Взаимосвязь каллиграфии с грамотностью письма на занятиях по чистописанию
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Взаимосвязь каллиграфии с грамотностью письма на занятиях по чистописанию. Минутки чистописания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_kalligrafii_s_gramotnostyu_pisma.doc | 59.5 КБ |
minutka_chistopisaniya.ppt | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь каллиграфии с грамотностью письма
на занятиях по чистописанию
Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребёнка в первый класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах.
Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма. Но нельзя не учитывать, что процесс овладения техникой письма практически невозможен без учёта требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой).
При записи любого слова на занятиях по чистописанию необходима предварительная работа по слого- , звуко-, буквенному и орфографическому анализу слова, т. е. работа по предупреждению возможных фонетико – графических и орфографических ошибок.
Каждое слово при списывании с образца должно быть предварительно прочитано и понято. Прежде чем думать, как написать ту или иную букву, как её рационально соединить с предыдущей и последующей, нужно сначала решить вопрос, какую букву писать.
И не секрет, что сразу после перехода от букваря к учебникам русского языка работа по звукобуквенному анализу слов на уроках резко сокращается, проводится от случая к случаю. На фонетический разбор слов часто не хватает времени, занимаемся мы этим, когда вплотную сталкиваемся с необходимостью, например при изучении таких тем, как «Звуки и буквы», «Гласные е, ё, ю, я», «Алфавит», «Разделительный ь» и др.
Занятия по чистописанию
состоят из трёх составных частей: 1) фонетическая минутка; 2) графическая
минутка; 3) орфографическая минутка.
Приведу фрагмент такого занятия.
с са сд сб со см сл ся
снег след сугроб сосна леса
Завалила зима сугробами леса.
- Какую букву будем писать на минутке чистописания? Сегодня вспомним, как правильно соединять эту букву с другими буквами.
1) Фонетическая минутка.
- Какие звуки могут обозначаться буквой с? (Буква с может обозначать твердый звук [с] и мягкий звук [с'].)
Дайте характеристику звуку [с]. ( Звук [с] согласный, твёрдый, парный, глухой.)
В каких соединениях 1-й строчки буквой с обозначается твёрдый звук [с]?
Докажите.
Дайте характеристику звуку [с'].
В каких соединениях 1-й строчки буквой с обозначается мягкий звук [с']? Почему?
2) Графическая минутка.
- Обратите внимание. Буква с состоит из полуовала, верхняя часть которого
уже нижней. Соединение буквы с с буквами а, д, б всегда нижнее путём
повторного проведения по ходу движения руки.
Соединение с буквой о может быть нижним, может быть верхним. От чего
это зависит?
( Это зависит от буквы, которая следует за буквой о. Соединение будет
нижним тогда, когда следующую за буквой о букву начинаем писать снизу.
Соединение будет верхним, если следующую за буквой о букву начинаем
писать сверху.)
Докажите это на примере слов 2- й строчки. ( С буквами м, л, я соединение не
надо начинать слишком высоко.)
3) Орфографическая минутка.
- Хором прочитаем слова 2 -й строчки. Какие два правила надо знать, чтобы
правильно написать эти слова? (правило проверки слов с безударными
гласными и парными согласными в корне.)
Вспомним правило проверки слов с парными согласными на конце
слов и перед другими согласными, кроме сонорных и в.
Я читаю слово, вы хором называете к нему проверочное: Снег. (Снега.)
След. (Следы.)
Сугроб. (Сугробы.)
Вспомним правило проверки слов с безударными гласными а-о, и-
е-я в корне.
Я читаю слово, вы хором называете к нему проверочное.
- Запишите 1 -ю и 2 - ю строчки в тетрадь.
При записи будьте внимательны, наиболее трудные соединения обозначены
крестиком.
Хором прочитаем предложение. Найдите и прочитайте слова с безударными
проверяемыми гласными в корне, подберите проверочные слова.
Дети записывают предложение в тетрадь.
Сейчас речь пойдёт о проведении минутки чистописания на основе субъективизации, в соответствии с которой школьники участвуют в планировании и организации данного структурного компонента урока, где они относительно самостоятельно определяют содержание и виды своих предстоящих учебных действий, оценивают их результат.
Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяются две части: 1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания; 2) составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и её элементов.
На первом году обучения используются относительно простые речемысленные упражнения.
Остановлюсь на группе упражнений, стимулирующих развитие речи, аналитико – синтетического, логического мышления.
СЛАЙД № 1, 2
Первая группа упражнений – составление характеристики искомой буквы и звуков, которые она обозначает.
Пример задания:
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания; она есть в каждом из данных слов (на доске написаны слова:
Енот, сетка, ежиха, пенал)
и может разделить их на две равные группы.
- Какая это буква?
- На какие две группы она может разделить данные слова?
Примерный ответ: Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву е. Она имеется в каждом из данных слов. Но в словах «сетка, пена2л она обозначает звук[ э]. Это первая группа. В словах «енот, ежиха – два звука[ й] [э], это вторая группа.
СЛАЙД № 3
Вторая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора.
Пример задания:
- Прочитайте написанные на доске слова (бумага, гиря, ряд).
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук.
- Какая это буква?
- В каком слове она находится?
Возможный ответ: Сегодня мы будем писать букву г. Она находится в слове «гиря» и обозначает в нём парный звонкий мягкий согласный звук.
