«Качество образования и перспективные современные технологии»
материал

Анжелика Викторовна Тонвина

«Проблемно - диалогическая технология на уроках в начальной школе». В своей работе я использую технологию проблемно-диалогического обучения. Значимость этой технологии трудно переоценить. Плюсы данной технологии вижу в том, что она позволяет воспитывать ребенка внутренне свободным, умеющим творчески относиться к делу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno_-_dialogicheskaya_tehnologiya_na_urokah_v_noo.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Тонвина А.В

 «Качество образования и перспективные современные технологии»

Тема доклада: «Проблемно - диалогическая технология на уроках в

начальной школе»

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, видеть перед собой проблемы и искать способы их решения. Как успешно учить всех ребят без отсева и отбора, укрепляя в каждом из них чувство собственного достоинства, веру в свои силы и радость от полученных результатов труда? Как пробудить в каждом желание самосовершенствования, самопознания, саморазвития?

В своей работе я использую технологию проблемно-диалогического обучения. Значимость этой технологии трудно переоценить. Плюсы данной технологии вижу в том, что она позволяет воспитывать ребенка внутренне свободным, умеющим творчески относиться к делу.

Технология представляет собой целостную систему, она отражена в программах, методических разработках, учебниках, есть система контроля и мониторинга. Обеспечивает здоровьесбережение школьников, поскольку применима в обстановке полной комфортности ребенка на уроке и не только способствует формированию высокого мотивационного потенциала обучения, но и помогает достижению прочных и глубоких знаний.

Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Проблемно - диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

В сложном прилагательном “проблемно - диалогическое” первая часть означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы или вопроса для исследования. 

Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово “диалогическое” означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. В своей работе я использую три способа постановки учебной проблемы:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

2. Подводящий к теме диалог.

3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Каждый из этих способов имеет свою особенность. Приведу примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы.

Побуждающий диалог 

Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий: создание проблемной ситуации; побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждение к формулированию учебной проблемы; принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.

На своих уроках я использую различные приемы создания проблемной ситуации. В основу создания проблемных ситуаций “с удивлением” я использую самый простой пример: одновременное предъявление классу противоречивых фактов, теорий, мнений или другой прием, суть которого состоит в том, что учитель сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или задание на новый материал.

В основе проблемных ситуаций “с затруднением” лежит противоречие необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается другими приемами: дается практическое задание, невыполнимое вообще, задание не сходное с предыдущими, т.е. такое с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из приемов будет свой.

Так, например, когда я предъявляю противоречивые факты, ставлю следующие вопросы: “Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Если к классу предъявляются противоположные научные теории, диалог строю иначе: “ Почему вы удивились? Сколько существует мнений?”

Для побуждения к формулированию учебной проблемы я использую одну из двух реплик: “Какова будет тема урока? или “Какой возникает вопрос?”

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомните, выполните по образцу), мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Необходимо учитывать, что все это должно опираться на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого я использую прием “яркое пятно”, который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока.

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание.

Результативность педагогического опыта

Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку.

Внедрение опыта привело к повышению качества знаний. Меньше учащихся не справляются с контрольной и проверочной работами, тестированием.

Дети обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. С большим интересом дети выполняют задания логического и проблемного характера, а также задания повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения.

С каждым годом ученики всё активнее принимают участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах. Работая в парах, группах, коллективе дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, не боясь быть осмеянными, если их мнение не совпадает с мнением других, дискутируют, доказывают свою точку зрения.

Кроме того, разрешение учебных проблем оказало положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Они искренне радуются успехам своим и чужим.

Итак, на собственном опыте убедилась, что открывать новые знания надо совместно с детьми, и стараюсь воплотить их на своих уроках. Считаю, что проблемное обучение - сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладеть этой технологией может каждый педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»

Доклад "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

статья Повышение качества образования с помощью современных педагогических технологий.

Статья об использовании современных технологий на уроках в начальной школе....

«Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов.  Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и пре...

«Система формирования качества образования через применение современных образовательных технологий (мультимедиа-технологии) на этапе реализации ФГОС»

Теоретическое обоснование  эффективности использования мультимедиа-технологий в обучении младших школьников. (с презентацией)....

«Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока в начальной школе»

В данной статье говорится об особенности процедуры оценивания при безотметочном обучении,  в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке,несовпадение этих двух оценок ста...

«Повышение эффективности и качества урока через использование современных технологий».

В данной работе рассматриваются вопросы повышения эффективности и качества урока через использование современных технологий...