; стимулирование его активного восприятия учениками; организация поиска, приобретения, усвоения, освоение нового учебного материала, овладение им.
Выделенное отличает данный урок от привычного многим учителям «объяснения нового материала».
Особую роль на таких уроках играет продуманная структура. Если учитель знает и понимает своих учащихся, их учебные познавательные возможности, он будет учитывать особенности детей при построении урока. Такой смысл ставит проблемный вопрос и через его решение осваивать новый материал, если дети не владеют анализом и синтезом, если не научены предвидеть и использовать догадку? Также нельзя прямо на уроке проводить учебное исследование, если дети не научились еще работать с источниками, собирать и систематизировать информацию.
Однако именно владение школьниками универсальными способами учения и является главной особенностью современного урока. Владениями такого рода умениями позволяет ученику брать себя ряд функций учителя и осуществлять самоцелеполагание, самопланирование, самоконтроль, самооценку, самокорректировку и т.д. Собственно, в этом и этом и состоит переход деятельности учителя в деятельность ученика - в передаче функций, которые изначально может выполнять только он сам.
На уроке «открытия» нового знания используется как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения; дискуссия; разнообразные источники знаний. При этом применимы формы работы: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная.
При построении данного урока важно, чтобы форма проведения урока в целом и форма работы на уроке были обусловлены содержанием и целевыми ориентирами. Необходимо выбрать те формы обучения, которые могут обеспечить максимальный эффект и будут соответствовать возможностям учащихся на момент проведения урока.
Формы проведения урока «открытия» нового знания:
- Урок-путешествие
- Урок-экспедиция
- Урок-исследование
- Урок-инсценировка
- Урок-дискуссия
- Урок-экскурсия
- Мультимедия-урок
- Проблемный урок
Урок рефлексии предполагает деятельность учащихся по совершенствованию системы ЗУНов. Основным отличием данного урока от более привычного типа урока закрепления и обобщения ЗУНов является ориентация на индивидуализацию и дифференциацию обучения, на построении индивидуальных образовательных маршрутов на уроке, на решение учащимися собственных учебных задач.
Деятельностная цель данного урока - формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы.
Содержательная цель - закрепление и, при необходимости, коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
Дети на этом уроке не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедится в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.
Отметим, что урок рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя, является наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей.
Возможные формы проведения уроков рефлексии в начальной школе:
- Дискуссия
- Игра
- Театрализованный урок
- Урок-консультация
- Урок беседа
- Урок - самостоятельной работы с самопроверкой
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагает написание проверочной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методики подготовки и проведения данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении проверочной работы акцент делается прежде всего на согласовании критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставление в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемы на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в 2 этапа:
- Написание учащимися контрольных работ и ее критериальное оценивание
- Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок
Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся (это время не должно превышать 1-2 дней).
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, педагогических контроль.
- Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
- При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и через рефлексивный анализ допущенных ошибок.
- Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе раннее установленных критериев и через рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Данные уроки по цели проведения напоминают традиционный вариант «контрольная работа-работа над ошибками». При этом можно выделить ряд существенных различий:
- На уроках развивающего контроля доминирует «контроль для ученика» (традиционно «контроль для учителя»).
- Важной составляющей подобных уроков является мотивация учащихся к данному виду деятельности: предварительное оценивание (прогнозирование результатов), соотнесение результатов контроля с предполагаемыми; самостоятельные выводы по результатам контроля.
- Работа над ошибками на таком уроке строится по индивидуальному маршруту для каждого ученика и для группы учащихся.
- Ученик не боится ошибаться, так как анализ допущенных ошибок позволяет ликвидировать пробелы, допущенные при изучении.
Возможные формы проведения уроков развивающего контроля в начальной школе:
- Урок - зачет
- Викторина
- Конкурс
- Смотр знаний
- Защита творческих работ, проектов
- Творческий отчет
- Контрольная работа
- Тестирование
Урок построения системы знаний направлен на формирование у учащихся способностей к деятельности, направленной на структурирование и систематизацию изученного предметного содержания, но формирование способности учащихся использовать новые приемы действий с изученными понятиями и алгоритмами.
