Система оценивания в условиях реализации ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Структура оценки. Методы и формы оценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_v_usloviyah_realizatsii_fgos_2.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания в условиях реализации ФГОС
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.
Школа, ориентированная лишь на передачу готовых знаний, умений и навыков, уходит в прошлое. Задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова»
Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственнонно, система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке. В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)
Соответственно, и оценивание происходит в соответствии с результатами образования.
С действием контроля и самооценки учеников знакомлю буквально с первых уроков. Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов?
Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.
1.Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трѐх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.
-красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,
- жѐлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,
- зелѐный — благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь.
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
2. Светофор, другой вариант той же методики, даѐт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трѐх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жѐлтую или зелѐную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока (1-2 класс).
3. «Смайлики»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то поднимай лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.
4. «Солнышко и туча»
«Солнышко улыбается» - Я РАБОТАЛ ОТЛИЧНО.
«Солнышко серьезное» - Я СТАРАЛСЯ.
«Тяжелые тучи» - Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.
Такая оценка позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного).
Для первоклассников разработала печати с этими символами. Дети с удовольствием выбирают их и оценивают свою работу.
5. «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. (диагностическая методика)
6. Линеечки, пятиуровневая шкала
После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы (в классе на стенде висит образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещѐ один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.
Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.
7. Методика «Радуга»
Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на уроках по обобщению и систематизации знаний.
8.Методика «Древо творчества».
Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист –ничего не получилось, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия, например урок русского языка, тема «Однокоренные слова».
9. Методика «Мы – вместе». «Оценочный лист»
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.
С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников может использоваться методика Н.Г. Лускановой .
10. «Лесенка»
Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке или в начале и конце недели.
С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах.
11. «Сосед по парте»
Работу целесообразно проводить двумя способами:
1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.
2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием. Вот несколько примеров использования методик развития самооценки у учеников на моих уроках. Следует отметить, что после первого года обучения уже наблюдаются положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:
- осознанное восприятие учащимися учебного материала,
- понимание границ своих знаний;
- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;
- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;
-умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я»;
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.
Разработала и внедряю систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика. Проводим мини-обзор в конце урока, курса, темы. Заполняем таблицы показателей правильности выполнения заданий, листы индивидуальных достижений, оценочные листы, составляем недельные отчёты.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, литературе, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся начальных классов является портфолио - «портфель достижений». В состав портфолио каждого ребёнка целесообразно включать следующие материалы:
1. Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии (письменные работы по предметам, фото, видеоматериалы, аудиозаписи, продукты собственного творчества, читательские дневники, дневники наблюдений, материалы самоанализа и рефлексии, выборка работ по проведённым мини-исследованиям и проектам)
2. Систематизированные материалы наблюдений (отдельные листы наблюдений, оценочные листы, результаты стартовой диагностики и результаты тематического и итогового тестирования, выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся)
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.
Совокупность этих материалов даёт достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление — как в целом, так и по отдельным аспектам об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
Начиная с 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
- Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
- начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. На уроках и при выполнении домашнего задания учащиеся используют для оценивания своей работы лист самооценки (возможны разные варианты):
Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома
Критерии оценки | На сколько баллов я | Оценка учителя | |||||
оцениваю свою работу | |||||||
(от 1 до 5) | |||||||
1. | готовясь к уроку дома, я поработал на … | ||||||
2. | я выучил (повторил) необходимую лексику, | ||||||
грамматику на … | |||||||
3. | я выполнил письменное задание на … | ||||||
4. | я работал со словарѐм на … | ||||||
5. | я использовал дополнительный материал на … | ||||||
6. | я подготовил устное задание на … | ||||||
7. | моѐ участие в работе на уроке можно оценить на … | ||||||
8. | моя реальная отметка за урок | ||||||
9. | какую отметку в журнал я бы сам себе поставил … | ||||||
Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат: | |||||||
1. | быть внимательнее на уроке | ||||||
2. | активнее работать на уроке | ||||||
3. | сразу просить объяснить то, что непонятно | ||||||
4. | получить консультацию учителя | ||||||
5. | воспользоваться помощью товарищей | ||||||
6. | увеличить количество времени на подготовку к уроку | ||||||
дома | |||||||
7. | другое | ||||||
Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения | |||||||
Отметка о выполнении: | Дополнение учителя | ||||||
Что делаем на уроке | «!» | - всѐ верно, | к оценке | ||||
«+» - есть ошибки, | |||||||
« –» - не справились. | |||||||
Скороговорка | |||||||
Игра «Составь слова» | |||||||
Работа с текстом. | |||||||
Вставь пропущенные слова и вспомни | |||||||
авторов произведений. | |||||||
6. | Общий итог по уроку. | ||||||
Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики
Оценка | |||||||||||
Задание | Правильность выполнения | о выполн | |||||||||
ении | |||||||||||
(!, +, –) | |||||||||||
« Посчитай» | |||||||||||
«Реши задачу» | Кр. запись | Решение | Ответ | Схема | |||||||
«Подумай и сравни» | |||||||||||
На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала
Ф.И.
Задание по русскому языку
Проверяемое | Проверочное | |||
ед.ч. или мн. ч. | уменьш. – ласкательное | Другое | ||
однокоренное | ||||
Ст…ной | ||||
Л..сичка | ||||
Л…сной | ||||
Тр…ва | ||||
Сл…ва | ||||
Оценка работы | «!» - всѐ правильно | Оценка учителя | ||
обучающегося | «+» - есть ошибки, но сам исправил | |||
«-» - не выполнил задание |
Также прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.
Лист взаимооценки выразительного чтения
Критерии чтения | Я как исполнитель | Мнение слушателя | |||
Названы автор и заглавие произведения | |||||
Передано настроение автора и героя | |||||
Голосом | выделены | ключевые слова | |||
каждой смысловой части | |||||
Соблюдены паузы внутри и в конце | |||||
высказываний | |||||
Выбран необходимый темп чтения | |||||
Текст | прочитан | с | необходимой | ||
громкостью | |||||
Удачно | нарисован | голосом словесный | |||
образ…. | |||||
Слушателям понятно то, о чѐм было | |||||
прочитано | |||||
Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.
Лист оценивания на уроке технологии
Название группы ______________________________
Фамилия и имя ___________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна). Все ли члены группы принимали участие в работе? А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания в условиях реализации ФГОС
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом....
Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования
В данном материале представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №12" по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования....
Система оценивания в условиях реализации ФГОС
Задача современной школы – это «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за свои решения, находить пути их ре...
«Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС.
Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы, каким образом привлечь детей к контрольно – оценочной деятельности.Наиболее соответствующим требованиям современ...
Система оценивания в условиях реализации ФГОС
Школа, ориентированная лишь на передачу готовых знаний, умений и навыков, уходит в прошлое. Задача современной школы – «формирование человека, совершенств...
Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Оценка и отметка. Формы оценки.Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по предметам....
Удостоверение о повышении квалификации "Работа с одарёнными детьми: Развитие и совершенствование системы работы в условиях реализации ФГОС"
Удостоверение о повышении квалификации....