Методы и приемы для формирования навыка чтения для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
статья
Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник получения информации, а также способ общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metody_i_priemy_dlya_formirovaniya_navyka_chteniya_dlya_obuchayushchihsya_s_tnr.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы для формирования навыка чтения
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник получения информации, а также способ общения. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Перечень основных понятий: навык, техника, выразительность, беглость, правильность и осознанность чтения. Чтение - это_сложный_и весьма тяжелый процесс, отнимающий у младших школьников много времени и сил. Беглое, осознанное, правильное,_ выразительное чтение и понимание прочитанного – это высокое мастерство. Но все эти навыки необходимы, чтобы в дальнейшем младший школьник получал радость и удовольствие от процесса чтения.
Благодаря посещенным урокам, чтению методической литературы мы смогли составить и использовать в своей работе с учащимися с ТНР список упражнений, направленных на формирование навыков чтения. Все виды работ мы разделили на три группы:
- упражнения для развития техники чтения;
- упражнения для формирования навыков выразительного чтения;
- упражнения для понимания смысла чтения.
Упражнения для развития техники чтения:
- упражнение «Догонялки». Педагог или хорошо читающий ученик читает текст вслух, а остальные шепотом стараются его обогнать. Затем читающему ребёнку разрешается замолчать или прочитать про себя, через несколько минут снова начать читать вслух и свериться с учащимися, кто впереди, а кто отстает;
- упражнение «Наступи на пятку» (читают в паре два ученика или педагог и класс через слово в ускоренном темпе);
- чтение в группах или парах по_одному предложению (чья пара или группа раньше закончит чтение; чтение в паре развивает умение распределять внимание и положительно сказывается на качестве чтения слабых учащихся);
- чтение в паре с линейкой (хорошо читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);
- динамическое чтение (на карточке или доске записан столбик из 6-8 слов и постепенно увеличивается количество букв в словах);
- бинарное чтение (одинаковый текст читают одновременно два ученика);
- упражнение «Буксир»:
а) педагог читает вслух, изменяя при чтении скорость; учащиеся читают вслух, чтобы успеть за педагогом;
б) педагог читает вслух, а ученики про себя; педагог останавливается, а учащиеся должны показать, где остановился педагог;
- упражнение «Ловушка» (педагог или хорошо и быстро читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; учащиеся стараются найти эту замену);
- упражнение «Голова и хвост» (педагог или ученик начинает читать предложение, учащиеся быстро находят его и дочитывают все вместе);
- круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);
- упражнение «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, учащиеся их находят);
- упражнение «Фотоглаз»:
а) на доске записан столбик слов, которые учащиеся читают определенное время; слова закрываются, учащиеся по памяти называют слова;
б) педагог показывает кадр фильма, а учащиеся должны озвучить подпись к кадру.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения:
- артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных типов;
- чтение скороговорок;
- упражнение «Окончания» (обязательно нужно четко произносить окончания слов; упражнение должно длиться не более 30 секунд);
- выделение голосом разных слов в предложении (то одного, то другого);
- упражнение «На одном дыхании» (прочитать предложение от начала до конца на глубоком вдохе);
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- чтение одного предложения с различной интонацией;
- упражнение «Эхо» (педагог произносит 1-2 строчки стихотворения, а учащиеся повторяют их с такой же интонацией);
- упражнение «Ускорение» (одно предложение нужно повторять несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса);
- разметка текста (учащиеся совместно с педагогом выполняют разметку в тексте, используя паузы, логические ударение, усиление или ослабление голоса);
- чтение под музыку (педагог подбирает подходящую мелодию к тексту и предлагает ученикам разные фрагменты мелодий, а они должны выбрать наиболее подходящую к тексту мелодию и прочитать текст под музыку);
- чтение-пение (всем классом подбирается мотив знакомой песни, и текст напевается на этот мотив);
- чтение с настроением (один учащийся читает текст, а другие должны угадать, какое у него настроение);
- упражнение «Голоса» (учащиеся читают текст и подражают детским голосам, голосам зверей, птиц...);
- чтение по ролям;
- чтение по ролям без использования слов автора;
- инсценировка прочитанного;
- дикторское чтение (текст нужно разделить на части, затем учащиеся готовятся читать каждый свою часть в роли «диктора»);
- конкурс чтецов (каждый ученик готовятся к конкурсу дома сам).
Упражнения для понимания смысла текста:
- проводится работа над словом (трудные, новые, непонятные слова зачитываются, и объясняется их значение и смысл);
- подбирается заголовок к тексту;
- текст делится на части и составляется его план;
- работа над определением типа текста;
- подбираются картинки, рисунки к тексту;
- по подобранным рисункам и картинкам определяется содержание текста;
- можно придумать фильм к тексту, разделив его на части и выполнив к каждой части рисунок и подпись. Затем соединить все рисунки вместе и пересказать текст;
- выборочное чтение (найти и зачитать из текста изображение природы, воспроизведение диалога действующих лиц...);
- проводится работа с текстом по вопросам учителя, учащихся или используются вопросы в конце текста;
- использование упражнения «Пропущенное слово», когда педагог, читая текст, специально пропускает слово, а учащиеся должны подобрать его по смыслу;
- восстановление небольшого текста из записанного и разрезанного на части текста или нескольких текстов;
- работа по распространению предложений (дополнение предложений однородными членами);
- фантограммы (это когда учащиеся фантазируют при работе с текстом):
а) в знакомом тексте педагог изменяет что-то: описание героя, погоду, место, где происходит действие, дети сами придумывают, как изменится текст;
б) дети сами придумывают продолжение сказки, повести, басни, рассказа;
- работа по составлению кроссворда к пройденному тексту;
- проведение викторин по разделу или большому тексту;
- учащиеся анализируют поведение, характеры, поступки действующих лиц в виде сочинения;
- ребята подбирают пословицы, поговорки по тематике произведения.
Все перечисленные упражнения помогают педагогу проводить интересные уроки, активизируют познавательную деятельность учеников, прививают им любовь к урокам чтения и в конечном итоге формируют навыки чтения.
Список использованной литературы:
1. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.
2. Буременко Е. А, Цукерман Г. А "Учимся читать". Изд. "Знание".
3. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006.
4. Гольдин З.Д. Фактор номер один /Учительская газета. 1993г.
5. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах. М., 1994г.
6. Литературное чтение : 1-4 кл. : программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус.яз. / сост. Максименко С.Л., Колисниченко Г.И., Гришина С.В., Ищук М.В., Присяжнюк О.В., Лазаренко Т.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.
7. Жданова Р.А. О проверке умения читать в начальной школе. Ростов-на-Дону, 1996г.
8. Журнал «Начальная школа» N 8, 2011г.
9. Федоренко Т.И. О совершенствовании техники чтения школьников. (Методика проведения зрительных и слуховых диктантов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье даются рекомендации по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...
Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи
Данная статья отом, как правильно и грамотно работать над формированием словаря и развитием лексико-грамматических сторон речи детей с ОНР III уровня.В материале раскрывается роль и функции игры...
Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи
В материале содержатся игровые задания для уроков и внеурочной деятельности....
Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи
Применение игровых приемов и игр на уроках русского языка и развития речи для детей с ТНР....
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).
Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник полу...
Совершенствование навыка чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Консультация для родителей.
Аннотация: в материале представлены приемы по совершенствованию навыка чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Игровые упражнения оказывают положительное влияние на развитие вни...
Статья Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи само-контроля при письме.
Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи самоконтроля при письме....