Данные уроки призваны формировать у учащихся представления, во-первых, о методах (логических приемах, мыслительных операциях), при помощи которых изучаемые понятия выстраиваются в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках учащиеся учатся понимать и использовать методы учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета во внеурочной деятельности, на классных часах, внеклассных мероприятиях или на других специально отведенных для этого урока.
Примером такого урока может послужить курс «Мир деятельности» (автор Л.Г.Петерсон) или курс «Я-исследователь» (автор А.Савенко).
В начальной школе широкое распространение получил так же урок комбинированного типа, который характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными сочетаниями определяются разновидности комбинированных уроков.
Для построения уроков в рамках ФГОС НОО важно определиться в критериях результативности урока вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически учит детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Выбор форм и методов обучения обусловлен дидактическими задачами урока.
- Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму, учит детей работать по правилам и творчески.
- Учитель владеет технологией диалога, учит ставить и адресовать вопросы.
- На уроке ставятся задачи и обозначаются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель поощряет, поддерживает минимальные успехи, стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
5. Алгоритм деятельности учителя при проектировании урока
1.Определить место темы урока в рабочей программе: что было «до», что будет «после», проработать страницы учебника, рабочей тетради, материалы электронного приложения.
2.Выделить информационную составляющую (записать для себя определения) и соотнести с опытом ребёнка (преемственность программ, личные впечатления, уровень класса). Определить, какие новые знания и умения будут являться приращением урока. Определить обязательный минимум содержания (страницы учебника, задания в рабочих тетрадях).
3.Определить возможные способы работы учащихся с учебным материалом и технологическую ёмкость материала (сколько способов обработки материала можно предложить ребёнку).
4.Определить цель, задачи, планируемые результаты урока (предметные, метапредметные, личностные). При определении планируемых результатов следует отбирать лишь те, которые являются «приращением» именно данного урока. Ещё одним критерием отбора планируемых результатов может стать «измеряемость» их достижений после проведения урока. При определении планируемых результатов урока следует обратиться к рабочей программе по данному учебному предмету.
5.В зависимости от задач и планируемых результатов урока подобрать задания и учебный материал для различных этапов урока (собрать конструктор урока), ориентируясь на виды деятельности учащихся, соответствующие планируемым результатам.
6. Определить систему вопросов, которые будут использоваться на этапе рефлексии. Предметов рефлексии являются не только предметные знания и умения, но и метапредметные и личностные результаты.
7.Спланировать оценочную деятельность в течение урока (как учителя, так и учащихся). Продумать форму оценочной деятельности детей в конце урока.
8.Подобрать задания для домашней работы (если это необходимо): в качестве обязательных для выполнения – задания базового уровня, в качестве дополнительных, по «желанию», - задания творческого, поискового характера.
9. Определить, какие дополнительные дидактические материалы могут быть использованы на уроке (если это необходимо): презентация, материалы электронного приложения, модели, наглядные пособия, видеоролики и т.д. Ответить себе на вопрос: как эти материалы помогут деятельность учащихся на уроке.
10. Определить возможные проблемы зоны урока, продумать вариативность своей деятельности на уроке и деятельности учащихся.
- Целеполагание в уроке
(мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, постановка учебной задачи)
Начало и конец урока характеризуют качество урока. Через определённым образом построенное начало и завершение занятия можно управлять познавательным процессом учащихся и можно выстраивать отношения детей с учителем, с предметом, со школой.
Говоря о роли начала урока в повышении его качества, С.Т.Шацкий писал: «Вот если учитель вошёл в класс и на его лице написана нерешительность, неопределённость, эта нерешительность и неопределённость передаются и ученикам: им чрезвычайно трудно войти в деловое, рабочее настроение, они приучаются к такому способу работы, и в дальнейшем каждому учителю приходится встречаться с целой массой таких нерабочих настроений.