Выполнение подобного рода заданий начинается с поиска буквы в одном слове, состоящем не более чем из 3 – 4 букв. Постепенно учащиеся переходят к нахождению буквы в слове, состоящем из большего количества букв.
Слова подбираются с таким расчётом, чтобы в каждом из них присутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого всего по одному показателю.
СЛАЙД № 4
Третья группа упражнений – осуществление разбора слова по составу.
Пример задания:
- Определите букву, которую мы напишем на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов.
- Какая это буква?
Исходные слова: закваска, подголосок, мясистый.
Примерный ответ: Сегодня мы будем писать букву с. Она имеется в корне квас слова закваска, в корне голос слова подголосок, в корне мяс слова мясистый.
Подбор слов в упражнениях данной группы начинается с двух единиц, каждая из которых имеет одну – две составные части. Постепенно увеличивается количество и усложняется их состав.
СЛАЙД № 5
Четвёртая группа упражнений – осуществление неполного морфологического разбора.
Пример задания:
- Прочитайте вслух данные слова.
- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда: детский, тростник, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный.
- Какая это буква?
Возможный ответ: Сегодня мы будем писать букву т. Во всех существительных данного ряда она является непроизносимой согласной..
Подбор слов в упражнениях этой группы начинается с двух - трёх единиц разных частей речи. Постепенно увеличивается количество исходных слов и разнообразие частей речи.
СЛАЙД № 6
Пятая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора и разбора слова по составу.
Пример задания:
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов (резинка, закрыл, кит) и обозначает в нём парный глухой мягкий согласный звук.
- Какая это буква?
- В каком слове она находится?
Условия составления и выполнения упражнений данной группы такие же, как во второй.
СЛАЙД № 7
Шестая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора в нетрадиционной форме.
Пример. На доске записаны слова: лампа, лесной, отлетел.
-
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук.
- Какая это буква?
- В каком слове она находится?
Работа в упражнениях данной группы начинается с двух слов разных частей речи и однотипного их состава. Затем подбираются два слова разных частей речи и разного состава. Далее постепенно увеличивается количество слов разных частей речи с усложнённым составом и количеством искомых букв.
Пример такого усложнённого задания:
На доске записаны слова: стар…сть, п…шёл, н…винки, зав…рной.
- Прочитайте написанные на доске слова.
- Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Их две. Первая находится в приставке глагола,
в корне существительного во множественном числе,
в суффиксе существительного в единственном числе,
в окончании имени прилагательного. Вторая буква обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части.
- Какие это буквы?
СЛАЙД № 8
Седьмая группа упражнений – на повышение орфографической зоркости.
На доске записаны слова с пропущенными орфограммами: праз…ник, ст..лица, сер..це, ур…жай, ч..нил, с…бака, н..зина, звёз…ный, л…цо.
- Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы.
- Какие это буквы?
- По какому признаку вы разделите слова на группы?
Предполагаемый ответ. Сегодня будем писать три буквы: д, о, и. Буква д является непроизносимой согласной в словах праздник, сердце, звёздный. Буква о представляет собой непроверяемую безударную гласную в словах столица, урожай, собака. Буква и является безударной гласной в корнях слов лицо, чинил, низина. Слова разделены на три равные группы по орфограммам.
Для такого рода упражнений сначала подбирается группа слов, которые можно разделить на две равные части, в каждой из которых находится по два слова. Далее постепенно увеличивается количество предназначенных для группировки слов и количество частей, на которое их можно разделить.
На всех этапах минутки чистописания (кроме исполнительной) от учащихся требуется развёрнутый, доказательный ответ, что способствует речемыслительному процессу и даёт возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Роль учащихся в организации и проведении минутки чистописания заметно возрастает. С помощью рассмотренных приёмов работы их деятельность по определению темы минутки чистописания, её содержания становится всё более самостоятельной, развивающей, осознанной, активной и поэтому интересной.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 группа упражнений - составление характеристики искомой буквы и звуков, которые она обозначает
2 группа упражнений - осуществление неполного фонетического разбора
3 группа упражнений - осуществление разбора слова по составу
4 группа упражнений - осуществление неполного морфологического разбора
5 группа упражнений - осуществление неполного фонетического разбора и разбора слова по составу
6 группа упражнений - осуществление неполного фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора в нетрадиционной форме
7 группа упражнений - на повышение орфографической зоркости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...
Влияние воображения на грамотность письма младшего школьника
Давно известно, что язык - это зеркало и социальных и нравственных процессов, происходящих в обществе. Утрата языковой культуры, грамотности не должна оставлять нас равнодушными.На протяжении столетий...
Орфографическая зоркость - основа грамотного письма младшего школьника
В этой статье раскрыты основные аспекты работы по выработке орфографической зоркости у младшего школьника....
Технология использования персонального компьютера на коррекционно – развивающих занятиях с учащимися начальной школы ( 3 класс фонетико фонематическое недоразвитие речи формированию грамотного письма).
опыт с применением персонального компьютера на логопедических занятиях...
Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов
Статья "Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов"...
Каллиграфия и её значение в формировании грамотного письма в начальной школе
Данный материал использовался как выступление на методическом сообществе учителей начальных классов....
Профилактика дизорфографии. Приемы формирования грамотного письма у младших школьников на логопедических занятиях.
В статье анализируются причины "невнимательного письма" у детей, приводящие к дизорфографии. В коррекционной работе первостепенное з...