Выступление на вебинаре на тему «Построение индивидуально-ориентированной траектории образовательного процесса ребёнка с ОВЗ»
материал
Выступление на вебинаре на тему «Построение индивидуально-ориентированной траектории образовательного процесса ребёнка с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vebinar_poslednee.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на вебинаре на тему: «Построение индивидуально-ориентированной траектории образовательного процесса ребёнка с ОВЗ»
Здравствуйте, меня зовут... Тема моего выступления: «Построение индивидуально-ориентированной траектории образовательного процесса ребёнка с ОВЗ»
Я работаю с девочкой на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Эта программа направлена на развитие необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Образование глухих обучающихся по варианту 1.4. связано с практическим овладением доступными навыками коммуникации, социально бытовой ориентировки, умению их использования в повседневной жизни. (Слайд с названием программы)
Для данного ребёнка с учётом индивидуальных психофизических особенностей и в соответствии учебного плана школы разрабатывались индивидуальные рабочие программы по предметам: «Математические представления», «Жестовый язык», «Русский язык», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир» , «Человек», «Изобразительная деятельность», «Предметно-практические действия». Сейчас я хочу поделиться с вами как проходят уроки.
Обучение навыкам самообслуживания у нас проходит на предмете «Человек». Целью обучения по предмету является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. А именно гигиеническая культура осваивается через формирование навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. Любое действие достаточно сложно по своей структуре. Чтобы выполнить его, ребенку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение.
Педагогу необходимо четко понимать какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть ребёнку тем или иным навыком самообслуживания. Например, навык мытье рук можно разбить на 4 шага: включать воду, намыливать руки, споласкивать руки, выключать воду.
Последовательные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты. Необходимо использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы незначительные его достижения.
В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях. С алгоритмом вы можете ознакомиться на слайде.
Перед началом формирования навыка самообслуживания, необходимо создать обучающую среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями — игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку. Используя разнообразные приемы: игра с куклой, подражание действий учителя, совместные действия, самостоятельные действия ребенка, у ученицы формируется положительное отношение к выполнению гигиенической процедуры.
Так как ученица не говорящая, я её учу основам коммуникации. А именно общаться жестами. Мы изучаем разные жесты по темам на уроке «Жестовый язык»
Но основную задачу для нее я поставила выучить дактильную азбуку (слайд с азбукой). Как же я это делала. На каждую букву у нас отводилось примерно 2 часа.
-Лепили буквы.
- Раскрашивали (красками, карандашами, пальчиками, использовали нетрадиционные техники
-Выкладывали спичками или счётными палочками букву
-Выкладывали мозайкой букву
-Аппликации(фото)
Проводила игры на закрепление. Такие как: «Беги к букве», «Покажи букву», «Собери букву», «Напиши букву» (на манке) Ну и конечно старались писать буквы в прописях или в тетрадях. Сейчас хочу вам продемонстрировать игру,которую проводила с ученицей в 1 классе. (видео).
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. На уроках предметно-практических действий я провожу с ученицей упражнения которые способствуют сенсорному развитию.Такие как:
1Украшение рисунков пуговицами, монетами
Развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.
- «Шнуровка»
- Игры с прищепками
Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками.
- Упражнение сортировка различных зерен
Такое упражнение развивает у ребенка внимание, усидчивость
- Упражнение «сухой бассейн».
Сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, ребёнок развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров.
6.Игры с мозайкой.
7.Выкладывание узоров из палочек по образцу.
8. Лепка
(фотографии)
7.Также мы выполняем аппликации и из различных материалов
Занимаясь аппликацией, ребёнок узнаёт разные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка..(фотографии аппликаций)
Формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе происходит на уроках окружающего природного мира.
Занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий, натуральных предметов (например, игрушки животных, муляжи фруктов и овощей). Проводятся экскурсии, наблюдение за изменениями в природе.(фото) Просмотры презентаций и небольших видеороликов о живой природе.
