Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного предмета.
статья (3 класс)

Косаринцева Ирина Николаевна

Внеурочная деятельность - это тоже образовательная деятельность, которая осуществляется в условиях, отличных от классно-урочной системы. Но от этого не является менее значимой. Она позволяет решить ряд задач очень важных для ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Катаргина И.Н., учитель начальной школы

 ГБОУ СОШ № 315 Пушкинского района

 Санкт-Петербурга

Внеурочная деятельность по предмету  как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно - оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и дополнительное образование обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Принципы организации внеурочной деятельности в нашей школе:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  преемственность с технологиями учебной деятельности;

  опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  опора на ценности воспитательной системы школы;

  свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:  

  • Спортивно-оздоровительное  
  • Духовно-нравственное
  • Общекультурное  
  • Общеинтеллектуальное  
  • Социальное

Задачи:

1.Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций.

2.Развитие инициативы и творчества детей.

3.Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества. 4.Пропаганда здорового образа жизни.

5.Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации.

6.Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности.

7.Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями.

8.Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:

- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

- творческая самореализация детей;

- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

- психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;

- реализация игрового сюжета в деятельности детей.

Фактор риска. Возможные пути разрешения.

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты модели организации внеурочной деятельности можно выделить следующие:

-отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов;

-привлечение специалистов дополнительного образования, ДЮСШ;

-дефицит учебно-методических пособий;

- использование ресурсов Интернет-пространства;

-недостаточная методическая подготовка педагогов, проведение методических занятий,

- участие в Интернет-форумах ФГОС;

-недостаточно свободных помещений.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.

 Литература:

 1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах /    Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.

 2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.

 3. Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. - М.: ВАКО, 2015. - 288 c.

4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 c.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов на начальной ступени»

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесс...

Внеурочная деятельность по занимательной грамматике "Части речи". 3 класс

Данное занятие помогает проверить уровень знаний по теме Части речи"...

Воспитание и внеурочная деятельность в новом федеральном государственном образовательном стандарте

Данный материал подготовлен для выступления на школьном методическом объединении....

Статья.Внеурочная деятельность в процессе реализации новых образовательных стандартов.

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных прог...

Внеурочная деятельность: проблемы организации, и её образовательный потенциал в аспекте требований ФГОС.

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты новог...

Статья "Внеурочная деятельность учащихся как неотъемлемая часть образовательного процесса."

Внеурочная деятельность - это деятельность, отличная от урочной системы обучения и   занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, которые направлены на достижение личностных и м...

Статья «Проектная деятельность во внеурочной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

В своей педагогической деятельности я  применяю и использую разнообразные интерактивные  формы работы, особое место в моей работе занимает проектная деятельность. Непременным условием проект...