РП Азбука добра 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Программа кружка «Азбука добра» разработана и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа является модифицированной, разработана и составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой «Этика: азбука добра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_azbuka_dobra_2_klass.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: духовно-нравственное,
Кружок: «Азбука добра»
Начальное общее образование: 2 класс, 68 часов
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе:
авторской программы «Этика: азбука добра»,
Хомяковой И.С. и Петровой В.И.
Автор – составитель программы
учитель начальных классов:
Иванова И.В. - первая квалификационная категория;
2018г.
ВВЕДЕНИЕ
Программа кружка «Азбука добра» разработана и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа является модифицированной, разработана и составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой «Этика: азбука добра».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.
Практическая значимость программы направлена на нравственное развитие личности каждого ребенка, который имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, а также на использование помощи родителей для формирования первоначального представления о моральных нормах и правилах в обществе и в семье.
Реализация программы рассчитана на один год. Общее кол-во часов в год - 68 часов:
1). 34 часа внеурочной деятельности используется, как часы регулярных еженедельных занятий. Продолжительность занятия — 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
2). 20 часов используются в период осенних и весенних каникул, занятия проводятся 5 раз в неделю по 2 часа ежедневно.
3). 14 часов — это разовые мероприятия (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии, проекты, акции, сборы и др.)
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей, которым адресована программа – 8-9 лет. Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, тестов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей будет представлена на конкурсах разного уровня (школа-город-республика), выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях.
Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются компьютер, мультимедийный проектор.
1. Цель и задачи программы
Целью программы является - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Задачи программы:
- Обучающие - познакомить обучающихся начальной школы с нравственными понятиями и разнообразными видами деятельности; дать начальные представления о моральных нормах, правилах поведения и взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- Воспитательные – воспитывать такие личностные качества как доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям, уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и традиций образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
- Развивающие - формировать потребности и мотивы нравственного поведения обучающихся; обогатить эмоциональный мир школьников; формировать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
2. Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
В процессе освоения данной программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, о семье, труде, учении, обучающиеся начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, понятие семьи, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в ходе реализации программы «Азбука добра» включены упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, о семье, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням, но во втором классе возможно формирование только первого и второго уровня и частично третьего уровня.
- Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
- Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Во втором классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлена на конкурсах, выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях. Конкурсы является важным итоговым этапом занятий. Они проводятся внутри класса, школы, города и республики. Результаты участия вписываются в портфолио детей. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Система отслеживания и оценивания результатов освоения программы «Азбука добра» также проходит через диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: - диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; - диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родите лей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
3. Содержание курса кружка внеурочной деятельности
Содержание программы «Азбука добра» ориентировано на вовлеченность родителей и детей в игровые, творческие формы, в проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков и ответственности перед семьёй.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Формы проведения | Формы организации | |
теоретические | практические | |||
Раздел 1. Школьный этикет-15ч | ||||
1. | Дисциплина в школе и классе Что такое дежурство. Кто такие дежурные | Беседа в классе, вопросы по теме. Рассказ с элементами обсуждения о значимости книг в жизни каждого человека. Практическое занятие: уборка в классе, взаимодействие с родителями. Тренинг: помощь мамы в уходе за цветами. Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Игра с элементами театрализации «Мой любимый урок» | 1 | 2 |
2. | В библиотеке: люби книгу Как обращаться с книгами | 1 | 2 | |
3. | Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка | 1 | 2 | |
4. | Гигиена тела и школьных принадлежностей | 1 | 1 | |
5. | Твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Порядок в твоем портфеле. | 1 | 1 | |
6. | Уход за цветами в кабинете | 1 | 1 | |
Раздел 2. Правила общения– 10 ч | ||||
7. | Сопереживание, помощь друзьям | Беседа с элементами обсуждения о дружбе и друзьях. Практическое занятие с использованием презентации родителей о классе. Тренинг: Твои друзья и друзья семьи. Кто важнее и нужнее? «Театр в классе» - зарисовки классной жизни. | 1 | 1 |
8. | Дал слово - держи | 1 | 3 | |
9. | Диалоги со сверстниками Я, ты, он, она – вместе классная семья | 1 | 3 | |
Раздел 3. Как стать трудолюбивым – 12 ч | ||||
10. | Учусь все делать сам Организация деятельности Помоги себе сам | Беседа об обязанностях в семье. Рассказ с элементами обсуждения о семейных традициях. Практическое занятие с привлечением родителей класса для изготовления подарков для дедушек и бабушек в семье. Тренинг «Береги честь семьи» Экскурсия в краеведческий музей «Традиции и обычаи русского народа». Игра с элементами театрализации «Русская горница» | 1 | 3 |
11. | Взаимопомощь в школе Взаимопомощь дома | 1 | 3 | |
12. | Беречь результаты труда своего и чужого. Сохраним школьное имущество | 1 | 3 | |
Раздел 4. Правила опрятности и аккуратности – 9 ч | ||||
13. | Правила личной гигиены Береги свое здоровье – профилактика заболеваний | Встреча с медицинским работником школы, беседа о здоровом образе жизни. Просмотр обучающего видео по теме «Здоровье - оберегай, от болезней – убегай! » с элементами обсуждения. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи с привлечением мам и пап, медицинских работников. Экскурсия в медицинский кабинет школы. Игра с элементами театрализации «Помощь четвероногому другу» | 1 | 2 |
14. | Бережное отношение к своей одежде дома Бережное отношение к домашнему имуществу. | 1 | 2 | |
15. | Бережное отношение к школьным принадлежностям Сберегу природу в своём городе | 1 | 2 | |
Раздел 5. Внешкольный этикет – 8 ч | ||||
16. | Правила поведения в общественных местах В транспорте На детских игровых площадках | Беседы – инструктажи о правилах поведения в общественных местах. Практическое занятие: посещение вместе с родителями класса театральных представлений в театре «Сказка» в г.Абакан , в ДК Визит г.Саяногорска. Участие в акции «Кормушки для птиц» с привлечением родителей класса. | 1 | 3 |
17. | Бережное отношение к природе Я – юный эколог | 1 | 3 | |
Раздел 6. Наши мероприятия – 14 ч | ||||
18. | Участие в мероприятиях, посвященных дню пожилого человека. | Практическое занятие: изготовление открыток и поздравление пожилых людей по микрорайону школы, с привлечение родителей класса. | 2 | |
19. | Участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери. | Подготовка и участие детей и родителей класса в фестивале хоровых коллективов школы ко дню Матери. | 2 | |
20. | Обычаи и традиции русской Масленицы. | Организация, подготовка и участие детей и родителей класса в школьном КТД «Масленица». Посещение этнографического комплекса «Ымай» детей и родителей класса. | 4 | |
21. | Участие в мероприятиях, посвященных дню Защитника Отечества | Экскурсия в пожарную часть п.Черемушки: «Профессия папы-пожарный!». Игровая программа с элементами театрализации «Наши мамы – лучше всех» | 1 | |
22. | Участие в мероприятиях, посвященных дню 8 Марта | 1 | ||
23. | Участие в мероприятиях, посвященных дню Космонавтики. | Тренинг – игра «Дорога в космос». | 1 | |
24. | Участие в мероприятиях, посвященных дню Победы. | Практическое занятие: изготовление открыток и поздравление ветеранов микрорайона, с привлечение родителей класса. Участие детей и родителей в городском мероприятии «Бессмертный полк». | 3 | |
Итого | 18 | 50 | ||
68 ч |
- Список литературы:
Используемый для разработки программы и организации образовательного процесса:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Рекомендуемый для детей и родителей:
- Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006 год
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 6 -7 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...