Работа со словарными словами на уроках русского языка
статья (2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества словарных слов. Материал данной статьи поможет учителям начальных классов интересно и эффективно организовать работу со словарными словами на уроках русского языка.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методик обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие полных научно обоснованных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям.
Поэтому учителю необходимо иметь в своей методической копилке подбор упражнений, которые бы соответствовали этим требованиям.
Приведу пример некоторых упражнений, которые использую при работе со словами с безударными непроверяемыми гласными:
- Расположить словарные слова по алфавиту.
- Группировка слов по орфографическим признакам.
Я говорю слова: диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь и т.д.
Нужно распределить слова по столбикам:
1 столбик – с безударной а,
2 – с безударной о,
3 – с безударной е,
4 – с безударной и.
- С целью закрепления знаний правила о правописании корней в родственных словах даю задание: подобрать однокоренные слова с разными морфемами.
Мороз, морозец, заморозки, морозный.
- Подбор и запись синонимов, антонимов.
Цель: обогащение словаря учащихся; распознавание антонимов, синонимов.
Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.
Юг – север, запад – восток и т.д.
- Подбор слов по темам.
Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.)
- Замена описательных оборотов словами-синонимами.
Цель: узнавание предмета по заданным признакам.
Ящичек для ручек, карандашей (пенал).
Использование игровых моментов и игр повышает интерес у детей к словарным словам.
- Игра «Угадай слова».
Цель: развитие мыслительных операций, проверка знания словарных слов.
Дается начало слова ка- .
Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста, картофель и т.д.
- Игра «Цепочка слов».
Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.
Береза, автобус, салют и т.д.
- Игра «Собрать слова из слогов».
ро аг ном (агроном)
то ав биль мо (автомобиль)
- Игра «Замена».
Заменить цифры буквами алфавита:
31, 12, 19, 12, 21, 18, 19, 10, 33 (экскурсия)
- Урок начинаю словами:
Слова спокойно жили в книжке
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начало откусили
Из книжки в норку утащили.
…робей
…рона
…тух
Дети восстанавливают слова.
- Игра «Подсказка» (использую, если тема вызывает затруднения; развивает мыслительные операции)
_о_о_ _ _ (воробей)
_о_о_ _ (ворона)
_е_ _ _ (петух)
Обязательно объявляю тему, например, «Птицы».
Использую игры, предлагаемые учителем Л.А.Эргашевой .
- Игра «Отгадай секрет».
На доске написаны слова. Они «засекречены». В каждое из них вставлен лишний слог, например: собамока, оперсина, глорамм и т.д.
Нужно «рассекретить» слова и записать в тетрадь, указав непроверяемую гласную.
2. Игра «Распутай слова».
Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трех слогов,
Кто помочь словам готов?
бе, ка, ло, ран, со, мо, рё, даш, ко, ка, за, ба
(береза, карандаш, молоко, собака)
Какое слово лишнее? Почему?
3. Игра «Шифровка».
- Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова вспоминаем ранее изученные слова из словарика.
Например: з – заяц
а – автобус
в – воробей
о – огурец
д – дежурный
- На доске записаны слова. Задание: из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово, записать с тетрадь.
Машина, лисица, народ (малина)
Ветер, семя, лопата (весело)
Колесо, рота, ваза (корова)
– На какие вопросы отвечают слова?
– Что обозначают? Подберите однокоренные слова.
С удовольствием дети выполняют задания «Рифмовки», которые я позаимствовала у учителя Г.А.Евсюковой .
Рифмовка помогает установить смысловую связь между словом и выделенной буквенной записью, указывает на орфограмму, а главное способствует произвольному запоминанию написания словарных слов. Ученики в дальнейшем оперируют рифмовкой как алгоритмом для запоминания орфограмм.
Вот основные составляющие этого способа:
- Выделение слова в слове.
- Есть слова подобные птице,
Каркают на словарной странице.
тина
Кар тон Кар!
ман
- Посмотрите, дети,
Рак летит в ракете.
Рак ета рак
- – Кап, кап, кап –
Шепчет капуста.
– Без дождя мне очень скучно!
Кап уста кап
- Выделение слога в слове.
- Нота ре запела
В адресе умело.
адрес
- Со слогом мо – я злой мороз,
А без него – я много роз.
мороз
- Выделение буквы в слове.
- Буква О в костре живет
И, представьте, не боится,
Не горит и не дымится! Костер
- Главные слова важны
С буквой О они дружны!
Москва столица
Использую в своей работе опыт учителя начальных классов г. Сычевка Смоленской области С.Н.Ященковой . Словарные слова учитель предлагает запомнить при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:
- запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
- сплоченные в группы предметы должны оживать, двигаться.
- Словарные слова объединены в группы, каждая группа имеет свой сюжет. Для лучшего запоминания использую схематические рисунки. Приведу страничку словарика, где представлены текст и сами слова для запоминания.
хорошо
быстро
весело
скоро
Как кататься на велосипеде?
Хорошо, быстро, весело, скоро.
Материал для работы со словарными словами.
Подбор однокоренных слов:
- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.
- Болото, болотце,болотный,болотистый.
- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.
- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.
- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.
- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.
Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.
Синонимы:
алмаз – бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг – внезапно,
весело – радостно,
ветер – ураган – вихрь,
воин – боец – солдат – витязь,
желать – хотеть,
извините – простите,
иногда – изредка – подчас – порой,
комната – светлица – горница – каморка,
космос – вселенная,
красивый – прекрасный,
путешественник – путник – турист,
рассвет – восход,
ребёнок – малыш – дитя - крошка – детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.
Антонимы:
богатство – бедность,
быстро – медленно,
весело – грустно,
город – деревня,
дорога – аллея, шоссе,
дорогой – дешёвый (товар),
женщина – мужчина,
здоровый – больной,
здравствуй – до свидания, прощай,
красиво – уродливо,
мороз – жара,
пришел – ушел,
рассвет – закат,
родина – чужбина,
спасибо – пожалуйста,
устный – письменный,
хорошо – плохо,
чёрный – белый.
Этимологические сведения:
аквариум (от лат. слова aqua “вода”)
аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)
балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)
бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)
велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)
вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)
герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)
гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)
зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )
изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)
капуста (от лат. слова caputium “головка”)
карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)
килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)
колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)
компас (от лат. слова compasso “измеряю”)
конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)
корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)
корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)
космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)
пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)
сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)
спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)
телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)
телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)
тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)
трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)
тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)
футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)
цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)
шахматы (персидское выражение “шах умер”)
Результаты собственной работы по данной проблеме убеждают, что качество обучения младших школьников в формировании орфографического навыка зависит от выбора средств, методов, форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и от сохранения изученного материала длительное время.
Литература:
- Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок.// Начальная школа, 1995, №5, с. 69.
- Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, 2001, №9, с. 109.
- Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. // Начальная школа, 2002, №2, с. 50.
4. Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами. // Начальная школа, 2006, №6, с.23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...
Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....
Работа со словарными словами на уроках русского языка
Методика работы с новыми словарными словами на уроках русского языка...
Работа со словарными словами на уроках русского языка
Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал...
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Формирование навыков правильного написания непроверяемых орфограмм требует постоянной работы по разработанной методистами схеме, включающей следующие разделы:...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"
Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....