Использование новых педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся.
материал

Панфилова Наталья Владимировна

Доклад о развитии творчского потенциала у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся.

 Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной степени творчество доступно каждому. Ребёнок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.

Творческая деятельность младших школьников -это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев при их поступлении в школу, характерно отсутствие в потребности в рисовании, лепке, аппликации. На становление характерных видов детского творчества заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Отсутствие целенаправленных приёмов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер. Рисунки данной категории детей отличают схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, частое отсутствие существенных признаков, «зацикливание» в использовании цвета (чаще всего при возможности выбора из большого количества цветов они выбирают один, реже два цвета).

Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм. При создании декоративных композиций затрудняются в воспроизведении последовательности элементов узора, отражении пространственно-временной организации орнамента (ритма и чередования элементов), однако при активной помощи со стороны взрослых они способны повторить любой мотив.

Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации и т.д. Творческая деятельность, имеет большое  значение в жизни человека, тем более она имеет большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

   Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, развивают собственный творческий потенциал, формируется культура труда. Все коррекционно-развивающие занятия (и индивидуальные, и групповые) проводятся с учётом особенностей развития, воспитания и обучения детей с особенностями в развитии, адаптированы к обучению детей, имеющих нарушения в развитии мелкой моторики рук. Все занятия вызывают стойкий интерес у детей. А благодаря широкому использованию заданий и упражнений по психогимнастике, сказкотерапии, арт-терапии позволяют решать многие учебные задачи, оказывают положительное влияние на познавательные возможности для коррекционного учебного процесса.  

Подбор видов деятельности и содержание занятий выстраиваются так, чтобы формировать и развивать творческий потенциал детей.

Игры и упражнения очень увлекательны, они способствуют развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, чувства ритма, способствуют развитию глазомера и координации движения пальцев.

        Рассмотрим технологии, используемые в работе с умственно отсталыми детьми:

технологию педагогики сотрудничества  («проникающая технология»);

игровую технологию («пестование»).

       Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»)

        Целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания.

        В специальном образовании широко используется педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая как целостная технология пока нигде не воплощена в практику, но рассыпана по сотням книг, ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.

        Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. («Концепция среднего образования РФ»). Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.

        Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:

-превращение педагогики знания в педагогику развития личности;

-в центре всей образовательной системы – личность ребенка;

-гуманистическая ориентация образования;

-развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;

-сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.

Основные принципы педагогики сотрудничества:

  • учение без принуждения;
  • право на свою точку зрения;
  • право на ошибку;
  • успешность;
  • мажорность;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

        В специальном образовании сотрудничество распространяется на все виды отношений детей, педагогов, родителей с социальным окружением.

«Использование современных образовательных технологий  обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения  дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют больший шанс приобрести  необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации. Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии так как в центре стоит ученик, личность, который по своему, талантлив и красив. Как сказал Волошин: “Ребенок - непризнанный гений. Средь буднично серых людей”. И задача учителя обратить внимание на внутренний мир ученика, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние дела и возможности, использовать их для более полного развития личности. Эти же требования выдвигают новые дидактические принципы: технологизация и гуманизация. Гуманно-личностный подход - это ключевое звено всех педагогических технологий, поэтому основная задача в моей работе создать условия ученику для собственного развития, развивать творческую личность, , повысить уровень  мотивации к обучению.         

    Информационно-коммуникационные технологии 
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию учащихся с ограниченными возможностями к получению и усвоению новых знаний. А применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы, так как применяются при работе с детьми, у которых помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, словесно - логического мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Ведь электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «ИКТ способны оживить учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании мультимедийных технологий, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, уроки с использованием мультимедийных технологий - процесс осознанного усвоения материала. 

Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство.       Большинство педагогов нашей школы, и я в том числе, занимаемся с детьми декоративно- прикладным творчеством. Занятия прикладным творчеством направлены на  эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе  усвоения детьми ряда  навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для развития творческих способностей используютсяразные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, восковыми мелками и утюгом; витраж, коллаж с применением стружки, соломы, крупы, семян, пуговиц, скорлупы;декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д), экспериментирование с различными художественными материалами,  дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей.Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует  интерес детей к  прикладному творчеству и  является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей.

Многогранная деятельность  детей на занятиях прикладным  творчеством создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий.  Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают  огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Главная цель педагога:

-формирование способностей  к  творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

      Задачи, способствующие достижению цели:

- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе  изобразительной деятельности;

- формирование  умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

- совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

- стимулирование интереса к прикладному творчеству;

- воспитание нравственных качеств личности детей.

Осуществляя педагогическую деятельность, я применяю особые ---методы художественно - эстетического воспитания:

- метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

- метод диалогичности (позволяет  детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

- метод сравнений (для  активизации мышления);

- метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

- метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

- метод  привлечения жизненного опыта детей;

- метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  детей, помогает найти верное решение из возможных);

- визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

- словесный метод;

- наглядный метод.

 Формы работы:

- индивидуально практическая деятельность на занятиях;

- коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;

- проведение тематических, конкурсных  мероприятий;

- кружковая деятельность.

В нашей школе стало доброй традицией проводить творческие выставки  детских работ.

          Итак: развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.  Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Использование инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интереса к чтению у младших школьников.

Статья об использовании инновационных педагогических технологий и технологии музейной педагогики для  развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интере...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики с использованием педагогических мастерских.

Всегда ли знает педагог, что нужно дать воспитанникам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение всем: и педагогу, и воспитаннику, и его родителям. Решать эту про...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии, используя новые подходы учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС

Данная статья раскрывает новые подходы учебно-воспитательного процесса  развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии в условиях реализации ФГОС...