Формирование представлений у глухих детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, ягода: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (ягода, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными ягодами (смородина, клубника, малина), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные ягоды). Ребенок получает представление о значении ягод в природе и жизни человека, о способах ее переработки.
В 1 классе работа идёт со знакомством объекта. Чтобы познакомить с объектом, я использую такие приёмы как рисование, лепка, собирание пазла с картинкой объекта, показ презентации. Использую дидактические игры. Например, «Корзинка». Ребёнку даётся корзинка, на полу лежат картинки или муляжи ягод и других предметов. Ребёнок должен собрать в корзинку только ягоды. Во 2 классе мы уже учимся различать ягоды и объединять в группы(съедобные/несъедобные). Хочу вам продемонстрировать видео. Отрывок с урока.(включаю видео)
Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире происходит на уроках окружающего социального мира.
На данном уроке я провожу работу с картинками, где изображены хорошо знакомые предметы, транспорт,одежда,город,школьные принадлежности, дети, взрослые, их действия. Подбираю картинки так, чтобы можно было соотнести их с окружающей обстановкой. Главное, чтобы рассматривание вызывало у ребёнка эмоции. Необходимо сопровождать свои действия негромкой, плавной речью со спокойной приветливой информацией, постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружающему.
Я использую следующие способы усвоения общественного опыта:
- подражание показанным действиям
- действия по образцу и речевой инструкции
- формирование игровой деятельности
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Также проводятся экскурсии и дидактические игры.
Хочу вам продемонстрировать отрывок с урока. (видео)
В силу наличия тяжёлых нарушений развития для обучающихся данной группы показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования.. Особые образовательные потребности глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития обусловливают необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития или сокращённо СИПР. СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год), который определяется решением ПМПк образовательного учреждения. В её разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребёнком в образовательной организации.
Целью реализации СИПР является включение глухих детей, обучающихся по варианту 1.4., в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребёнком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач. Итоговые достижения глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 1.4. принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям глухих детей без дополнительных нарушений. Они определяются индивидуальными возможностями ребёнка и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Я работала с этой девочкой год. И какие же у нас результаты:
- Задания по образцу выполняет
- Знает числа до 5.
- Показывает на пальцах количество предметов.
- Может сопоставить количество предметов и картинку.
- Пишет числа до 5.
- Грибы отличает съедобные и несъедобные.
- Узнаёт и жестами показывает мальчика и девочку.
- Узнаёт и показывает жестами членов своей семьи
- Соблюдает последовательность при мытье рук
- Снимает и надевает отдельные предметы одежды без помощи взрослого.
- Сформированы представление о частях дома (стена, крыша, окно, дом, дверь, потолок, пол). Может сопоставить картинку и название
- Выучили дактиль.Т.е если дать табличку, она продактилирует
- Лепит самостоятельно. Помощь учителя минимальна. Закручивает колбаски в жгутик, делает переплетение колбасок, расплющивание материала
- Размазывает пластилин по шаблону
Таким образом, постоянный поиск новых форм, методов организации учебного процесса, позволяют делать работу с особенной категорией детей в развитии более разнообразной, эмоциональной, информационно насыщенной, формируют речь, развивают психические процессы, эмоциональное восприятие и позволяют ребенку овладевать на доступном для него уровне знаниями, умениями и навыками, осваивать необходимые формы социального поведения и реализовывать их в семье и в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...
Доклад на тему: «Применение уровневой дифференциации в образовательном процессе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
Доклад на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»...
Выступление на секционном занятии объединения начальных классов «Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе»
laquo;Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе»...
Сообщение на тему: « Оказание индивидуально- ориентированной социальной помощи обучающихся с ОВЗ»
Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ...
Выступление на педагогический чтениях на тему "Роль воспитательной компоненты в образовательном процессе ОО"
В целях укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования Минобрнауки России раз...
Выступление к педагогическому совету «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно образовательном процессе»
Выступление к педагогическому совету «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно образовательном процессе»...