В приведённом высказывании подчёркивается мысль, что начало урока, состояние учителя в эту минуту сильно влияют на качество урока, на учебный настрой учеников и на способы их работы. Эту проблему хорошо видели и чувствовали педагоги более позднего периода. Традиционно начало урока выделяют в отдельный и специальный структурный компонент. Предполагается, что без предварительной организации класса решает две важные задачи:
1)обеспечение нормальной внешней обстановки для работы;
2)психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.
«Начало» способно выполнять массу функций по отношению к уроку в его основной части:
- адаптировать учащихся к новым учебным условиям;
- снять напряжение и страх в ожидании контроля;
- мобилизовать учебные возможности учащихся;
- перевести внимание учащихся с одного предмета познания на другой;
- представить учащимся проект всего урока, его модель и вовлечь их в процесс проектирования урока;
- формировать стиль урока, способствовать созданию познавательной атмосферы учебной деятельности;
- «задать» настроение, отношение и мотивацию учения;
- дисциплинировать учащихся и организовывать их;
- сплотить учащихся в решении познавательных задач, придать их коллективным усилиям целеустремлённость и целостность.
Системообразующим компонентом учебной деятельности является мотивация. Причём мотивация именно к учебной деятельности, а не к получению отметки, похвалы учителя, не к «развлечению» на уроке, не к тому, чтобы «выглядеть на уроке лучше других» и т.п.
Основной целью мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Урок достигает цели, если содержит задания и материалы, которые могут вызвать изумление и восторг учеников. Это может быть интересный факт, удивительное открытие, познавательный опыт, нестандартный подход к уже существующим и кажущимся обычными ситуациями. Грамотное проектирование процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивация к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («мне не надо»);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- устанавливаются тематические рамки («могу»).
Для мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке можно использовать потенциал содержания учебного предмета («мне интересно», «я хочу проверить – я удивлён»); актуальность способов деятельности, которые будут изучаться на уроке («мне это нужно, а я не умею»); постановку вопросов, имеющих личностное или практическое значение для учащегося («я хочу разобраться – мне это пригодится для...»); создание ситуации успеха («у меня получается»).
Ещё одним фактором, оказывающим значительное влияние на мотивацию ученика к учебной деятельности на уроке, является «небоязнь» ученика ошибиться, не получить быстро правильный результат, дать «глупый» ответ на вопрос – состояние, когда он чувствует себя полноправным участником учебного процесса.
Постановка учеником учебной задачи невозможна без определения границ собственного «знания-незнания». Этот этап призван актуализировать у учащихся те знания, умения и способы деятельности, которые будут использованы для «открытия» нового знания, выполнения самостоятельной или проверочной работы.
Целью этапа актуализации является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).
Часто на этапе актуализации ученикам предлагается попытаться самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке, с целью фиксации возникшего затруднения или его обоснования.
При постановке учебной задачи на уроке учащиеся опираются на выявленные ранее противоречия, затруднения, «дефицит» знаний и умений.
Требования к постановке учебной задачи:
- учебная задача должна ориентировать школьников на поиск нового способа действия;
- учебная задача должна мотивировать познавательную деятельность;
- в процессе её решения учащиеся должны осознать необходимость и рациональность нового знания.
Неверно отождествлять постановку учебной задачи урока с определение его темы, наивно полагать, что ученики начальных классов способны абсолютно самостоятельно сформулировать учебную задачу урока. Этой деятельностью управляет учитель, и по мере приобретения опыта учебной деятельности степень самостоятельности учащихся в определении учебной задачи урока увеличивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях реализации ФГОС
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтоб...
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической нап...
Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС (начальная школа)
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры....
Современный урок в условиях реализации ФГОС
Презентация "Современный урок в условиях реализации ФГОС" помогла познакомить коллег на педсоветес нововведением...
Доклад на тему: «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему: «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»...