Читательская грамотность
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Материал содержит информацию о том, какие задания использовать для диагностики читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx272.95 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы проверить, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом, проведите диагностику. В рекомендации – задания, которые помогут диагностировать читательскую грамотность и чему учить детей, чтобы повысить читательскую грамотность.

Какие задания использовать для диагностики

Используйте задания, которые разработали специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой. Материалы помогут вам оценить сформированность читательской грамотности у обучающихся 4-х классов. Разработчики заданий ориентировались на международное исследование PIRLS.

В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Оценки за диагностическую работу не выставляют, делают качественную, уровневую оценку.

Уровни читательской грамотности четвероклассника

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-2540140/

Изучить

В приложении задания, которые вызвали трудности у четвероклассников. К каждому заданию даны комментарии: сколько обучающихся (в процентах) не выполнили его, каковы основные причины затруднений, о каких дефицитах в образовательной деятельности они говорят.

Приложение. Задания с комментариями

Задания с комментариями по 1-ой группе

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-2540141/

Скачать

Задания с комментариями по 2-ой группе

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-2540142/

Скачать

Задания с комментариями по 3-ой группе

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-2540143/

Скачать

Чему учить детей, чтобы повысить читательскую грамотность

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

К сведению

Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.

В Красноярском крае в течение трех последних лет удалось улучшить показатели третьей группы заданий, которые традиционно наиболее сложны для большинства учеников.

Обсудите с учителями на методическом семинаре задания, которые вызвали сложности, и модель оценки. Спланируйте работу, которая связана с оценкой читательской грамотности обучающихся. Например, предложите учителям включить задания, которые вызвали трудности у четвероклассников, в фонд оценочных средств.


«Как диагностировать читательскую грамотность младших школьников». Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее:
https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40261/dfasfhcm1p/?of=copy-ae7b1a7f29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/

Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...