Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в школе.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? 1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. 2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе. 3. Коммуникативная компетентность рассматривается не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс благополучия его будущей взрослой жизни (способность успешно строить отношения в учебных и жизненных ситуациях)
Коммуникативные умения 2 класс Сделать это мне… Скорее тяжело Скорее легко Говорить перед классом 60% 40% Излагать(пересказывать) материал последовательно и не потерять нить рассуждений 39% 61% Сделать сообщение (зараннее приготовленное) на основе опорного конспекта, ключевых слов, защитить проект 26% 74% Отвечать у доски 35% 65% Читать вслух текст 35% 65% При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя 43% 57% Сообща работать в паре, группе 43% 53% Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное 17% 83%
Коммуникативно - значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.
Коммуникативные навыки: - открытость, честность, прямота высказываний - умение слушать другого человека - способность к поиску компромисса - умение настаивать на своем - навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым - умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”.
Коммуникативный опыт: - умение выстраивать межличностные отношения; - знать и применять этикет общения; - умение владеть коммуникативными технологиями, в том числе информационными; - умение соотносить цель общения с особенностями собеседника; - умение делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.); - опыт самопрезентации; - умение моделировать общение и речевое поведение; - быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях; -умение продуктивно разрешать коммуникативные конфликты, контролировать себя и управлять своими эмоциями.
Коммуникативная компетентность включает в себя: · Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации · Способность применять коммуникативные навыки во внешкольной и внеклассной деятельности
Основные формы учебной коммуникации Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц - турнир Доказывать и опровергать Защита проекта
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы: Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап Готовность учащихся участвовать в урочном общении Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой Комментировать вопросы и ответы Делать сообщения Рассказывать логично и последовательно
2 этап Простота и чёткость речевого высказывания Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание Умение использовать риторические вопросы Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания 3 этап Умение вести беседу в паре, в группе Умение поддерживать беседу Умение вести конструктивный диалог Умение построить дискуссию и вести её Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах
Овладение информационно – коммуникативными технологиями Через: - Работу в группах и в парах; - Игровые технологии; - Применение элементов технологии уровневой дифференциации; - Использование элементов личностно – ориентированного развивающего обучения - Проектную деятельность; - Внеурочную деятельность (игры, экскурсии)
Виды работ на уроке: - ролевое чтение, выразительное чтение; - инсценирование произведения (сказки, рассказа и т.д.) ; -рассказ от 1 лица, упр.«Комплимент» (сказать комплимент литературному герою); - сочинение, упр.«Сказка в заданном ключе» (сочинить сказку, придумать другое окончание); - знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой; - составление опорных схем, моделей, рисунков, - составление текстовых задач, вопросов, решение логических задач, задания творческого характера (головоломки, ребусы и т.д)
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках окружающего мира. Фрагменты урока с элементами формирования коммуникативной компетенции через работу в группах Урок «Развитие и размножение животных» 3 класс (УМК «Школа России») Цель(для уч-ся): узнать, как размножаются и развиваются животные
Этап урока – открытие новых знаний Форма работы – групповая (6 групп)
Анализ урока Цель: формирование у учащихся информационно – коммуникативных навыков Виды деятельности Формирование информационно-коммуникативных умений 1.Работа с информацией. Просмотр видеофильма Умение внимательно слушать, воспринимать, извлекать, анализировать информацию на слух 2.Работа с информацией. Работа с учебником. Умение анализировать информацию из текста зрительно, слышать и понимать другого 3.Работа с информацией. Работа с таблицей. Умение анализировать, обобщать, классифицировать, находить ответы на вопросы, осуществлять сотрудничество (работать в группе), контролировать свои действия
Виды деятельности Формирование информационно-коммуникативных умений 4.Работа с информацией. Работа с моделями. Умение взаимодействовать, доказывать свою точку зрения, договариваться 5.Презентация своей работы. Выступление групп. Умение последовательно излагать материал, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами 6.Рефлексия Умение оценить свою работу, свои эмоции и чувства, не бояться высказать своё мнение, Умение оценить работу своей группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе...
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.
В данной работе обобщён и представлен мой практический опыт формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной специальной (коррекционной) школе I и II видов....
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)
Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности....
Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)
Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопостовля...
формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе...
Презентация "Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"
Презентация предназначена для выступления на педагогическом совете школы....